Сегодня: 26.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Эффективные приёмы формирования навыка беглого и осознанного чтения

СКАЧАТЬ (28.2 Kb) 27.07.2018, 13:54
Попова Марина Викторовна
учитель начальных классов, МКОУ "Средняя школа № 11" г.Палласовки Волгоградской области

В стандарте начального общего образования по литературному чтению записано: «Изучение литературного чтения на ступени начального общего образованиянаправлено на достижение овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников».

Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. В связи с этим я поставила перед собой проблему:

Как сформировать навык смыслового чтения: читать бегло, правильно, сознательно и выразительно.

 Задача мастер – класса

Познакомить слушателей с эффективными приёмами формирования навыка беглого и осознанного чтения

 Эпиграфом к моему мастер – классу я взяла слова  Сухомлинского:

«Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно»

На уроках литературного чтения я использую различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи,

На этапе «Пятиминутка чтения»  использую скороговорки. На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи. В процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, преодолевать трудности, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.

На этапе «Знакомство с автором» использую приём  « Угадай автора». Дети часто не помнят авторов произведения. Поэтому этот приём способствует запоминанию автора, пробуждению восприятия, активизирует внимание, формирует читательские качества и повышает качество усвоения литературного материала.

На этапе «Знакомство с текстом» использую приём «Антиципация» Это упражнение по прогнозированию, предугадывание содержания. Один из важнейших приёмов работы до чтения. Прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. Вот на этом этапе и следует применить прием антиципации. С помощью антиципации  читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается, по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора.Этот приём можно использовать в разных вариация. Предугадать события  можно по заголовку, по иллюстрации, по  автору, по предложению.

Вдруг Мишка резко нажал на …Закончите предложение

А теперь найдите  это предложение в тексте.  Вы были правы. Приложение 1

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления .Слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено школы, будет захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. Приём «Ловушка» не толькопомогает развивать беглое чтение,  дети имеют возможность поправить учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Учитель  читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами, ученики ищут замену. Приложение 2.

На этапе «Объяснения нового материала» применяю приём «Три ошибки»

Впервые идея была описана в книге Анатолия Александровича Гина «Приемы педагогической техники». Это большой мастер по ТРИЗ. При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибки. Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. Этот приём приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся, развивает аналитические способности, предоставляет поле для практического применения полученных знаний, воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала. Найдите 3 ошибки. Приложение 3

1.Вдруг Мишка быстро(резко) нажал на тормоз.

2.. Велосипед упал, и Мишка улетел (угодил) в большую лужу.

3.А Мишка ел (кушал)вкусные ватрушки.

На уроке изучения лирического произведения применяю приём «Музыкальное иллюстрирование» Музыка способствует не только эмоциональному восприятию, но и воспитанию эстетического вкуса. Произведения русских поэтов, художников и композиторов часто сходны по тематике и настроению. Рисунок – это речь, вынесенная извне.

С помощью рисунка развивается воображение и речь ребят, можно выявить точность и глубину понимания учениками-читателями главной мысли и идейного смысла произведения. Рисунок помогает осознанно воспринимать материал. В этом году мы изучали стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Дети детально его изучили, нарисовали рисунки и объяснили, почему они это нарисовали.Рисунки получаются у всех разные, потому что онипередают именно свои  впечатления и чувства.И в этом помогает музыка П. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»

Результаты.

Мои дети являются призёрами и победителями различных конкурсов.

Итог

Применение данных приемов на уроках чтения  позволяет получить очень хороший результат, поскольку задействованы различные виды памяти и восприятия.

Изменилось отношение детей к уроку чтения (увеличилось число детей, которые посещают библиотеку;

изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, доводить начатую работу до конца);

Какие перспективы я наметила? Продолжать

применять эффективные приёмы формирования навыка беглого и осознанного чтения, потому что в 4 классе нам писать ВПР, где проверяются УУД ,а смысловое чтение это и есть способ формирования УУД младших школьников.



Категория: Разное | Добавил: popovamv | Теги: литературное чтение, начальные классы, мастер-класс, осознанное чтение, беглое чтение, смысловое чтение
Просмотров: 1850 | Загрузок: 72 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог