Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Статья "Семейная поддержка в развитии одарённости"

СКАЧАТЬ (45.5 Kb) 10.06.2016, 11:01
А.А. Куропатова, О.Н. Куропатова
преподаватель, МАУ ДО «ДШИ им. В.В. Ковалева МО «Город Саратов»
Как бы ни влияло на развитие личности и одарённости ребёнка целенаправленное обучение, воспитание и наличие у него природных задатков, значение и влияние семьи является решающим и неоспори­мым. Родители первыми замечают признаки одарённости в ребёнке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одарённости в процессе развития ода­рённого ребёнка-процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества как ребёнку, так и родителям. Одарённость, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дар дан человеку, то он не исчезнет и обязательно проявится. Однако исследования по­следнего времени опровергли эту точку зрения. Одарённость суще­ствует лишь в постоянном развитии, и главную роль в развитии ода­рённости играет семья.
Говорить о вундеркиндах непросто: возможность ошибиться в определении одарённости ребёнка достаточно велика. Знаем не­мало примеров, когда детей-вундеркиндов даже не принимали в му­зыкальную школу, потому что они пели фальшиво. Но объяснялось это, естественно, не плохим слухом, а неумением управлять голосом, отсутствием должной связи между слухом и голосовыми связками. И, наконец, последнее: разброс теорий о том, как воспитывать вундер­киндов, весьма значителен. От радикально-форсированных методов П.В. Тюленева («играть по нотам раньше, чем ходить!») до осторожно- неторопливого направления «вальдорфской» школы немецкого педа- гога Рудольфа Штейнера.
Вундеркинды, дети высокой музыкальной одарённости, встре­чаются редко, поэтому «потеря» каждого такого чудо-ребёнка — тра­гедия для общества. Среди музыкантов и музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью. Согласно одному их них, музыкальная одаренность - высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий му­зыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно ско­ординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности. Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначаль­ному смыслу слова,  дар Божий. Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время не­что неуловимое заставляет нас почти безошибочно отделять одарен­ность от обученности. Музыкальная одаренность есть то «сущее», что, по словам Гёте, «не делится на разум без остатка». Людей способных и даже очень способных — много, ну а одаренных — единицы. Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Приверженцы каждой точки зрения могут привести множество неоспоримых дово­дов в свою пользу, подкрепив их примерами из знаменитых биогра­фий. С одной стороны, музыкально одаренные люди действительно обладали способностями высокого уровня, включая и творческие спо­собности. С другой стороны, творческая одаренность в музыке оказы­вается достаточно расплывчатой характеристикой, если речь идет не о великих именах, а о конкретных музыкальных проявлениях детей и подростков.
На Земле нас более 6 миллиардов. Каждый — индивидуаль­ность. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и абсолют- но одинаковых людей. И тут возникает некая педагогическая про­блема: как не проглядеть эти способности или талант? Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу нескольких дошкольных и школьных лет. Ведь совсем не факт, что любой талант непре­менно раскроется, пробьёт себе дорогу, рано или поздно проявит себя. Родители, желающие помочь ребёнку полюбить музыку, мо­гут сделать многое. В первую очередь именно они могут поставить «диагноз» одарённости. А если вы не знаете нот и у вас дома нет не только пианино, но и никакого другого музыкального инстру­мента?
Одарённый ребёнок, как правило, всё делает раньше обычных детей: держать голову, садиться, ходить и говорить. У него обострённое эмоциональное восприятие. Как правило, у таких детей рано выраба­тываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова. К другим - равно­душны. Как правило, музыкально одарённым детям нравятся произве­дения великих композиторов-классиков. И что особенно поразитель­
но, вкус этот проявляется у ребёнка, даже если он воспитывался в се­мье, где классику вообще не любят и не слушают. Дети-вундеркинды больше, чем обычные дети, любят одиночество. Они могут подолгу находиться одни в комнате, думая о чём-то своём, вынашивая какие-то свои планы и проекты. Иногда одарённые дети в одиночестве сочиня­ют музыку. Потом пытаются каким-то образом музыку эту исполнить и записать в нотах или, если нот не знают, в каких-то только им по­нятных значках. Тут, безусловно, надо их похвалить и, если возможно, помочь эту музыку записать. К другим общеизвестным «приметам» чудо-детей относятся хороший музыкальный слух, способность бы­стро подбирать мелодию на фортепиано, хорошее чувство ритма. И, конечно же, при занятиях на музыкальных инструментах вундеркин­ды продвигаются значительно быстрее обычных детей и овладевают техническими трудностями с большей лёгкостью. Но как же воспиты­вать музыкально одарённого ребёнка?
Случается, что родители покупают недорогой синтезатор, считая что этого инструмента достаточно, чтобы их чадо правиль­но музыкально развивалось. Пришлось достаточно долго убеждать маму и папу Владика У. в необходимости покупки пианино. Через некоторое время, после появления в квартире инструмента, родите­ли заметили, как изменилось качество звукоизвлечения и возросший интерес к занятиям у сына. Гоша Г. - очень способный мальчик. Но перспектива стать профессиональным музыкантом перед ним не стоит, поэтому родители не считают нужным контролировать музы­кальные занятия, считая, что и так всё получится. Алёша Б., узнав, что среди музыкантов достаточно мало миллионеров, решил музы­кальную школу оставить. Названные ребята музыкально одарены, занимаются с преподавателем, вкладывающим в них всю свою душу, но, поскольку родители не оказывают достаточно помощи в их музы­кальном становлении, результат заставляет желать лучшего. На наш взгляд, не стоит в раннем возрасте жёстко форсировать музыкальные занятия вундеркиндов и не давать им заниматься тем, чем они хотят. Например, играть с другими детьми в футбол или, скажем, в прят­ки, если они предпочитают эти игры занятиям на инструменте. Хотя, возможно, для высоких профессиональных достижений это и необ­ходимо. Вопрос тут, впрочем, спорный. Описано немало примеров, когда желание реализовать заложенный в вундеркинде музыкальный потенциал приводил к тому, что ребёнок начинал слишком рано жить взрослой жизнью. Это приводит подчас к депрессивным состояниям и даже к психическим заболеваниям. Особенно часто депрессия на­ступает в тех случаях, когда чудо-дети превращаются в обыкновен­ных взрослых. Достаточно редко встречаются родители, способные себя сдерживать в оценке своих детей, не стремятся культивировать сознание «мы - первые и лучшие». Родители часто уверены, что дети потом скажут им за это спасибо. Важно, чтобы родители разумно от­неслись к развитию психики своего ребёнка.
Иногда приходится слышать от родителей: «Мой ребёнок не будет профессиональным музыкантом, поэтому не нужно его учить профессионально». Такой подход — большая ошибка, и это очень грустно для педагогов, которым есть чему научить детей. Во-первых, не все дети, занимающиеся профессионально, станут профессио­нальными музыкантами. И это нормально. Главное, чтобы они не пожалели о том времени, которое они потратили на музыку, на ис­кусство, на то, что мы называем прекрасным, и сохранили бы эту лю­бовь к музыке на всю жизнь. А во-вторых, к любому обучению важ­но подходить настолько профессионально, насколько это возможно. Другими словами, речь идёт о качестве. Наверное, профессионально и означает качественно. Вот здесь и происходит путаница. Другое дело, что объём заданий для каждого ребёнка может быть различным. Но многие дети могли бы справляться и с большим объёмом, если бы им с детства привили работоспособность и если у них самих присут­ствовал интерес и любопытство, которое, на наш взгляд, во многом также зависит от личного примера и талантливого, умного обраще­ния родителей и окружения. Настоящее удовлетворение и удоволь­ствие от любых полученных знаний или мастерства приходит только с осознанием того, что это делается по-настоящему, качественно. Не имеет никакого значения, играет ребёнок лёгкую пьеску, состоящую из пяти звуков, или этюд Шопена. Дети, которых обучают музыке на качественном уровне, приобретают хороший вкус, они легче мо­гут отличить глубокое от поверхностного, красивое от безобразного, умное от бессодержательного, они учатся по-настоящему понимать музыку. А те качества, которые ребёнок приобретает в процессе се­рьёзных занятий (работоспособность, самодисциплина, память, спо­собность к концентрации внимания, координации движений, образ­ное мышление, способность анализировать), помогают ему в других сферах деятельности. Кроме того, у детей повышается самооценка, они более мобильны способны сами наполнять свою жизнь интерес­ными делами и у них более ярко выражено позитивное отношение к жизни и к окружающим.
Важно удачное сочетание условий развития ребенка: природные данные, поддержка и пример родителей, высококлассные учителя, со­циум, окружение, среда. Но в каждом звене этой цепочки обязательно должно присутствовать отношение, участие, духовная база: здраво­мыслящий родитель, который любит своего ребёнка и по-настоящему желает ему помочь. Учитель, который знает и любит своё дело. Среда, которая будет его поддерживать и мотивировать. И, наконец, сам ребё­нок, который почувствует себя в этой ситуации уверенным, полюбит трудиться, и это разовьёт в нём творческое начало, которое будет его сопровождать всю жизнь. И если даже он позже выберет другую про­фессию, творчество в нём уже будет жить всегда.


Категория: Разное | Добавил: Anna222 | Теги: детская одарённость, музыкальное обучение, музыка
Просмотров: 1582 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог