Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Пространственные компоненты в звуковысотном слухе младших школьников

СКАЧАТЬ (63.5 Kb) 02.02.2017, 09:33
Ревина Алина Фанилевна
педагог дополнительного образования, МБОУ ДО «УГДДТ им. В.М. Комарова»
Являясь эмоциогенным видом искусства, музыка не замыкается на трансляции эмоций. Очень часто она изображает какие-либо конкретные явления жизни, предметы окружающего мира. Это осуществляется благодаря тому, что музыкально-звуковая материя способна вызвать в слушателе самые различные соощущения, представления, внемузыкальные ассоциации и мысли. Механизм возникновения всех этих продуктов работы психики до конца ещё не изучен, хотя решение этой проблемы представляется интересным не только в сугубо научном плане, но и в практическом. Знание закономерностей возникновения тех или иных представлений, ощущений при восприятии музыки позволяет педагогу-музыканту разработать корректную методику развития музыкального слуха, восприятия, мышления. Согласитесь, что прежде, чем развивать музыкальное восприятие и слух, необходимо выявить их специфику.
Изучение особенностей музыкального слуха и восприятия детей может дать весьма ценный материал для выявления специфики музыкального языка, этимологии экстрамузыкальной семантики музыкальных средств, для исследования её связей с речью, мышлением, эмоциями и другими формами человеческой деятельности. Особый интерес представляет проблема, связанная с выяснением того, как в индивидуальном музыкальном сознании преломляются наиболее общие и фундаментальные закономерности музыки, без которых было бы немыслимым её функционирование как искусства. К настоящему времени уже доказано, что большое значение в музыкальном восприятии имеет жизненный опыт. Однако насколько велика роль этого опыта, как он преломляется в музыкальной деятельности – эти вопросы ещё ждут своего ответа.
Существенным компонентом музыкальности является звуковысотный слух. По мнению Б.М.Теплова, музыкальный слух в узком смысле можно понимать как звуковысотный слух. Приводя теоретические и экспериментальные обоснования, учёный доказывает, что ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота. Сравнивая восприятие высоты в шумовых звуках, в звуках речи и музыки Б.М.Теплов приходит к выводу, что в шумах и звуках речи высота воспринимается суммарно с тембром. Тембровые компоненты звука не отделяются от собственно высотных [см. 5].
Мы поставили перед собой задачу, выяснить особенности восприятия младшими школьниками звуковысотной стороны музыки, учитывая связь звуковысотного и тембрового компонентов.  С этой целью в школе  № 69  г. Уфы мы провели обследование музыкального восприятия второклассников, в плане выявления пространственных ощущений и представлений, всецело зависящих от тембрового компонента музыкального звука, которые могут возникнуть при слушании музыкального материала. В опытной работе, которая проходила в три этапа, было задействовано от 18-ти до 20-ти детей.
Поскольку нас интересовала лишь звуковысотная организации музыки, мы использовали в своей работе не музыкально-художественные тексты, а музыкально-инструктивный материал. Дело в том, что музыкально-художественный материал вызывает эмоциональный отклик. Эмоция же, обладает пространственными параметрами [см. 1, с. 397-415; 2 ], которые могли бы исказить картину звуковысотных ощущений. Слушая музыкально-инструктивный материал, школьники должны были отразить графически  его пространственные координаты. В качестве такого материала выступало поступенное звуковысотное движение с чередованием подъёмов и спадов и двумя звуковысотными плато.
То, что музыкально-звуковая материя действительно обладает пространственными характеристиками (пространственными координатами)  к настоящему времени ни у кого не вызывает сомнений. Важнейшей пространственной координатой является координата – «выше-ниже». Звук, который возникает благодаря высокому количеству колебаний называется высоким, звук с малым количеством колебаний называется низким. Но оказывается звук способен вызывать и другие соощущения, связанные с восприятием пространства. Таковыми являются ассоциации: «дальше – ближе» и «тоньше – толще». Эти ассоциации обусловлены тембровым компонентом музыкального звука [см. 3; 4].
Пространственная координата «дальше-ближе» основана на связи слухового и зрительного анализаторов. В основе её лежит жизненный опыт, связанный с эффектом оптического уменьшения предмета, который удаляется от наблюдателя. В сфере музыкальной деятельности действует закономерность: восходящая мелодическая линия от среднего регистра в верхний способна вызвать представление удаления чего-либо, и наоборот, нисходящее звуковысотное движение – представление приближения чего-либо.
Пространственные ассоциации «тоньше-толще» основаны на связи слуха с осязанием и зрением. Повышение звуковысотной линии закономерно воспринимается человеком как утоньшение,  а понижение мелодики – как звуковое утолщение. Композиторы используют все эти возможности музыки порождать названные ощущения и представления. Поэтому учитель-музыкант должен учитывать указанные закономерности музыкального восприятия человека и даже развивать их, формируя соответствующие ассоциативные фонды.
В своей опытной работе мы предложили детям три задания. В первом задании они должны были, слушая звуковысотное движение, сразу же за звучанием фиксировать графически «утоньшение» или «утолщение» звукового тела музыки: утоньшение рисовать линией, направленной вверх листа, утолщение – линией, направленной вниз, неизменность звукового тела отражать горизонтальной линией.
Второе задание также представляло собой фиксацию изменений звучащей материи в плане её повышения, понижения или неизменности высоты. Восходящее движение дети должны были отразить линией направленной вверх листа, нисходящее движение – линией, направленной вниз, повторение звуков одной высоты – горизонтальной линией.
Третье задание заключалось в графическом отражении представлений, связанных с эффектами удаления – приближения. Детям было предложено прислушаться к звучанию и представить как некий предмет либо удаляется, либо приближается, либо остаётся на месте. Удаление предмета предлагалось фиксировать линией, направленной вверх, приближение – линией, направленной вниз, остановку в пространстве предлагалось отразить горизонтальной линией.
Во всех заданиях дети выслушивали одну и ту же звуковысотную линию, которая представляла собой следующее поступенное движение:
от g1 – к g2 – к g1 – к g2 – плато на звуке g2 – к g1 – к g3 –  плато на звуке  g3 . Последовательность звуков исполнялась в весьма умеренном темпе, в равномерном ритме и при неизменной динамике. Школьники должны были рисовать звуковысотное движение на листе бумаги слева направо (начиная с середины левого края) одновременно со звучанием, по возможности не отрывая карандаш от поверхности листа. Каждое задание выполнялось отдельно. Интервал между выполнениями заданий составлял от 5-ти до 7-ми дней.
Графические работы школьников показали, что дети по-разному восприняли одну и ту же звуковысотную линию в зависимости от задания (от предлагаемых представлений). Рисунки многих детей оказались весьма далекими от эталона, хотя были и такие, которые в значительной мере приближались к образцу. Большинство же рисунков представляли собой зигзагообразный контур с весьма многочисленными подъёмами и спадами.
С целью «декодирования» полученных рисунков-графиков и количественного отражения результатов мы определили систему критериев, которые позволили бы оценить слышание детьми звуковысотной линии. В качестве таких критериев мы выбрали следующие:
1. Направление линии в начале звучащего пассажа;
2. Направление линии в конце звучащего пассажа;
3. Наличие (отсутствие) горизонтальной линии в середине графика, что соответствует (не соответствует) звуковысотному плато в середине пассажа;
4. Количественное соответствие графических подъёмов и спадов звуковысотному движению;
5. Преобладание восходящего направления в контуре рисунка-графика;
6. Соответствие рисунка-графика звуковысотному движению в целом.
Степень адекватности выполнения заданий отражалась количественно в трёхбалльной системе (0 ; 1; 2) по каждому критерию.
Полученные материалы продемонстрировали следующее.
Восходящее звуковысотное движение в начале не услышали:
3 человека (из 19-ти) в координате «тоньше-толще»,
2 человека (из 20-ти) в координате «выше-ниже»,
4 человека (из 18-ти) в координате «дальше-ближе».
Мелодическое плато в конце пассажа не отразили:
15  человек (из 19-ти) в координате «тоньше-толще»,
19 человек (из 20-ти) в координате «выше-ниже»,
12 человек (из 18-ти) в координате «дальше-ближе».
Плато в середине звуковысотной линии не отразили:
13  человек (из 19-ти) в координате «тоньше-толще»,
19 человек (из 20-ти) в координате «выше-ниже»,
14 человек (из 18-ти) в координате «дальше-ближе».
Полное несоответствие картины подъёмов и спадов продемонстрировали работы:
12-ти  человек (из 19-ти) в координате «тоньше-толще»,
14-ти человек (из 20-ти) в координате «выше-ниже»,
12-ти человек (из 18-ти) в координате «дальше-ближе».
Преобладание восходящего звуковысотного движения не отразили:
12 человек (из 19-ти) в координате «тоньше-толще»,
18 человек (из 20-ти) в координате «выше-ниже»,
13 человек (из 18-ти) в координате «дальше-ближе».
Значительное несоответствие графического контура контуру звуковысотной линии продемонстрировали работы:
16-ти человек (из 19-ти) в координате «тоньше-толще»,
19-ти человек (из 20-ти) в координате «выше-ниже»,
15-ти человек (из 18-ти) в координате «дальше-ближе».
Различными оказались и положительные результаты второклассников по всем трём системам координат. В таблице приведен средний балл, который набрали школьники по каждому критерию.
 
Системы координат
 
Критерии
Координата «тоньше-толще» Координата «выше-ниже», Координата «дальше-ближе»
1 Направление линии в начале звучащего пассажа 1,578 1,600 1,554
2 Направление линии в конце звучащего пассажа 0,42 0,1 0,554
3 Наличие (отсутствие) горизонтальной линии в середине графика 0,526 0,1 0,444
4 Количественное соответствие графических подъёмов и спадов звуковысотному движению 2,578 1,3 1,888
5 Преобладание восходящего направления в контуре рисунка-графика 0,526 0,15 0,5
6 Соответствие рисунка-графика звуковысотному движению в целом 0,21 0,05 0,278
  Средний балл
 
0,28 0,164 0,29
 
Как видно из таблицы, худшие результаты продемонстрированы в системе координат «выше-ниже», то есть в той системе, которая используется музыкантами при осмыслении высоты звука.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что у младших школьников тембровый компонент слуха развит лучше, чем высотный. Поэтому при развитии музыкального слуха детей можно опираться и на тембровый компонент, который также позволяет оценить звуковысотное движение.


Категория: Разное | Добавил: RevAli
Просмотров: 1314 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог