Сценарий концерта-лектория
« От оперы до мюзикла»
Звучит увертюра из оперы Дж. Россини « Севильский цирюльник»
«Но уж темнеет вечер синий
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей,
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет – они кипят,
Они текут, они горят…»
Эти строки из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» послужат эпиграфом к нашей концертной программе, ведь 2019 год в России объявлен годом театра. И сегодня мы обратимся к театру, но к театру не обычному, а музыкальному. Начнем с оперы.
В исп. Татьяны Базановой и Анастасии Хандога прозвучит интермеццо Дж. Верди из оперы
«Operа» по-итальянски буквально означает «сочинение». А ранние оперы в 17-ом веке назывались «dramma per musica»,т.е. «музыкальная драма». Все началось в конце 16-го века. 1590-е годы. Италия, Флоренция. Общество молодых людей, любителей и знатоков искусств, представителей аристократической элиты. Свой кружок они назвали «Камерата»(товарищество).Изучая античную литературу, они решили распеть целую драму. Получилось оригинально и красиво. Благодаря привлечению музыкальных инструментов открылись новые средства выразительности для изображения персонажей, чувств, явлений природы. Но подлинная история оперы начинается с конца 17-го века, когда итальянские любители музыки осознали магию профессионального пения, поразительную, пронзительную красоту воспитанного , окультуренного специальным дыханием и работой голосовых связок, певческого тембра. Прекрасное пение- bel canto- так назвали итальянцы эту великую и бессмертную школу пения. Хотя в опере главное- пение,но кроме этого могут быть разговорные сцены, балет, симфоническая музыка.
Опера, зародившись на рубеже 16 – 17веков в Италии развивалась по двум направлениям: seria (серьезная) и buffa(легкая). Опера «seria» живописала подвиги и страдания исторических личностей и героев античной мифологии. В опере «buffa» действовали представители так , называемого третьего сословия, обычные, простые люди ,такие, как Фигаро из оперы В. А. Моцарта «Женитьба Фигаро»,его жизнерадостный, активный характер отражает увертюра( сейчас звучит ее фрагмент).
В 18-19 веках в Европе царствовала итальянская опера, русская музыка с трудом пробивала дорогу к европейскому слушателю, да и на родине путь русских композиторов был тернистым: равнодушие публики, скепсис критиков, непонимание коллег,- все это в полной мере испил Александр Даргомыжский. Несмотря на увлекательный сюжет, сказочно – фантастический, основанный на неоконченной поэме А.С.Пушкина «Русалка», одноименная опера А.Даргомыжского не имела большого успеха при жизни композитора, зато в 20 веке стала одной из самых любимых, как у певцов, так и у публики.
Даргомыжский А. «Песня Ольги из оперы «Русалка». Исп. Татьяна Кляуба, концертмейстер Елена Попова.
Прохладное отношение образованной публики к операм русских композиторов в первой половине 19 века объясняется тем, что во – первых, сам русский язык для аристократов, воспитанных французскими и английскими боннами был чужим. И народная стихия, питавшая творчество Глинки и его последователей, осталась чуждой; во – вторых, итальянская опера заполонила и подмостки театров, и музыкальные салоны, и гостиные. Звуки арии знаменитой «Каста дива» пробудили от спячки Илью Ильича Обломова, героя романа И.Гончарова . В романе ее пела Ольга Ильинская, а на этой сцене прозвучит ее фортепианная обработка .
Беллини В. Каватина Нормы из оперы «Норма» , исполняет Татьяна Прохорычева.
Родоначальником русской классической музыки по праву считается М.И. Глинка, и его опера «Иван Сусанин» стала первой русской оперой, героем которой стал простой крестьянин, пожертвовавший собой ради спасения царя и русского воинства, чей подвиг вошел в историю.
Балетные номера органично вписываются в сюжет оперы «Иван Сусанин». 2-ое, так называемое польское действие рисует картину бала в замке короля.
Краковяк и танец из оперы М.Глинки исполняет фортепианный дуэт Е. Попова и Д. Белоглазова.
(на экране портрет П.И.Чайковского)
Петр Ильич Чайковский всю жизнь был горячим почитателем и верным последователем М.И.Глинки в творчестве. Еще будучи ребенком, он увидел в театре оперу «Иван Сусанин», и это стало тем эмоциональным переживанием, которое определило его судьбу. Судьбу великого композитора, чья музыка завоевала мировое музыкальное пространство.
(Звучит фонограмма оркестрового вступления к опере «Евгений Онегин»)
Опера «Евгений Онегин» была любимым детищем Чайковского, Конечно, либретто оперы не адекватно великому роману Пушкина, но гениальность музыки Чайковского сделала «Евгения Онегина» одной из самых исполняемых опер не только на российской , но и на мировой сцене.
П.Чайковский. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» исполняют Татьяна Кляуба и Светлана Измайлова, концертмейстер Д.Белоглазова.
Трогательная история слепой девушки, которая прозрела благодаря силе любви, легла в основу сюжета оперы Чайковского «Иоланта». Это одно из наиболее совершенных по мастерству произведений Чайковского. Вся драма разворачивается на протяжении одного акта. В Юной Иоланте, не знающей о своей слепоте, пробуждается сознание того, что она обделена природой. От смутной томительной печали она переходит к новому чувству еще не испытанной любви. Девушка узнает от рыцаря Водемона тайну, тщательно от нее скрывавшуюся, и ею овладевает страстное желание прозреть во что бы то ни стало и тем спасти жизнь любимого человека.
П.Чайковский. Ариозо « Иоланты», исполняет Марина Ананьченко, концертмейстер Татьяна Базанова.
Классическая русская литература стала в 19 веке неиссякаемым источником вдохновения для композиторов. Фантастические сюжеты Н.В. Г оголя, гротескные образы, созданные им на основе украинского фольклора привлекают Чайковского, Римского – Корсакова, Мусорского.
Действие комической оперы Мусорского «Сорочинская ярмарка» происходит в местечке Сорочинцы близ Полтавы. В основе сюжета - любовь Параси и Грицько, молодой паре чинят препятствия родители. Торговки, торговцы, цыгане, парубки и девчата, а еще бесы, ведьмы и страшное привидение «Красная Свитка» - все они создают пестрый , сочный колорит, на фоне которого разворачиваются смешные и жутковатые события.
М.Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» исполняют Татьяна Прохорычева и Елена Одинцова.
К концу 19 века западно – европейская опера далеко ушла от четкого разделения на «buffa» и «seria» , герои ее стали сложными, неоднозначными . Сюжеты композиторы чаще всего брали из произведений современной им литературы.
Новелла П.Мериме «Кармен» привлекла внимание Ж.Бизе. Сильные характеры, необузданные страсти, трагический финал, захватывающая, замешанная на испанских ритмах и интонациях, музыка – все это и полтора века спустя делает «Кармен» хитом №1. Но при жизни композитора «Кармен» не имела успеха. Буржуазная публика, заполнявшая партер и ложи бельэтажа была отнюдь не очарована образом полудикой цыганки. Неуспех премьеры стал тяжелым потрясением композитора, чья жизнь оборвалась через несколько месяцев. Если бы он мог предугадать тот триумфальный успех, который будет сопутствовать постановкам «Кармен» впоследствии!
Бизе Ж. « Цыганская пляска» из оперы «Кармен» - исполняет дуэт Татьяна Базанова и Елена Попова.
Бизе Ж. Хабанера из оперы «Кармен» - исполняет Татьяна Кляуба , концертмейстер Елена Попова.
«Оперетта», или в переводе с итальянского «маленькая опера»,- легкий жанр, где разговорные диалоги чередуются с вокальными и танцевальными номерами. Установка на развлекательность, остроумно-шутливое либретто, разного рода недоразумения, переодевания, неузнавания и счастливая развязка, - все это унаследовано от оперы «buffa».
Все эти черты в полной мере отражены в оперетте Франца фон Зуппе «Боккаччо». Действие ее происходит в 1331 году во Флоренции . Джованни Боккаччо – знаковая фигура эпохи Возрождения, написанный им сборник новелл под названием «Декамерон» был бестселлером 14-го века. Авторы либретто оперетты взяли несколько новелл из «Декамерона», сюжетно объединили их , сделав героем самого писателя. Это одна из лучших оперетт Зуппе, где сочетаются яркий итальянский колорит и типично венская мягкая мелодика.
Зуппе Ф. Романс Фиаметты из оперетты «Боккаччо», исполняет Марина Ананьченко, концертмейстер Татьяна Базанова.
И. Штраус(сын), Ф. Легар, Ж. Оффенбах в 19-ом веке и И. Кальман в 20-ом создали классическую оперетту, искрометно веселую, с блестящими, запоминающимися мелодиями – шлягерам.
Кальман И. Чардаш из оперетты «Марица», исполняет фортепианный дуэт: Татьяна Базанова и Анастасия Хандога.
( звучит фонограмма попурри из оперетт И. Кальмана»
Австро- венгерский композитор Имре Кальман в своих лучших сочинениях использовал достижения современной оперы и одновременно обращался к венгерской народной музыке. Его оперетты, довольно смелые по содержанию, высмеивают пороки современного буржуазно- аристократического общества. В центре событий- благородный герой, великодушный, талантливый, с чувством собственного достоинства, но бедный молодой человек, он с честью выдерживает выпавшие на его долю испытания и обретает счастье.
Действие оперетты И. Кальмана «Фиалка Монмартра» происходит в Париже начала 20-го века на Монмартре(богемный квартал, где дешевое жилье снимают непризнанные гении: молодые художники, поэты, музыканты. В их среду попадает Виолетта, девочка- сирота, уличная певица. Искренней, преданной Виолетте противостоит красотка Мадлен, тщеславная и расчетливая. Первоначально Мадлен с истинно парижским шиком исполняет знаменитую « Карамболину», но в финале ее поет уже Виолетта , покорившая и взыскательную публику , и сердце возлюбленного.
«Карамболина» из оперетты И. Кальмана «Фиалка Монмартра» ,
исполняет Татьяна Кляуба.
В 1932 году в Берлине состоялась премьера оперетты венгерского композитора Пала Абрахама «Бал в Савое» ( «Савой» это фешенебельный отель в Париже). Модные в то время ритмы танцев: танго, фокстрота, пасодобля звучат в оперетте, сюжет которой достаточно типичен для этого легкого жанра. Герой, Аристид де Фаблэ, муж, готовый изменить жене, всегда был персонажем комических ситуаций. Мадлен, его супруга, не намерена сидеть сложа руки, она будет бороться за свое счастье. Мадлен олицетворяет идеал женщины той эпохи: сильной , смелой, независимой, отстаивающей свое место в жизни.
Абрахам П. Песенка Мадлен из оперетты «Бал в Савойе» исполняет Марина Ананьченко, концертмейстер- Татьяна Базанова.
Предлагаем вашему вниманию еще одну оперетту 30-х годов 20-го века.
Досталь Н.Вальс из оперетты « Моника», исполняет Марина Ананьченко,
Концертмейстер – Татьяна Базанова.
В России очень любили зарубежные оперетты. Но оригинальных сочинений этого рода на русской сцене было мало. Настоящие, яркие произведения в жанре оперетты появились в 1920-30-х годах 20-го века в творчестве Н. Стрельникова, И. Дунаевского, а позже Ю. Милютина, В. Соловьева-Седого, К. Листова, Т. Хренникова, А. Эшпая и других композиторов советского периода.
Оперетта И. Дунаевского «Вольный ветер», написанная в конце 40-х годов, отражает сложившуюся тогда на Юге Европы, в Югославии, Греции, политическую ситуацию. Маленький портовый городок только-только освободился от власти фашистских оккупантов и сразу оказался в руках хищных буржуазных дельцов, нещадно эксплуатирующих матросов, рабочих- докеров. Молодые герои, Янко и Стелла, отстаивают свою любовь и право на свободный труд. Им помогает Пепита, задорная и отчаянная подавальщица в таверне «Вольный ветер» .
И. Дунаевский. Песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер».
Исполняет Татьяна Кляуба.
Оперетта «100 чертей и одна девушка» была поставлена в 1963 году в разгар инициированной Н.С. Хрущевым антирелигиозной кампании. Сюжет представляет собой смесь сатиры и триллера. Фабулу ( смысловой стержень) можно свести к следующему: Варя, молодая журналистка областной газеты, получает опасное задание разоблачить некую секту, дурманящую сельских жителей. Девушка оказывается на волосок от гибели, но ее спасает Григорий, с которым ее связывает давнее чувство. Лидер секты нейтрализован, Варя и Григорий после ряда недоразумений соединилась, одним словом, happy end. Эта пьеса , весьма популярная в свое время, была бы благополучно забыта, если бы не дивная музыка Тихона Хренникова. Ее отдельные фрагменты бытуют как самостоятельные концертные номера. Предлагаем вашему вниманию трио из оперетты
«100 чертей и одна девушка», исполняют Татьяна Кляуба, Светлана Измайлова и Елена Попова, концертмейстер- Диана Белоглазова.
В конце 50-х годов в Западной Европе и США происходит формирование рок-музыки, в ее основе лежит песня во всем богатстве этого жанра, накопленном человечеством ( баллада, романс, гимн, блюз и т.д.), в сплаве сложных ритмов современных танцев и разнообразнейших интонаций сокровищницы всемирного фольклора. Настоящую революцию в музыке произвели новые электротембры и неслыханная доселе динамика и широта низких частот. К 70-му году 20-го столетия рок-музыка достигла своего расцвета. Именно в 1970 году два молодых англичанина, композитор Эндрю Ллойд Уэббер и поэт Тим Райс сочинили рок-оперу «Иисус Христос-суперзвезда». Сегодня она считается классикой. Но и по сей день не утихают споры вокруг ее сюжета. И это не удивительно, так как во все времена вольная трактовка священных книг вызывала неоднозначную реакцию в обществе. Тем не менее, прекрасная музыка и текст, полный гуманистических идей обеспечили ей громкий успех и долгую, еще не завершенную сценическую жизнь.
Уэббер Э.Л. Ария Марии Магдалины из рок-оперы «Иисус Христос-супер-звезда». Исполняет Анна Семагина.
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», рок-опера композитора Алексея Рыбникова и поэта Павла Грушко, одна из первых в СССР, была создана по инициативе режиссера Марка Захарова. В основу либретто (словесного текста) легла драматическая кантата чилийского поэта Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты. Герой- благородный разбойник, мексиканский Робин Гуд (реальный Мурьета был родом из Мексики), подло убитый в Калифорнии в 1853 году.
Премьера рок-оперы состоялась в мае 1967 года, несмотря на противодействие чиновников от культуры ( запрещали 11 раз!). Это была первая ласточка. В 70-х жанр рок-оперы активно разрабатывается, но ее теснит рок-мюзикл, музыкальная драма, отличающаяся от оперетты более серьезным содержанием. Здесь нельзя не вспомнить гениальный мюзикл композитора Алексея Рыбникова и поэта Андрея Вознесенского «Юнона» и «Авось», мы обязательно обратимся к нему в нашей следующей программе.
А сейчас на сцене- Анна Кузнецова , в ее исполнении прозвучит Ария Звезды из рок оперы А. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Муьеты».
Подошел к концу наш музыкальный вечер. Кто-то сегодня окунулся в уже знакомую стихию музыкального театра, а кто-то ,возможно, впервые с новым для себя явлением в искусстве. Оперу нельзя полюбить, не узнав ее, а узнав, не полюбить просто невозможно.
|