В стандарте начального общего образования по литературному чтению записано: «Изучение литературного чтения на ступени начального общего образованиянаправлено на достижение овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников».
Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. В связи с этим я поставила перед собой проблему:
Как сформировать навык смыслового чтения: читать бегло, правильно, сознательно и выразительно.
Задача мастер – класса
Познакомить слушателей с эффективными приёмами формирования навыка беглого и осознанного чтения
Эпиграфом к моему мастер – классу я взяла слова Сухомлинского:
«Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно»
На уроках литературного чтения я использую различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи,
На этапе «Пятиминутка чтения» использую скороговорки. На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи. В процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, преодолевать трудности, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.
На этапе «Знакомство с автором» использую приём « Угадай автора». Дети часто не помнят авторов произведения. Поэтому этот приём способствует запоминанию автора, пробуждению восприятия, активизирует внимание, формирует читательские качества и повышает качество усвоения литературного материала.
На этапе «Знакомство с текстом» использую приём «Антиципация» Это упражнение по прогнозированию, предугадывание содержания. Один из важнейших приёмов работы до чтения. Прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. Вот на этом этапе и следует применить прием антиципации. С помощью антиципации читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается, по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора.Этот приём можно использовать в разных вариация. Предугадать события можно по заголовку, по иллюстрации, по автору, по предложению.
Вдруг Мишка резко нажал на …Закончите предложение
А теперь найдите это предложение в тексте. Вы были правы. Приложение 1
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления .Слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено школы, будет захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. Приём «Ловушка» не толькопомогает развивать беглое чтение, дети имеют возможность поправить учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Учитель читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами, ученики ищут замену. Приложение 2.
На этапе «Объяснения нового материала» применяю приём «Три ошибки»
Впервые идея была описана в книге Анатолия Александровича Гина «Приемы педагогической техники». Это большой мастер по ТРИЗ. При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибки. Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. Этот приём приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся, развивает аналитические способности, предоставляет поле для практического применения полученных знаний, воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала. Найдите 3 ошибки. Приложение 3
1.Вдруг Мишка быстро(резко) нажал на тормоз.
2.. Велосипед упал, и Мишка улетел (угодил) в большую лужу.
3.А Мишка ел (кушал)вкусные ватрушки.
На уроке изучения лирического произведения применяю приём «Музыкальное иллюстрирование» Музыка способствует не только эмоциональному восприятию, но и воспитанию эстетического вкуса. Произведения русских поэтов, художников и композиторов часто сходны по тематике и настроению. Рисунок – это речь, вынесенная извне.
С помощью рисунка развивается воображение и речь ребят, можно выявить точность и глубину понимания учениками-читателями главной мысли и идейного смысла произведения. Рисунок помогает осознанно воспринимать материал. В этом году мы изучали стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Дети детально его изучили, нарисовали рисунки и объяснили, почему они это нарисовали.Рисунки получаются у всех разные, потому что онипередают именно свои впечатления и чувства.И в этом помогает музыка П. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»
Результаты.
Мои дети являются призёрами и победителями различных конкурсов.
Итог
Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку задействованы различные виды памяти и восприятия.
Изменилось отношение детей к уроку чтения (увеличилось число детей, которые посещают библиотеку;
изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, доводить начатую работу до конца);
Какие перспективы я наметила? Продолжать
применять эффективные приёмы формирования навыка беглого и осознанного чтения, потому что в 4 классе нам писать ВПР, где проверяются УУД ,а смысловое чтение это и есть способ формирования УУД младших школьников.
|