Необходимость в объективной оценке качества результатов образования и неразработанность критериев – одно из характерных противоречий, свойственных системе дополнительного образования детей (в частности по художественно-эстетическому направлению). Проблема измерения качества результатов возникает в связи с отсутствием критериальных эталонов, норм, показателей соответствия стандарту и описания самого стандарта. Мониторинг образовательных результатов на данный момент является одной из наименее разработанных проблем дополнительного образования детей.
Существующая неопределённость на государственном уровне, что можно считать стандартом в дополнительном образовании, даёт педагогу определённую свободу самостоятельно разрабатывать нормативы (стандарты) образовательной программы, определять объём знаний и умений учащихся, возможные способы отслеживания уровня усвоения содержания программного материала. Целесообразность отслеживания образовательных результатов делает необходимой разработку мониторинговой системы.
Данные методические рекомендации, разработанные автором на основе собственного многолетнего педагогического опыта, обращены к проблеме оценки и измерения результатов реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетического цикла. Раскрывают методику организации процесса мониторинга образовательных результатов в детском объединении, специализирующемся на обучении игре на гитаре.
Цель составления методических рекомендаций – оказание методической помощи в области отслеживания и оценивания результатов образовательной деятельности педагогам-практикам, ведущим преподавание игре на гитаре или другом музыкальном инструменте.
Основная часть
Вопросам мониторинга в системе дополнительного образования уделяется большое внимание. Автором был изучен существующий определённый опыт работы в данной области в учреждениях дополнительного образования Ярославля, Санкт-Петербурга, Самары, Белгорода. Однако не представлялось возможным применить его в своём детском объединении без изменений и доработки. В связи с этим была разработана и успешно апробирована в течение пяти лет специальная мониторинговая система, конкретизированная для детского объединения по обучению игре на гитаре и рекомендуемая к использованию в работе других детских объединений, занимающихся обучением игре на музыкальных инструментах. Данная мониторинговая система включает:
- предварительную диагностику;
- текущий (промежуточный) мониторинг;
- итоговый мониторинг;
- анализ результатов образовательной деятельности;
- прогнозирование дальнейшей работы.
Предварительную диагностику необходимо проводить при поступлении ребёнка в детское объединение. Педагог в ходе анкетирования, беседы, опроса, практических заданий выявляет знания, умения, навыки новичка по предмету, если таковые имеются, а также врождённые музыкальные способности (чувство ритма, музыкальный слух, память); узнаёт об интересах и увлечениях ребёнка, его музыкальных склонностях и предпочтениях (Приложение №1).
Итоги анкетирования позволяют выявить следующие мотивы прихода детей в детское объединение:
- желание изучать произведения по нотам;
- желание изучать аккордовые аккомпанементы к песням;
- желание овладеть обоими направлениями (последовательно).
С учётом желаний детей можно выделить два исходных направления в обучении игре на музыкальном инструменте:
1. Изучение сольных и ансамблевых произведений на основе нотной грамоты;
2. Изучение аккордов (аккомпанементов к песням).
Предварительная диагностика позволяет определить следующие категории учащихся:
- учащиеся, владеющие нотной грамотой;
- учащиеся, владеющие начальными навыками игры на гитаре по нотам;
- учащиеся, владеющие начальными навыками аккордового исполнения;
- учащиеся с отсутствием знаний, умений, навыков по предмету.
По результатам входной диагностики будет разумным выстроить образовательные траектории, соответствующие уровням и запросам (мотивам) сложившихся категорий учащихся.
Текущий или промежуточный мониторинг рекомендуется осуществлять в форме устных опросов по теории (Приложение №2), прослушиваний учащихся педагогом (в завершении изучения каждого произведения), которые необходимо проводить в течение всего учебного года, а также в форме тестирования в конце первой и третьей учебной четверти. Оценку качества исполнения изученного произведения (по трёхбальной системе) желательно заносить в дневник учащегося. Чёткое исполнение без ошибок оценивать в 3 бала, исполнение с недочётами в 2 балла, исполнение с грубыми ошибками – в 1 балл. Результаты выполнения тестовых заданий, включающих четыре теоретических и один практический вопрос, фиксировать в специальных протоколах. Каждый правильный ответ оценивать в 2 балла, ответ с недочётами – в 1 балл, неверный ответ – 0 баллов (Приложение №3).
Итоговый мониторинг практических умений возможно проводить в форме отчётных концертов учащихся (в декабре и апреле-мае), а также рекомендуется проводить итоговое тестирование в конце каждого полугодия (структура и фиксация результатов тестовых заданий аналогичны тестам текущего мониторинга, но содержание вопросов должно быть более ёмким).
На основе результатов итогового мониторинга педагог получает возможность проанализировать усвоение программного материала: выявить степень соответствия теоретических знаний, практических умений и навыков программным требованиям. Если соответствие неполное – необходимо определить способы решения проблем индивидуально для каждого ребёнка, сделать прогнозы на будущее.
По итогам года педагогу целесообразно проанализировать уровни воспитанности учащихся (Приложение №4).
В конце учебного года рекомендуется предложить учащимся анкеты, которые помогут педагогу выявить их отношение к занятиям в детском объединении и к самому педагогу (Приложение №5).
Заключение
- Так как в дополнительном образовании государственных стандартов не существует – педагогу необходимо разрабатывать в рамках конкретной образовательной программы свою систему мониторинга (систему отслеживания качества усвоения программного материала).
- Данный мониторинг можно успешно использовать в своей работе педагогам дополнительного образования, занимающимся обучением детей игре на музыкальных инструментах в системе дополнительного образования детей.
- Мониторинг образовательных результатов необходимо проводить в системе (входящий, текущий и итоговый мониторинг).
- Для проведения мониторинга необходимо разрабатывать способы отслеживания результатов и их оценки, мониторинговый инструментарий.
- Результат использования мониторинга образовательных результатов поможет отследить уровень усвоения программного материала, выявить динамику развития каждого учащегося, определить перспективы и скорректировать работу в рамках образовательной программы.
|