Актуальность
Современная образовательная воспитательная ситуация акцентирована в большей степени на интеллектуальное развитие ребенка, тогда как развитие его творческих способностей занимает особое место во всестороннем гармоничном развитии личности. Виды музыкальной деятельности многообразны, они включают в себя слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, знакомят с простейшими сведениями о музыкальной грамотности, о музыке. У детей развивается интерес и эмоциональное отношение к музыке, появляются первые оценки произведений, интенсивно формируется музыкальный слух. Если детей приобщать к творческим действиям, обучение приобретает особо развивающийся характер, устанавливаются разнообразные взаимосвязи между обучением и творчеством. Творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усвоить навыки и умения, так как творческие и обучающие задания взаимно обогащают друг друга. При выполнении заданий у детей формируются разнообразные способы творческих действий, которые дети подбирают путем самостоятельных проб, поисков, импровизаций, путем оценки Собственных действий и действий своих товарищей. Поэтому я считаю, что развитие музыкально-творческих способностей - одна из наиболее актуальных современных задач музыкального воспитания. В работе с детьми я использую широко народное творчество, так как в народном искусстве заложены большие возможности для реализации песенно-игровых творческих способностей детей. Народ - мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, хороводов, игр с пением, приговорок, потешек, прибауток, пестушек. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор - все это вызывает у детей желание проявлять творческое начало. А параллельно также дети знакомятся с народным искусством. Все богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Что заботило, тревожило, радовало русских людей, чем они жили, как трудились, о чем мыслили, рассказывали и что передавали своим детям. Знакомить детей с прошлым -значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности своего народа.
Народное творчество является значительной частью культурного опыта человечества. Так как же организовать специальную среду в детском саду, где бы песенное – игровое творчество проходило бы по всем разделам программы по развитию музыкального воспитания? Как сделать чтобы ребенок смог раскрепоститься и проявить себя на занятии, празднике, развлечении, в проекте, конкурсе? Поэтому я решила, что начинать работу с детьми надо её прежде систематизировать. Мною была разработана рабочая программа по музыкальному развитию в детском саду, где знакомство с народным фольклором проходило по всем разделам музыкального обучения. Конспекты музыкальных занятий также были разработаны с использованием народного материала и с песенно-игровыми творческими заданиями. Разработан перспективный план с народным играм, инсценировкам русских народных песен и хороводов, драматизация музыкальных сказок. Составлена картотека с народными потешками, прибаутками, пестушками, закличками, частушками, считалками, загадками, пословицами и поговорками. Был подобран музыкальный репертуар, записи русских народных песен и мелодий. В своей работе по развитию у детей музыкального песенно-игрового творчества очень мне помогает кружок по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Гусельки», где ребята владеют игрой на самых разных музыкальных инструментах. Собирая опыт разных авторов, я разработала конспекты занятий, изготовила музыкально-дидактические игры, что позволило мне раскрыть у детей ещё больше творчества и импровизационных музыкальных способностей. На занятии разучивались ранее знакомые детям русские народные песни, но теперь они звучали в исполнении разных инструментов. Я не раз была свидетелем удивительных всплесков детской творческой фантазии при оркестровки русских народных песен и мелодий, эмоционального исполнительства. Осваивая навыки игры, дети открывали для себя мир музыкальных звуков и их отношений, дети осознаннее различали красоту звучание различных инструментов. Игра на музыкальных инструментах это прекрасное средство не только индивидуального развития, но развития музыкального мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Исполнение детьми русских народных попевок способствует успешному развитию у детей музыкально-песенного и игрового-импровизационного творчества. А также сочинений собственных текстов песенок и мелодий. Безусловно, результатами своего труда, своими творческими успехами дети непременно хотят поделиться с окружающими- как итог большой творческой работы. Поэтому наши дети с удовольствием выступают на концертах нашего города, праздниках, развлечениях, городских конкурсах и конкурсов ежегодно проходящим в нашем детском саду «Созвездие талантов». Участвуют в международных конкурсах с помощью интернет ресурсов. И конечно побеждают!
Ведь номинантов конкурса поддерживают весь педагогический коллектив и их родители. Большая роль в музыкальном творческом развитии принадлежит руководству детского сада, воспитателям групп, специалистам детского сада и конечно же родителям. Благодаря их поддержки в нашем детском саду есть изба-музей. Родители, коллеги принесли от бабушек которые хранили у себя дома: самовары, старинные утюги, прялку, ухват, берестяную посуду, деревянные ложки, чугунки, лапти. В избе есть резной столик и лавка покрытая вышитым подзорником.
Интерьер «избы» постоянно пополняется новой утварью, декоративными элементами. Родители сшили сарафаны и косоворотки для взрослых, а руководство сада приобрела костюмы в русском народном стиле для ребят.
В нашем детском саду были организованны проекты народной тематики «Осенние посиделки», «Ярмарка», «В гостях у домовенка Кузи», «Пришла коляда отворяй ворота», «Широкая Масленица», «Жаворонушки». Проекты были направлены на раскрытие у детей творческого исполнительства. Дети с удовольствием выступали вместе с родителями. Это были и совместные номера исполнение песен, частушек, чтение стихов, инсценировок сказок, оркестровка русских народных мелодий, музыкальных сценок. А это хороший пример для ребенка, участие родителей в его жизни в детском саду. Каждый специалист по изо деятельности, логопед, психолог, хореограф, музыкальный руководитель принимал участие в проектах, у него была определённая роль в проектах с творческими номерами и заданиями. В конце каждого проекта всегда была совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей. Это и творческие задание изготовление поделок из овощей и других даров природы, кукол-оберегов, шумовых инструментов, рисование украшений дымковской, городецкой и хохломской росписью, лепка сказочных птиц и даже изготовление блюд «Даров осени», а из теста дети и взрослые лепили жаворонушков, где наши повара успевали к концу праздника испечь их. Таким образом, развивая у детей песенно-игровое творчество мы приобщаем детей к истокам русской народной праздничной культуры, сохраняем традиции накопленные столетиями поколениями, передаём богатейший опыт наших предков.
В заключении своей статьи могу добавить еще несколько слов. Из всей вышеперечисленной нашей совместной работы в детском саду я уверенно могу сказать, что народные песни, игры, хороводы обогащают детские представления, расширяют их словарный запас, воспитывают доброту и честность. А использование народного фольклора в песенно-игровых творческих заданиях оказывает огромное влияние, как на всестороннее развитие ребенка, так и на развитие его творческого воображения, музыкальных способностей. Ведь развивая творческие способности, я не ставлю перед собой задач сделать из детей поэтов и музыкантов, артистов (хотя это тоже не маловажно). Впоследствии перед каждым из них откроется возможность творческого труда. Важно не то, что человек будет делать в свое жизни, а как он это будет делать. Творцом можно и нужно быть в любом деле!
|