Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Статья "Семейная поддержка в развитии одарённости"

СКАЧАТЬ (45.5 Kb) 10.06.2016, 11:01
А.А. Куропатова, О.Н. Куропатова
преподаватель, МАУ ДО «ДШИ им. В.В. Ковалева МО «Город Саратов»
Как бы ни влияло на развитие личности и одарённости ребёнка целенаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задатков, значение и влияние семьи является решающим и неоспори­мым. Родители первыми замечают признаки одарённости в ребёнке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одарённости в процессе развития ода­рённого ребёнка-процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества как ребёнку, так и родителям. Одарённость, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования по­следнего времени опровергли эту точку зрения. Одарённость суще­ствует лишь в постоянном развитии, и главную роль в развитии ода­рённости играет семья.
Говорить о вундеркиндах непросто: возможность ошибиться в определении одарённости ребёнка достаточно велика. Знаем не­мало примеров, когда детей-вундеркиндов даже не принимали в му­зыкальную школу, потому что они пели фальшиво. Но объяснялось это, естественно, не плохим слухом, а неумением управлять голосом, отсутствием должной связи между слухом и голосовыми связками. И, наконец, последнее: разброс теорий о том, как воспитывать вундер­киндов, весьма значителен. От радикально-форсированных методов П.В. Тюленева («играть по нотам раньше, чем ходить!») до осторожно- неторопливого направления «вальдорфской» школы немецкого педа- гога Рудольфа Штейнера.
Вундеркинды, дети высокой музыкальной одарённости, встре­чаются редко, поэтому «потеря» каждого такого чудо-ребёнка — тра­гедия для общества. Среди музыкантов и музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному их них, музыкальная одаренность - высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий му­зыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно ско­ординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности. Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначаль­ному смыслу слова,  дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время не­что неуловимое заставляет нас почти безошибочно отделять одарен­ность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гёте, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных — много, ну а одаренных — единицы. Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Приверженцы каждой точки зрения могут привести множество неоспоримых дово­дов в свою пользу, подкрепив их примерами из знаменитых биогра­фий. С одной стороны, музыкально одаренные люди действительно обладали способностями высокого уровня, включая и творческие спо­собности. С другой стороны, творческая одаренность в музыке оказы­вается достаточно расплывчатой характеристикой, если речь идет не о великих именах, а о конкретных музыкальных проявлениях детей и подростков.
На Земле нас более 6 миллиардов. Каждый — индивидуаль­ность. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и абсолют- но одинаковых людей. И тут возникает некая педагогическая про­блема: как не проглядеть эти способности или талант? Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу нескольких дошкольных и школьных лет. Ведь совсем не факт, что любой талант непре­менно раскроется, пробьёт себе дорогу, рано или поздно проявит себя. Родители, желающие помочь ребёнку полюбить музыку, мо­гут сделать многое. В первую очередь именно они могут поставить «диагноз» одарённости. А если вы не знаете нот и у вас дома нет не только пианино, но и никакого другого музыкального инстру­мента?
Одарённый ребёнок, как правило, всё делает раньше обычных детей: держать голову, садиться, ходить и говорить. У него обострённое эмоциональное восприятие. Как правило, у таких детей рано выраба­тываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова. К другим - равно­душны. Как правило, музыкально одарённым детям нравятся произве­дения великих композиторов-классиков. И что особенно поразитель­
но, вкус этот проявляется у ребёнка, даже если он воспитывался в се­мье, где классику вообще не любят и не слушают. Дети-вундеркинды больше, чем обычные дети, любят одиночество. Они могут подолгу находиться одни в комнате, думая о чём-то своём, вынашивая какие-то свои планы и проекты. Иногда одарённые дети в одиночестве сочиня­ют музыку. Потом пытаются каким-то образом музыку эту исполнить и записать в нотах или, если нот не знают, в каких-то только им по­нятных значках. Тут, безусловно, надо их похвалить и, если возможно, помочь эту музыку записать. К другим общеизвестным «приметам» чудо-детей относятся хороший музыкальный слух, способность бы­стро подбирать мелодию на фортепиано, хорошее чувство ритма. И, конечно же, при занятиях на музыкальных инструментах вундеркин­ды продвигаются значительно быстрее обычных детей и овладевают техническими трудностями с большей лёгкостью. Но как же воспиты­вать музыкально одарённого ребёнка?
Случается, что родители покупают недорогой синтезатор, считая что этого инструмента достаточно, чтобы их чадо правиль­но музыкально развивалось. Пришлось достаточно долго убеждать маму и папу Владика У. в необходимости покупки пианино. Через некоторое время, после появления в квартире инструмента, родите­ли заметили, как изменилось качество звукоизвлечения и возросший интерес к занятиям у сына. Гоша Г. - очень способный мальчик. Но перспектива стать профессиональным музыкантом перед ним не стоит, поэтому родители не считают нужным контролировать музы­кальные занятия, считая, что и так всё получится. Алёша Б., узнав, что среди музыкантов достаточно мало миллионеров, решил музы­кальную школу оставить. Названные ребята музыкально одарены, занимаются с преподавателем, вкладывающим в них всю свою душу, но, поскольку родители не оказывают достаточно помощи в их музы­кальном становлении, результат заставляет желать лучшего. На наш взгляд, не стоит в раннем возрасте жёстко форсировать музыкальные занятия вундеркиндов и не давать им заниматься тем, чем они хотят. Например, играть с другими детьми в футбол или, скажем, в прят­ки, если они предпочитают эти игры занятиям на инструменте. Хотя, возможно, для высоких профессиональных достижений это и необ­ходимо. Вопрос тут, впрочем, спорный. Описано немало примеров, когда желание реализовать заложенный в вундеркинде музыкальный потенциал приводил к тому, что ребёнок начинал слишком рано жить взрослой жизнью. Это приводит подчас к депрессивным состояниям и даже к психическим заболеваниям. Особенно часто депрессия на­ступает в тех случаях, когда чудо-дети превращаются в обыкновен­ных взрослых. Достаточно редко встречаются родители, способные себя сдерживать в оценке своих детей, не стремятся культивировать сознание «мы - первые и лучшие». Родители часто уверены, что дети потом скажут им за это спасибо. Важно, чтобы родители разумно от­неслись к развитию психики своего ребёнка.
Иногда приходится слышать от родителей: «Мой ребёнок не будет профессиональным музыкантом, поэтому не нужно его учить профессионально». Такой подход — большая ошибка, и это очень грустно для педагогов, которым есть чему научить детей. Во-первых, не все дети, занимающиеся профессионально, станут профессио­нальными музыкантами. И это нормально. Главное, чтобы они не пожалели о том времени, которое они потратили на музыку, на ис­кусство, на то, что мы называем прекрасным, и сохранили бы эту лю­бовь к музыке на всю жизнь. А во-вторых, к любому обучению важ­но подходить настолько профессионально, насколько это возможно. Другими словами, речь идёт о качестве. Наверное, профессионально и означает качественно. Вот здесь и происходит путаница. Другое дело, что объём заданий для каждого ребёнка может быть различным. Но многие дети могли бы справляться и с большим объёмом, если бы им с детства привили работоспособность и если у них самих присут­ствовал интерес и любопытство, которое, на наш взгляд, во многом также зависит от личного примера и талантливого, умного обраще­ния родителей и окружения. Настоящее удовлетворение и удоволь­ствие от любых полученных знаний или мастерства приходит только с осознанием того, что это делается по-настоящему, качественно. Не имеет никакого значения, играет ребёнок лёгкую пьеску, состоящую из пяти звуков, или этюд Шопена. Дети, которых обучают музыке на качественном уровне, приобретают хороший вкус, они легче мо­гут отличить глубокое от поверхностного, красивое от безобразного, умное от бессодержательного, они учатся по-настоящему понимать музыку. А те качества, которые ребёнок приобретает в процессе се­рьёзных занятий (работоспособность, самодисциплина, память, спо­собность к концентрации внимания, координации движений, образ­ное мышление, способность анализировать), помогают ему в других сферах деятельности. Кроме того, у детей повышается самооценка, они более мобильны способны сами наполнять свою жизнь интерес­ными делами и у них более ярко выражено позитивное отношение к жизни и к окружающим.
Важно удачное сочетание условий развития ребенка: природные данные, поддержка и пример родителей, высококлассные учителя, со­циум, окружение, среда. Но в каждом звене этой цепочки обязательно должно присутствовать отношение, участие, духовная база: здраво­мыслящий родитель, который любит своего ребёнка и по-настоящему желает ему помочь. Учитель, который знает и любит своё дело. Среда, которая будет его поддерживать и мотивировать. И, наконец, сам ребё­нок, который почувствует себя в этой ситуации уверенным, полюбит трудиться, и это разовьёт в нём творческое начало, которое будет его сопровождать всю жизнь. И если даже он позже выберет другую про­фессию, творчество в нём уже будет жить всегда.


Категория: Разное | Добавил: Anna222 | Теги: детская одарённость, музыкальное обучение, музыка
Просмотров: 1590 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог