Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


"Механизм развития одаренности"

СКАЧАТЬ (73.5 Kb) 02.10.2018, 10:38
Русанова Инна Георгиевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, "Детская школа искусств"пгт. Нижний Одес
  1. О признаках одарённости.

Нередко главным признаком музыкальной одарённости считается высшее проявление музыкальных способностей: блестящий слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный аппарат, невероятная обучаемость и титаническая работоспособность. Одарённые дети, отвечающие всем высшим требованиям, встречаются редко даже среди учеников специальных музыкальных школ. Музыкальная одарённость есть нечто качественно иное, нежели совокупность блестящих способностей.                                                                                                 
Согласно исследованиям, одарённым детям присущи некоторые особенные психологические качества:

Сильная внутренняя потребность «делать музыку»: исполнять, слушать, импровизировать, фантазировать, сочинять, размышлять о ней. Они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, что не могут выразить словами и испытать каким-либо иным способом. В этом первопричина их сильной потребности в музыке и музыкальных занятиях.

Необычайная концентрированность на музыкальных занятиях, в отличии от каких-либо других. Вообще продолжительность времени, в течение которого ребёнок может концентрироваться на определённом занятии, - один из самых ранних показателей одарённости в любой области. Одарённые дети не только сохраняют поглощённость своим делом несколько часов подряд, но и возвращаются к нему в течение нескольких дней, в отличие от обычного ребёнка того же возраста, склонного к постоянным отвлечениям внимания.

Ранняя зрелость эстетического чувства. К 9-10 годам, а то и ранее, одарённые дети чувствуют разницу между прекрасным и приятным, между художественно оправданным и ярким, пёстрым, притягивающим внимание – в отличие от большинства их сверстников.

Ранняя способность оценивать недостатки собственного музыкального дарования. В музыке труднее, чем в других видах деятельности, принять за яркую одарённость специфические особенности детского возраста, с присущим ему сочетанием двигательной пластичности, эмоциональной реактивности, обучаемости, буйного воображения и стремления выражать себя. Опытные педагоги неоднократно предупреждали о возможности подобных ошибок: то обстоятельство, что впечатлительные дети более склонны к эстетическим переживаниям, говорит не столько о повышенной одарённости в данной области, сколько вообще о преждевременном развитии, свойственном таким детям. Но преждевременное развитие ведёт и к преждевременному увяданию. Нельзя отрицать и того, что в музыкальных вундеркиндах ярко индивидуальное и раннее проявление музыкальной одарённости усиливается такого рода одарённостью детства.

Ещё одним признаком одарённости считается креативность, творческие способности. Музыкальная одарённость должна проявляться в оригинальности мышления, в творческих результатах. Ни феноменальные способности, ни яркая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одарённости, если таких результатов нет. Но и этот тезис верен лишь частично. Среди творческих личностей немало тех, кто не блистал в детстве яркими способностями. К тому же творческая одарённость в музыке оказывается достаточно расплывчатой характеристикой, если речь идёт не о великих именах, а о конкретных музыкальных проявлениях детей и подростков.

Творческий дар неразрывно связан с личностным и духовным ростом. Поэтому период 13-20 лет, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одарённости. Даже рано обнаружившиеся способности превращаются в творческую одарённость за пределами детского возраста. Ранее всего раскрывается виртуозно-техническая одарённость, более связанная с природными способностями. На следующей возрастной ступени раскрывается дар интерпретатора, способность индивидуального прочтения музыки. И только затем – творческая одарённость, расцвет которой наступает в 20-30 лет.

Юношеский возраст особенно показателен для музыкального дарования: среди выдающихся музыкантов нет почти ни одного, талант которого обнаружился бы по окончании юношеского возраста. Желание самовыражения в ранних творческих опытах всегда опирается на подражание, открывающее двери в существующую музыкальную реальность.

  1. Механизм развития одарённости.

Механизм развития способностей и одарённости универсален и выражается тремя неразрывно взаимосвязанными действиями: различать – обобщать – опробовать. Они же лежат в основе всей нашей психической жизни, способностей познавать, понимать, говорить, усваивать разные житейские умения.

Но в области специальных способностей у них есть некоторые особенности. Феноменальные способности – следствие определённого механизма развития.

Различать – значит выделять, разграничивать, сравнивать важные для деятельности характеристики объектов (например высотные, тембровые, динамические). На этой основе формируется сенсорная культура художественной деятельности во всех видах искусства, включая музыкальное.

Обобщать – непрерывно и интуитивно схватывать в некотором целом (объекте, явлении или действии) общие принципы, главные признаки, связи, отношения разного рада и на разных уровнях. Обобщение, как правило, специализировано по отношению к некоей более или менее широкой области, позволяя легче овладевать умениями и быстрее приобретать соответствующий опыт. Это – основа для формирования мышления и развития художественного интеллекта.

Опробовать – извлекать из собственных действий алгоритм результат, пригодный для разных условий. В основе алгоритма – связь между свойствами звучания и совокупностью действий, необходимых для нужного результата. Когда алгоритм найден, нужное звучание можно воспроизвести легко. Опробование у одарённых детей может проявляться в разных формах, начиная от попыток подбирать знакомую музыку и импровизировать на инструменте и кончая изобретением собственной системы нотной записи, чтобы фиксировать свои опыты.

Другое дело, что маленькие дети и многие одарённые взрослые не могут объяснить, «как это у них получается»: они просто знают, что «нужно так», «так лучше», «так правильно». В этом и заключается скрытая цель детских игр со словами, звуками, красками, ритмами. Даже самые одарённые дети проходят период таких проб (часто остающихся незамеченными), прежде чем начнут петь, подбирать на инструменте или исполнять. Отсюда понятно, почему музыкальные способности могут сформироваться только в музыкальной деятельности, а никак не до неё.

Крайне редко все три перечисленных компонента складываются незаметно, очень рано, очень быстро и на самом высоком уровне. Обычно это требует времени и личного участия ребёнка. Каждый компонент механизма развития способностей «доводится» до необходимого уровня в процессе специального обучения.

С первых шагов в музыке дети учатся различать характеристики и свойства звукового материала, чувствовать в нём главные связи и отношения, осваивать алгоритмы чистого пения и игры, выразительной фразировки и т.п. С одними детьми приходится интенсивно работать над умениями различать характеристики звуков, другим трудно даётся обобщение, хотя, казалось бы, они «хорошо слышат». Некоторые ученики бегло схватывают музыку «на слух», но испытывают трудности, когда нужно подобрать, сымпровизировать; а другие – «слухачи» - с трудом овладевают теоретическими знаниями.

Рассмотрим каждый компонент механизма развития музыкальной одарённости более детально.

Различение.

Как известно, специальные способности зависят от тонкости реакций воспринимающих систем – зрения, слуха, осязания, мышечного чувства. Считается, что чем выше чувствительность воспринимающей системы, тем больше разнообразных характеристик объекта человек способен воспринять.

Совершенствование различительных возможностей человека осуществляется по нескольким основным направлениям.

  1. постепенно увеличивается количество уровней, которые мы способны различать внутри какого-то целого. К примеру, в слуховом развитии это выражается в постепенном продвижении от общей реакции ребёнка на темпоритм, тембр или «настроение» к выделению мелодии, позже гармонического плана и формы, затем стиля и исполнительской манеры. В развитии исполнительской техники постепенно формируется способность различать оттенки мышечных, осязательных и двигательных ощущений в руках, корпусе, диафрагме и т.д.
  2. увеличивается количество независимых характеристик, через которые мы можем представить свойства музыкального целого. Например, «на старте» музыкального развития мы учимся отличать тембр одного инструмента от другого, а впоследствии различаем не только акустические тембры, но гармонические, регистровые и фактурные тембровые краски, влияние на тембр артикуляции звука, штриха, динамики и пр.

Яркая музыкальная одарённость не обязательно связана с абсолютным     слухом, хотя среди одарённых детей и взрослых обладателей абсолютного слуха большинство. Даже при отсутствии «природного» абсолютного слуха у одарённого ребёнка вырабатывается индивидуализированное, тонко дифференцированное восприятие музыкального тона, которое развивается на протяжении всей жизни.

  1. увеличивается количество характеристик, которыми мы можем оперировать (в воображении, мышлении, в исполнительском действии), независимо от каких-либо других характеристик.

Всё вместе это влияет  на упорядочение музыкального опыта, следовательно, позволяет извлекать новые знания из уже имеющихся.

Для каждой задачи в музыкальной деятельности существует свой допустимый предел чувствительности по принципу: «необходимо и достаточно». Поэтому в профессиональном обучении тренируется не слуховая (мышечная или иная) чувствительность «вообще», а навыки различения главных характеристик для конкретных музыкальных задач.

Люди отличаются друг от друга как по реактивности чувственных систем, так и по избирательности. Иначе говоря, человек может иметь высоко- или среднечувствительный слух, но при этом чувствительность не распределяется «равномерно» на разные свойства звучания. Одни люди тонко различают мельчайшие градации высоты, другие более чувствительны к оттенкам тембровой окраски. Профессиональное обучение направлено на некоторое выравнивание избирательной чувствительности слуха. (Хотя в конечном итоге как раз избирательность слуха определяет неповторимость музыкального слышания).  Музыканты способны тонко чувствовать выразительность микросдвигов, к примеру, акустического строя, высоты и временной продолжительности тона, величины интервала, темпа. Они остро реагируют на связи между отдельными характеристиками звучания внутри музыкального целого, в отличие от фальши, темповых ошибок, эмоциональных преувеличений, которые эти взаимосвязи разрушают. Как и живописец, музыкант «работает отношениями», раскрывая глубину музыкального образа, и они же определяют развитие его способностей.

Обобщение.

Схватывание главных отношений (принципов, связей) в музыкальном целом, начиная с отдельного тона или созвучия и кончая произведением, осуществляется интуитивно, до отчётливого осмысления и вне сознательного анализа. Обобщить – значит услышать тон как носитель ладотональных, мелодических, гармонических, темпоритмических и иных связей и отношений в данном целом. Тот же принцип действует и в двигательной сфере, когда схватывается рисунок движения в его связи с мышечным ощущением, качеством прикосновения к клавише и т.п. «Способные» отличаются от «неспособных» многовекторным обобщением. Чем больше векторов – направлений, уровней, критериев обобщения, - тем более целостный и отчётливый слуховой образ; а чем меньше векторов – тем более он диффузный, размытый, «кластеризованный». Многовекторное обобщение опирается на обострённое чувство целого.

Чувство целого имеет универсальное значение для всех видов творческой деятельности. Оно определяет восприятие, переживание и интерпретацию образного содержания музыки, является основой ладового чувства, чувства темпа, ритма, формы, стиля, музыкальной логики, проявляется во фразировке, нюансировке, выстраивании единства разных образных планов и уровней произведения. С ним связан художественный вкус, позволяющий находить баланс неповторимой выразительности деталей и стройности формы, а также поразительная интуиция и проницательность одарённых людей.

Многовекторному обобщению трудно научить, поскольку почти невозможно объяснить, как именно это надо делать. Но все музыканты осваивают многовекторное обобщение, без которого музыкальная деятельность невозможна. Очень одарённому музыканту сложно бывает преподавать, особенно когда трудности ученика преподаватель пытается анализировать «по себе». Однако, с другой стороны, именно дар такого обобщения объясняет известные случаи раннего начала педагогической деятельности у одарённых музыкантов.

Связи многовекторного обобщения с общим интеллектом пока неизвестны. Музыкальные способности могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также развиваться у детей, страдающих слабоумием. В то же время иногда обучение музыке может способствовать восстановлению определённых функций интеллекта у детей с тяжёлыми отставаниями в умственном развитии.

Результаты обобщения свёрнуты в слуховом образе, который тем самым становится «артикулированным», наглядным, что облегчает запоминание музыки, исключает слияние разных, даже похожих образов. Не случайно одним из показателей одарённости является объём и точность специальной памяти.

Объём и точность специальной памяти характерны для любых видов одарённости. Ребёнок, едва успевающий по большинству предметов в школе, с трудом запоминающий содержание странички учебника, в то же время удивительно многое знает в интересующей его области, мгновенно и прочно запоминает все мельчайшие детали, например, крылышек насекомых или бамперов автомобилей разных марок, никогда не путает их.

Музыкально одарённые дети нередко помнят всю музыку, которую слышали или играли. Такую память часто называют феноменальной.

Объём памяти сам по себе не определяет уровня способностей: феноменальная «фотографическая» память бывает как у гениев, так и у людей с клиническими признаками умственной отсталости. У одарённых людей память приобретает свои уникальные свойства благодаря предельной  ментальной отчётливости воспринимаемого музыкального образа.

Механизм обобщения может переноситься в другие сферы деятельности, меняя, перестраивая её алгоритмы. В результате можно освоить и такую деятельность, которая не имеет связей с прежней.

С мгновенным переносом обобщений связано превращение жизненных впечатлений в музыкальное содержание, с одной стороны, и открытие «музыкальности» окружающего мира, с другой.

Опробование.

Одарённый ребёнок нередко стремится извлекать звуки из любых предметов и вслушиваться в них. Он рано пытается подбирать на инструменте по слуху, иногда сразу двумя руками, т.е. с гармонизацией. Для всех музыкально одарённых детей характерно стремление воспроизводить на инструменте всё слышимое.

Способность извлекать общие алгоритмы музыкальной и не только музыкальной деятельности является основой особого дара пародирования и подражания манере мышления и интонирования других музыкантов («музыкально перевоплощаться»).

Опробование – своего рода «полигон» формирования музыкальных способностей, хотя и в данном случае индивидуальное своеобразие путей развития невозможно не заметить.

Заключение.

Нормально одарённые дети могут иметь недостаточное развитие тех или иных способностей, проблемы в учебном процессе, но в целом они целенаправленно и на хорошем уровне овладевают знаниями и умениями, достигают высокого профессионализма.

Умственная активность, инициативность, изобретательность в любимых занятиях выделяют их среди сверстников. В детстве они легко и выразительно демонстрируют всё, что ими выучено, а позже умеют эффективно пользоваться полученными знаниями. Способность ясно мыслить, чётко излагать свои мысли, во всём добиваться ясности – сильная их сторона. Таким людям очень важно контролировать направленность и ход собственного развития; и этому сопутствуют увлечённость необычным, удовольствие от умственного напряжения при освоении новых знаний, умений и видов деятельности. Одарённые дети удивительно гармонично развиваются во всех направлениях одновременно. Они отлично успевают по всем учебным предметам в школе. Успешно развиваются в общегуманитарной и художественной сферах: осваивают иностранные языки, пишут стихи, увлекаются живописью, философией, компьютерным программированием.

Личностные черты одарённых детей – энергичность, собранность, обязательность, устойчивая работоспособность, высокая обучаемость в разных сферах.

Другой тип нормально одарённых называют «креативными». Их дарование очень специфическое, конкретное: только здесь они могут проявить свои творческие возможности. Они чувствительны к узкому кругу задач, не имеющих одного решения. Часто они с трудом осваивают большинство учебных предметов, имеют репутацию «троечников». Их одарённость вообще может остаться незамеченной, особенно в детстве, поскольку они раскрываются лишь тогда, когда стоящая перед ними задача требует их особенных возможностей, а таких задач в учебной практике очень мало. Бывает, что они легко, оригинально, с увлечением выполняют трудные творческие задания и с трудом – простые и типовые.

Например, ребёнок никак не может твёрдо выучить интервалы на уроке сольфеджио. Но если требуется досочинить мелодию, присочинить второй голос, то его работа будет лучше.

Такие музыкально одарённые дети часто имеют средний или даже несколько сниженный уровень общего (вербального) интеллекта, не отличаются беглой речью, не умеют точно передать даже выученный материал по «общим предметам». Но в «своей» области у них можно наблюдать все характеристики одарённых людей – точную интуицию, тонкость восприятия, цепкую память, продуктивность действий и обучаемость. Чаще всего они практики и для реализации одарённости им нужны практические задачи. Обычно их одарённость по достоинству оценивается за пределами школьных стен, если только в этих стенах они не потеряли веру в себя.

Эти дети могут быть очень музыкальными, иметь виртуозную технику, устойчивую работоспособность, но некоторая ограниченность общего развития преодолевается с трудом.

Третий тип одарённых детей – это дети с яркой индивидуальностью, которая раскрывается через буйное воображение, выразительную эмоциональность, артистизм поведения, потребность и свободу самовыражения. Такого ребёнка выделяют из среды сверстников яркие образные ассоциации, острое чувство юмора, наблюдательность, своеобразные реакции и переживания, необычные увлечения. Во всём, что говорит, думает и делает ребёнок, отчётливо заметно, что он «не такой, как все».  У него нет выдающихся успехов в учении, но яркость, незаурядность, своеобразие склоняют педагогов к тому, чтобы считать его одарённым, хотя и с неопределённым прогнозом профессионального будущего.

Здесь особенно часто бывают ошибки прогноза. Вообще одарённые люди притягивают своеобразием музыкальных и личностных проявлений. Их индивидуальность будто заключает в себе некую тайну, которую хочется разгадать. В искусстве это качество очень важно. Людей, наделённых такой притягательной оригинальностью, единицы.

В профессиональном отношении музыканты этого типа неровные как по степени выраженности разных способностей, так и по работоспособности. Они могут показывать незаурядные успехи только там, где наличный технический уровень не мешает свободно выразить своеобразие их музыкального переживания. На этом уровне они нередко и «застревают». Добиваться более высоких результатов, преодолевать себя, ставить цели «как у всех» они не решаются (или не стремятся), и сломать этот барьер педагогу бывает трудно. В каком-то смысле они могут стать психологическими заложниками своей оригинальности.

Проникнутое интересом, симпатией, восхищением, ожиданиями большого будущего отношение окружающих создаёт для «оригинального» психологически комфортную атмосферу. Его будущее становится зависимым от подобной атмосферы больше, чем от собственных трудов и усилий, из-за чего возникают трудности в старшем возрасте. Нередко он пытается найти, воссоздать её в отношениях с людьми (хотя бы с близкими) и оправдывает свою личностную и профессиональную нереализованность тем, что «работать в такой обстановке невозможно».

Конечно, «чистых» типов не бывает. Ведь тип, как отмечалось, это обозначение одного из возможных путей развития, а не шаблон одарённой личности. Иногда чужой путь кажется более привлекательным, более «правильным». «Умницы» могут попытаться завоёвывать окружающих «оригинальностью», «креативные» взращивают в себе чувство неполноценности из-за беспомощности в таких задачах, где другие чувствуют себя уверенно. «Оригинальному» хочется стать интеллектуалом. Но все они обесценивают те свои качества и возможности, которые являются действительно сильными и ценными.  Это не отрицает необходимости одарённым людям учиться друг у друга, перенимать разные подходы к делу, приёмы работы и т.п., оставаясь самими собой.



Категория: Разное | Добавил: redaktor
Просмотров: 1141 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог