Ростовская область г. Донецк МОУ СОШ №3 Учитель: Ступаченко М.В.
Коррекционные игры для первоклассников
Игры рекомендуется проводить как внеклассное занятие
Выявление общих понятий Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логически связаны с определённым обобщающим словом. - Найти два слова, которые более всего связаны с обобщающим словом. САД - (растения, садовник, собака, забор, земля); РЕКА – (берег, рыба, рыболов, тина, вода); ГОРОД – (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед); ДЕЛЕНИЕ – (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага ); КНИГА – (рисунок, война, бумага, любовь, текст); ЛЕС –(лист, яблоня, охотник, дерево, волк); БОЛЬНИЦА – (помещение, сад, врач, больные, радио) СПОРТ – (медаль, оркестр, победа, стадион, состязание) Дети могут объяснять свой выбор примерно так: « К слову ЛЕС подходят слова ЛИСТ и ДЕРЕВО. В моём понятии ЛЕС- это много деревьев, А на деревьях всегда должны быть листья. ЯБЛОНЯ растёт в саду. ОХОТНИК не всегда ходит в лесу ., Он может охотиться и в степи. А ВЛОК водится не во всех лесах»
Исключение понятий - Из пяти слов одно не относится к общему родовому понятию, которым объединены остальные четыре слова. Найти лишнее слово.
Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Петр. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно. Лист, почка, сучок, чешуя, кора. Гнездо, курятник, сторожка, берлога, нора. Неудача, волнение, провал, крах, поражение. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. Берёза, сосна, ель, дуб, сирень. Смелый, храбрый, отважный, решительный, злой. Дети объясняют свой выбор: «Молоко, сыр, сметана, простокваша – это молочные продукты. А сало нет. Это продукт животного происхождения.»
Анализ отношений Первая пара слов находится в определённом отношении - Подобрать к слову из второго ряда одно, чтобы они находились в таком же отношении.
Школа-обучение Больница- доктор, ученик, здание, лечение, больной (отвечают на вопрос «что?»)
Песня-глухой Картина-слепой, хромой, художник, рисунок, боль (песню слушать, а он глухой, значит картину смотреть, а он слепой)
Нож-сталь Стол-вилка, дерево, стул, пища, скатерть (из чего сделаны предметы)
Птица-гнездо Человек- люди, птенец, рабочий, зверь, дом (жилище)
Хлеб-пекарь Дом- вагон, город, жилище, строитель, дверь (профессии)
Пальто-пуговица Ботинок- портной, магазин, нога, шнурок, шляпа (часть вещи)
Бежать-стоять Кричать- молчать, ползать, шуметь, звать, плакать (противоположное значение)
Железо-кузнец Дерево-пень, столяр, кора, ветка, лист (профессии)
Сходство и различие Учащимся предлагается сравнить между собой предметы и понятия. Для младших школьников это хорошо знакомых предметов. МОЛОКО и ВОДА, (жидкость, употребление в пищу, разного цвета, вкуса) КОРОВА и ЛОШАДЬ, (животные, даёт молоко, с хвостами, корова с рогами, лошадь-нет) САМОЛЁТ и ПОЕЗД, (средства передвижения, скоростные, на земле, в небе) КУРИЦА и ЦАПЛЯ (птицы, несут яйца, домашнее и дикое животное)
Дети могут предлагать и другие варианты сходства и различия.
Для более старших детей это могут быть понятия посложнее. КАРТИНА и ФОТОГРРАФИЯ (изображения, нарисованное и нет) УТРО и ВЕЧЕР (время суток, светло и темно) ЧЁРНОЕ и БЕЛОЕ (оба цвет, темнее и светлее)
Дети также могут предлагать и другие варианты сходства и различия.
Используемая литература: 1. Р.С. Буре «Готовим детей к школе» Москва «Просвещение» 1987г. 2. С.П. Ефимова «Как готовить ребёнка к школе » Москва «Просвещение» 1992 г.
|