Сегодня: 25.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Внеклассное мероприятие "И видит Бог, есть музыка над нами" 9 класс

СКАЧАТЬ (9.8 Kb) 15.11.2014, 13:56
Мирная Светлана Владимировна
учитель музыки, МБОУ "СОШ № 15"
"И видит Бог, есть музыка над нами" (музыкальные образы в поэзии Серебряного века). Литературно-музыкальный салон

Авторы : Мирная Светлана Владимировна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 15»
Ручкина Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 15»

Участники:Ведущие (2 юноши и 2 девушки), вокальная группа, музыканты.
Оформление и оборудование:фортепьяно, скрипка, гитара, музыкальный центр, столики для ведущих, кресла для вокальной группы свечи в старинных подсвечниках, стулья для зрителей, стоящие по кругу, фотографии из жизни поэтов в старинных рамках, которые создают ощущение уютной гостиной, коллажи Мережковского и картины футуристов, афиши начала века.
Шопен. Вальс. (слушаем)
1 юноша (под музыку).
Жилец с шестого этажа
На землю посмотрел с балкона,
Как бы ее в руках держа
И ею властвуя законно.
Вернувшись внутрь, он заиграл
Не чью-нибудь чужую пьесу,
Но собственную мысль, хорал,
Гуденье мессы, шелест леса.
Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На чёрной выпилке пюпитра.
Шопен. Вальс. (слушаем)
1 девушка. Мы начали нашу встречу с музыки Фредерика Шопена и стихов Бориса Пастернака. Это не случайно. Серебряный век русской поэзии полон музыки. Это и музыкальные образы в поэзии Гумилева и Мандельштама, и блоковский цикл “Кармен”, и песни современных композиторов на стихи Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.
Никого не будет в доме… (исполняем)
1 юноша. Серебряный век подарил нам много замечательных имен. Одно из них – Николай Гумилев.
1 девушка. В ту ночь, когда он родился, над Кронштадтом бушевала буря. Тогда и предрекли ему полную событий жизнь. В детстве он был слабым, некрасивым, болезненно застенчивым ребенком. Часто хворал, но неистово бредил морскими путешествиями и завидовал героям Гомера и Фенимора Купера.
1 юноша. Оказалось, что у этого тщедушного мечтателя огромная воля к жизни и необыкновенная настойчивость. Каждодневные физические упражнения, непрекращающаяся работа над собой.
1 девушка. Повзрослев, он стал одним из самых блестящих молодых людей Санкт-Петербурга. Несмотря на многочисленные отказы все же добился руки Ани Горенко, будущей поэтессы Анны Ахматовой. Поистине эта история андерсеновского гадкого утенка.
1 юноша. Не исчезла с годами и его страсть к путешествиям. Он совершает их одно за другим, смотрит на мир глазами поэта и пишет о знойных африканских пустынях, о гордой красоте итальянских храмов, о суровых норвежских фиордах.
Э.Григ. “В пещере горного короля”. (слушаем)
1 девушка ( под музыку).
Кричит победно морская птица
Над вольной зыбью волны фиорда.
К каким пределам она стремится?
О чем ликует она так гордо?
Холодный ветер, седая сага
Так властно смотрит из звездной песни,
И в лунной грезе морская влага
Еще прозрачней, еще чудесней.
Родятся замки из грезы лунной,
В высоких замках тоскуют девы.
Златые арфы так многострунны,
И так маняще звучат напевы.
Но дальше песня меня уносит,
Я всей вселенной увижу звенья.
Мое стремленье иного просит,
Иных жемчужин, иных каменьев
Я вижу праздник, веселый, шумный,
В густых дубравах ликует эхо,
И ты проходишь мечтой безумной,
Звеня восторгом, пылая смехом.
А на высотах столь совершенных,
Где чистых лилий сверкают слезы,
Я вижу страстных среди блаженных,
На горном снеге алеют розы.
И где-то светит мне образ бледный,
Всегда печальный, всегда безмолвный.
…Но только чайка кричит победно
И гордо плещут седые волны.
1 юноша. Это стихотворение Н.Гумилева называется “На мотивы Грига”. Музыка норвежского композитора Эдварда Грига к драме Генриха Ибсена “Пер-Гюнт” не раз вдохновляла поэта.
1 девушка. В драме Ибсена рассказывается, как увлекаемый жаждой приключений крестьянский парень Пер-Гюнт покинул родную деревню. Прошло много лет. Умерла старая мать, забыли о нем друзья. Лишь верная Сольвейг ждет и по-прежнему любит. И вот Пер-Гюнт возвращается. Кругом бушует море, а вдали уже показались величественные Норвежские горы, родина.
Э.Григ. “Возвращение Пера-Гюнта”. (слушаем)
1 Юноша.
Я ничего не понимаю, горы:
Вам гимн поет кощунство иль псалом.
И вы, смотрясь в холодные озера,
Молитвой заняты иль колдовством.
Здесь с криками чудовищных глумлений,
Как сатана на огненном коне,
Пер-Гюнт летал на бешеном олене
По самой неприступной крутизне.
И, царств земных непризнанный наследник,
Единый побежденный до конца,
Не здесь ли Брандт, суровый проповедник,
Сдвигал лавины именем творца.
А вечный снег и синяя, как чаша
Сапфирная, сокровещница льда!
Страшна земля, такая же, как наша,
Но не рождающая никогда.
И дивны эти неземные лица,
Чьи кудри – снег, чьи очи – двери в ад.
С чьих щек, изрытых бурями, струится,
Как борода седая, водопад.
1 девушка. Образ Сольвейг по сей день является символом женской верности. Идут века, а женщины по-прежнему обречены ждать любимых, хранить верность, любить вопреки всему.
2 девушка. Поэтесса Марина Цветаева беззаветно любила Россию. Это была любовь- вина, любовь- зависимость, любовь – преданность. Но наступил день, когда она была вынуждена покинуть Россию, уступив другой любви, не менее сильной.
2 юноша. Ее муж Сергей Эфрон, офицер белой гвардии, жил в далекой Праге. И она уехала к нему. Позади была Россия, впереди – встреча с любимым. Высочайшая трагедия и печальное счастье.
2 девушка.
Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!
“Хочу у зеркала, где муть…”” ” ” ( Песня из кинофильма “С легким паром”).
2 девушка. Вернуться на родину она смогла лишь перед самой войной. В столичных городах ей, эмигрантке, жить запретили. Она поселилась в маленькой Елабуге, зарабатывала себе на жизнь стиркой белья и не могла писать.
2 юноша. Усугубленная войной драма отчаяния и одиночества завершилась в августе 1941 года самоубийством. Великой русской поэтессы не стало. Зато продолжают жить ее стихи. В том числе и это, посвященное Сергею Эфрону.
Дебюсси. Шаги на снегу. (слушаем)
2 девушка (под музыку).
Писала я на аспидной доске
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах,-
И на стволах, которым столько зим,
И, наконец,- чтоб было всем известно!-
Что ты любим! любим! любим! – любим! –
Расписывалась радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! Под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест- накрест перечеркивала – имя…
Но ты в руке продажного писца
Зажатое! Ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты – уцелеешь на скрижалях.
“Мне нравится” ( Песня из кинофильма “С легким паром”). (исполняем)
2 девушка.
Я на душу твою не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку бледную от лобзаний
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь,
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И под медленным снегом стоя,
Опущусь по колено в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег.
Там, где поступью величавой
Ты прошел в гробовой тиши,
Свете тихий – святыя славы –
Вседержитель моей души.
3 девушка. Эти стихи Марина Цветаева посвятила Александру Блоку, к творчеству которого она всю свою жизнь испытывала благоговейное восхищение.
3 юноша. Александр Блок не умел любить счастливой любовью. Непростым было его чувство к его Прекрасной Даме, жене поэта Любови Дмитриевне Менделеевой. Непросто складывались и его отношения с актрисой Любовью Александровной Дельмас.
3 девушка. Он пришел в театр музыкальной драмы, не ожидая никаких чудес. И вдруг в буре бессмертной бравурно- тревожной музыки, на сцене возникла настоящая Кармен, полная огня и страсти, вся дерзкая, неукротимая воля, вся – вихрь и сверкание. Разлетающиеся юбки – рыжие косы, сияющие глаза, зубы, плечи.
3 юноша.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Выход Кармен из оперы Ж.Бизе “Кармен”.
3 девушка. Потом он вспоминал: “С первой минуты не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала буря музыки влекущая колдунья, и – одинокое прислушивание к этой буре, какое-то медленное помолодение души”.
3 девушка.Потом они встретились. Ее звонкий смех, открытые плечи, розы на груди, крепкие духи… Его неловкость. Пустынные улицы. Темная Нева. В этот день были написаны “Ты – как отзвук забытого гимна…” и “О да, любовь вольна, как птица”.
3 юноша.
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно – я твой!
Да, все равно мне будет снится
Твой стан, твой огневой!
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей свершу я требу
За твой огонь звездам.
Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою,
Кармен, твоих духов… !
3 девушка. Истинные поэты не могут не чувствовать музыку, не любить ее. В поэзии Осипа Мандельштама звучит музыка Баха и Бетховена, незатейливая мелодия гармоники и скрипка Паганини.
Фуга e-moll Иоганна Себастьяна Баха (слушаем)
1 девушка.
Здесь прихожане – дети праха
И доски вместо образов,
Где мелом Себастьяна Баха
Лишь цифры значатся псалмов.
Разноголосица какая
В трактирах буйных и церквах,
А ты ликуешь, как Исайя,
О, рассудительнейший Бах.
Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа в самом деле
Ты в доказательстве искал.
1 юноша.
Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик,
Лишь рокотал твоя, не боле,
О, несговорчивый старик!
И лютеранский проповедник
На черной кафедре своей
С твоими, главный собеседник,
Мешает звук своих очей.
2 девушка. И стихи самого Мандельштама удивительно легко ложатся на музыку. Вернее музыка живет в них самих. И композиторам остается лишь услышать ее и запечатлеть в нотах.
Наедине со всеми. Песня из репертуара А.Пугачевой. (исполняем)
2 девушка.
Судьба его оказалась трагической. Недоброжелательство властей, почти открытая травля, ведь он был не из тех, кто воспевал шелест красных знамен.
2 юноша.
С 1925 по 1930 год он не написал ни строчки: путешествует по Кавказу, Армении, Грузии. В 1930 году он возвращается в родной город и вновь начинает писать.
Ленинград. (слушаем)
3 девушка
Потом была ссылка в Воронеж, арест и смерть в далеком пересыльном лагере. “Вторая речка” под Владивостоком. Страшная трагическая смерть. Он был жесток со своими поэтами. этот серебряный век.
3 юноша.
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей, –
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век–волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе.
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Александр Герцевич. (слушаем)
1 девушка. Велик был новый век России. Век двадцатый. Век побед и свершений.
2 юноша. Страшен был новый век России. Век двадцатый. Век войн и репрессий.
3 девушка. Прекрасен был новый век России. Век двадцатый век поэзии и любви.
1 юноша. Каким будет новый век России. Век двадцать первый?
Аллилуйя любви. Из оперы Рыбникова “Юнона и Авось”


Категория: Разное | Добавил: SvetlanaMirnaya
Просмотров: 1302 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог