Ванчугова Светлана Михайловна
Учитель начальных классов МОУ СОШ с УИОП №1
г. Советска Кировской области
Посмотри глазами ребенка.
Как Сухомлинский учил своих малышей грамоте? Приходил с ними на луг, усаживался на пригорке. Утро тихое, облака плывут. Все рисуют. Учитель подписывает свой рисунок: “Луг”. “Дети на что похоже это слово?” “Л” – перегнутый стебелёк травы, “У” – два сложенных стебелька. А послушайте музыку луга – жужжание мушек, стрекот кузнечиков, гудение шмеля….
Как быстро идёт время! Уже двадцать шесть лет я работаю в первой школе учителем начальных классов. Мои первые выпускники уже водят в школу своих малышей, подросли мои дочки. А волшебный мир детства не отпускает меня: я люблю песенку «Дорогою добра», книжки с картинками, верю в сказку и даже сержусь не всерьез, по-детски. Я люблю свою большую школу, ведь я выпускница первой средней, здесь в студенческие годы дала свой первый урок, здесь «от выпуска до выпуска много пройдено дорог», здесь учатся мои девочки.
Как мама и учитель я знаю, что на пороге школы ребенок переполнен желанием учиться, но уже самые первые трудности пугают его: буквы никак не складываются в слова, палочки получаются неровные, да и усидеть на месте ох как непросто… Американский социолог Нейл Постман верно заметил: «Поступая в школу, дети представляют собой вопросительный знак, а заканчивая ее – точку». Это очень грустно! Неужели за одиннадцать школьных лет дети ищут правильные ответы на вопросы, теряя энергию своего воображения. Как приумножить живую энергию воображения? Как сделать обучение успешным для каждого? Как сохранить пытливый вопрос и интерес в глазах ребенка? Мне близка идея В.А. Сухомлинского «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, игры, фантазии и творчества. Без этого он как засушенный цветок».
Каждый урок вижу глаза мальчиков и девочек и понимаю, что эти 40 минут для них – источник мудрости и творчества. А я – хранитель ключей от настоящей тайны. Какая тайна откроется на этом уроке? Тайна познания живет за волшебной дверью. Открывая её волшебным словом «почему?», ученик становится учёным, экспериментатором, доказывает свою правоту, утверждается в своих предположениях. В тайне творчества ребёнок реализуется как художник, поэт, музыкант, режиссёр, сочинитель. Постигая тайны общения, ученик становится внимательным слушателем, интересным рассказчиком, мудрым философом, говорит голосом любимого литературного героя, мамы, папы, учителя... Тайна самосовершенствования дарит ребёнку веру в себя: сегодня он легко справился с той задачкой, которая еще вчера казалась трудной, прочитал стихотворение так, что класс замер, придумал такую загадку, что все удивились. Ребенок, участвуя в групповом проекте, поделился с ребятами не только фломастерами, но и интересной идеей. Его успех озарен добрыми улыбками друзей. Тайна трудолюбия, словно добрый гном, живет в каждом из нас. Серебряным колокольчиком добрый гном будит тебя утром и говорит: «Пора приниматься за дело, дружок». Гном-помощник аккуратный, ответственный, неутомимый. Он постоянно твердит: «Не позволяй душе лениться». И вместе с гномом-помощником, друзьями, учителем труд превращается в творчество, дарит радость.
Для меня урок ценен тем, что он являет¬ся синтезом обучения и воспитания. В моем арсенале различные формы проведения уро¬ков: мастерская, ролевая игра, урок-путешествие. Сам сюжет такого урока рождает желание видеть, чувствовать и творить. А учебный диалог предполагает конструктивное взаимодействие учителя с учениками, учеников друг с другом, внутренний диалог с самим собой, а роли и партнеров в этом диалоге ты выбираешь сам. Еще Платон доказал, что диалог — лучшая форма деятельности по совместному поиску истины, форма сотворчества. Я должна сама постоянно делать педагогические наблюдения и пополнять свою методическую копилку, предлагать такие задания, чтобы ребенок был активным, деятельным, должна проявлять терпение и веру, чтобы результатом нашего совместного труда стал успех соученичества, сотворчества, содружества.
Дети так интересны, когда, подбирая ключики к истине, начинают мыслить… А мыслят они широко и неординарно. На их лицах возникает изумление и удивление: «Неужели это Я придумал (сделал, сказал)? Решил сложную задачу? Сформулировал правило? Установил сложную закономерность? Сегодня мы рассматривали анютины глазки. Как здорово, что этюд у каждого получился свой:
«Мой цветок синий. Как будто кругом ночь и все спят. Только в середине цветка горит желтый огонек – горит одно окошко. Кому-то не спится».
«Мой цветок самый веселый, потому что, когда раздавали лепестки, он взял себе самые веселые – желтые и оранжевые».
«Мой цветок я назвал голубым облачком. Он такого нежного голубого цвета, что, кажется, что может даже растаять».
А что если вырастить цветок в подарок маме?
- Идея не новая, - скажет скептик.
- Идея гениальная! – скажет хороший учитель.
И это детское восклицание становится экспериментом, в котором участвует весь класс. Как произвести выгонку луковиц тюльпанов? Где и при какой температуре их хранить осенью? С какой радостью мои второклассники превращают обычный подоконник в оранжерею, как внимательно наблюдают за рождением ростка, как ждут чуда…
Профессия учителя сродни профессии садовника. Учитель и садовник взращивают молодые побеги, окружая их вниманием и заботой. Садовник заслоняет их от яркого солнца, а учитель от чрезмерной опеки. Садовник спасает от холода, укутывая, а учитель согревает ласковым взглядом. Садовник подкармливает удобрениями, учитель – похвалой и верой в собственные силы. И оба терпеливо ждут, когда питомцы вырастут. Только садовник в конце лета увидит свои плоды, а плоды учеников учитель увидит не только в конце урока, а пожинает их всю жизнь. И об этой ответственности первый учитель помнит всегда.
Я не просто учитель, а первая учительница. Родители доверяют мне самое дорогое – своих детей. Стараюсь строить отношения с родителями учеников на принципе помогающих отношений. Создание таких отношений начинается с теплого принятия и высокой оценки ребенка, переживания с ним его успехов и неуспехов. Создание помогающих отношений возможно только тогда, когда смотришь на ребенка и его мир его же глазами. И если взрослым удается установить гармоничные отношения с ребенком, ребенок начинает лучше понимать себя, маму, папу, учителя, становится уверенным в себе, не боится проявить свои способности, быть дерзким в познании, предполагать совершенно невероятное, выражать себя ярче и ярче, проявляя свою индивидуальность. А в конечном счете он научится самостоятельно, успешно и достойно справляться с жизненными удачами и проблемами.
Помогающие отношения меняют не только ребенка, но и взрослого. Мы становимся внимательнее, заботливей, терпимее…
Я так много и так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я попробую открыть причину детских поступков, стараюсь во всем разобраться, позволяю детям давать советы, проигрывать конфликтные ситуации от лица другого.
Я люблю, когда меня принимают такой, какая я есть на самом деле. Поэтому стараюсь понять каждого, ценю его мнение,
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому наполняю жизнь ребенка интересной творческой деятельностью и не мешаю ребенку в минуты творческого озарения.
Я многому научилась не из книг, а путем проб и ошибок. Поэтому позволяю детям право на ошибку, право приобретать собственный опыт.
Я временами чувствую страх и по-своему беззащитна. Поэтому прикасаюсь к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Течет река времени… Мои маленькие ручейки бегут каждый своей дорогой, а я помогаю им вырасти и окрепнуть…
|