Как бы ни влияло на развитие личности и одарённости ребёнка целенаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задатков, значение и влияние семьи является решающим и неоспоримым. Родители первыми замечают признаки одарённости в ребёнке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одарённости в процессе развития одарённого ребёнка-процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества как ребёнку, так и родителям. Одарённость, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования последнего времени опровергли эту точку зрения. Одарённость существует лишь в постоянном развитии, и главную роль в развитии одарённости играет семья.
Говорить о вундеркиндах непросто: возможность ошибиться в определении одарённости ребёнка достаточно велика. Знаем немало примеров, когда детей-вундеркиндов даже не принимали в музыкальную школу, потому что они пели фальшиво. Но объяснялось это, естественно, не плохим слухом, а неумением управлять голосом, отсутствием должной связи между слухом и голосовыми связками. И, наконец, последнее: разброс теорий о том, как воспитывать вундеркиндов, весьма значителен. От радикально-форсированных методов П.В. Тюленева («играть по нотам раньше, чем ходить!») до осторожно- неторопливого направления «вальдорфской» школы немецкого педа- гога Рудольфа Штейнера.
Вундеркинды, дети высокой музыкальной одарённости, встречаются редко, поэтому «потеря» каждого такого чудо-ребёнка — трагедия для общества. Среди музыкантов и музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному их них, музыкальная одаренность - высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности. Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гёте, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных — много, ну а одаренных — единицы. Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Приверженцы каждой точки зрения могут привести множество неоспоримых доводов в свою пользу, подкрепив их примерами из знаменитых биографий. С одной стороны, музыкально одаренные люди действительно обладали способностями высокого уровня, включая и творческие способности. С другой стороны, творческая одаренность в музыке оказывается достаточно расплывчатой характеристикой, если речь идет не о великих именах, а о конкретных музыкальных проявлениях детей и подростков.
На Земле нас более 6 миллиардов. Каждый — индивидуальность. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и абсолют- но одинаковых людей. И тут возникает некая педагогическая проблема: как не проглядеть эти способности или талант? Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу нескольких дошкольных и школьных лет. Ведь совсем не факт, что любой талант непременно раскроется, пробьёт себе дорогу, рано или поздно проявит себя. Родители, желающие помочь ребёнку полюбить музыку, могут сделать многое. В первую очередь именно они могут поставить «диагноз» одарённости. А если вы не знаете нот и у вас дома нет не только пианино, но и никакого другого музыкального инструмента?
Одарённый ребёнок, как правило, всё делает раньше обычных детей: держать голову, садиться, ходить и говорить. У него обострённое эмоциональное восприятие. Как правило, у таких детей рано вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова. К другим - равнодушны. Как правило, музыкально одарённым детям нравятся произведения великих композиторов-классиков. И что особенно поразитель
но, вкус этот проявляется у ребёнка, даже если он воспитывался в семье, где классику вообще не любят и не слушают. Дети-вундеркинды больше, чем обычные дети, любят одиночество. Они могут подолгу находиться одни в комнате, думая о чём-то своём, вынашивая какие-то свои планы и проекты. Иногда одарённые дети в одиночестве сочиняют музыку. Потом пытаются каким-то образом музыку эту исполнить и записать в нотах или, если нот не знают, в каких-то только им понятных значках. Тут, безусловно, надо их похвалить и, если возможно, помочь эту музыку записать. К другим общеизвестным «приметам» чудо-детей относятся хороший музыкальный слух, способность быстро подбирать мелодию на фортепиано, хорошее чувство ритма. И, конечно же, при занятиях на музыкальных инструментах вундеркинды продвигаются значительно быстрее обычных детей и овладевают техническими трудностями с большей лёгкостью. Но как же воспитывать музыкально одарённого ребёнка?
Случается, что родители покупают недорогой синтезатор, считая что этого инструмента достаточно, чтобы их чадо правильно музыкально развивалось. Пришлось достаточно долго убеждать маму и папу Владика У. в необходимости покупки пианино. Через некоторое время, после появления в квартире инструмента, родители заметили, как изменилось качество звукоизвлечения и возросший интерес к занятиям у сына. Гоша Г. - очень способный мальчик. Но перспектива стать профессиональным музыкантом перед ним не стоит, поэтому родители не считают нужным контролировать музыкальные занятия, считая, что и так всё получится. Алёша Б., узнав, что среди музыкантов достаточно мало миллионеров, решил музыкальную школу оставить. Названные ребята музыкально одарены, занимаются с преподавателем, вкладывающим в них всю свою душу, но, поскольку родители не оказывают достаточно помощи в их музыкальном становлении, результат заставляет желать лучшего. На наш взгляд, не стоит в раннем возрасте жёстко форсировать музыкальные занятия вундеркиндов и не давать им заниматься тем, чем они хотят. Например, играть с другими детьми в футбол или, скажем, в прятки, если они предпочитают эти игры занятиям на инструменте. Хотя, возможно, для высоких профессиональных достижений это и необходимо. Вопрос тут, впрочем, спорный. Описано немало примеров, когда желание реализовать заложенный в вундеркинде музыкальный потенциал приводил к тому, что ребёнок начинал слишком рано жить взрослой жизнью. Это приводит подчас к депрессивным состояниям и даже к психическим заболеваниям. Особенно часто депрессия наступает в тех случаях, когда чудо-дети превращаются в обыкновенных взрослых. Достаточно редко встречаются родители, способные себя сдерживать в оценке своих детей, не стремятся культивировать сознание «мы - первые и лучшие». Родители часто уверены, что дети потом скажут им за это спасибо. Важно, чтобы родители разумно отнеслись к развитию психики своего ребёнка.
Иногда приходится слышать от родителей: «Мой ребёнок не будет профессиональным музыкантом, поэтому не нужно его учить профессионально». Такой подход — большая ошибка, и это очень грустно для педагогов, которым есть чему научить детей. Во-первых, не все дети, занимающиеся профессионально, станут профессиональными музыкантами. И это нормально. Главное, чтобы они не пожалели о том времени, которое они потратили на музыку, на искусство, на то, что мы называем прекрасным, и сохранили бы эту любовь к музыке на всю жизнь. А во-вторых, к любому обучению важно подходить настолько профессионально, насколько это возможно. Другими словами, речь идёт о качестве. Наверное, профессионально и означает качественно. Вот здесь и происходит путаница. Другое дело, что объём заданий для каждого ребёнка может быть различным. Но многие дети могли бы справляться и с большим объёмом, если бы им с детства привили работоспособность и если у них самих присутствовал интерес и любопытство, которое, на наш взгляд, во многом также зависит от личного примера и талантливого, умного обращения родителей и окружения. Настоящее удовлетворение и удовольствие от любых полученных знаний или мастерства приходит только с осознанием того, что это делается по-настоящему, качественно. Не имеет никакого значения, играет ребёнок лёгкую пьеску, состоящую из пяти звуков, или этюд Шопена. Дети, которых обучают музыке на качественном уровне, приобретают хороший вкус, они легче могут отличить глубокое от поверхностного, красивое от безобразного, умное от бессодержательного, они учатся по-настоящему понимать музыку. А те качества, которые ребёнок приобретает в процессе серьёзных занятий (работоспособность, самодисциплина, память, способность к концентрации внимания, координации движений, образное мышление, способность анализировать), помогают ему в других сферах деятельности. Кроме того, у детей повышается самооценка, они более мобильны способны сами наполнять свою жизнь интересными делами и у них более ярко выражено позитивное отношение к жизни и к окружающим.
Важно удачное сочетание условий развития ребенка: природные данные, поддержка и пример родителей, высококлассные учителя, социум, окружение, среда. Но в каждом звене этой цепочки обязательно должно присутствовать отношение, участие, духовная база: здравомыслящий родитель, который любит своего ребёнка и по-настоящему желает ему помочь. Учитель, который знает и любит своё дело. Среда, которая будет его поддерживать и мотивировать. И, наконец, сам ребёнок, который почувствует себя в этой ситуации уверенным, полюбит трудиться, и это разовьёт в нём творческое начало, которое будет его сопровождать всю жизнь. И если даже он позже выберет другую профессию, творчество в нём уже будет жить всегда.
|