Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Формирование экологической компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

СКАЧАТЬ (19.8 Kb) 21.06.2014, 17:13
Мачула Алла Владимировна
Воспитатель группы продлённого дня, Запорожский учебно-воспитательный комплекс № 77
Формирование экологической компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Мачула Алла Владимировна
воспитатель группы продлённого дня
Запорожский учебно-воспитательный комплекс № 77
г. Запорожье

Не ловите бабочку,
Не ловите!
Вы ей лучше песенку
Подарите.
И листочек маленький
Не тревожь.
На ребёнка в спаленке
Он похож.
Сладко спится листику
В жаркий день,
А как листик вырастет,
Будет тень.
Что дано природою,
Пусть живёт –
Мир прекрасной радугой
Расцветёт.

Л. Проковская

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонков в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни» (В.А. Сухомлинский).
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребёнку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребёнок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой берёзе – девицу в сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
Одна из главных проблем сегодняшнего дня – экологическое воспитание, которое предполагает правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов земли, воздуха, лесов, рек, морей.
Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные комплексы, лишают растения и животных нормальных условий существования. Главной задачей является сохранение природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения. Первые основы экологического воспитания, это надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение закладываются в период дошкольного возраста.
Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако, несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы; они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать её, но главное – дадут начало осознанному отношению к природе.
Моё детство прошло в чудесном живописном месте – небольшом приморском селе, утопающему в зелени весной и летом, а зимой с необыкновенно огромных размеров сугробах. Всё своё свободное время я проводила на улице, в общении с природой. Это был мой мир, который я познавала шаг за шагом.
Больше всего я любила весну. Именно весной хотелось быть следопытом, блуждать по зазеленевшим лугам, пробираться сквозь чащи кустарников, лазить по болотам.
Приближение весны чувствовалось уже в конце февраля: длиннее становился день, теплее и ярче светило солнце. Приход весны одними из первых чувствуют птицы и дети. Звонче становятся птичьи голоса, всё труднее и труднее удержать детей дома. Дети раньше всех сбрасывают зимнюю одежду и больше времени проводят на улице: пускают кораблики, сбивают длинные, плачущие сосульки. Разве можно было пропустить такое событие, как прилёт скворцов и грачей, таяние снега, не увидеть, как встречают весну деревья.
Каждый день приносил что-то новое, оно приходило к нам в определённом порядке, через определённое время и связано с определённым временем года: появление насекомых, весенний прилёт птиц, откладывание яиц, выведение птенцов, появление листьев на деревьях. Именно тогда, будучи ребёнком, я научилась наблюдать за сезонными явлениями, научилась глубже и всесторонне познавать окружающую природу.
Больше всего я любила наблюдать за насекомыми, особенно муравьями. Это было необыкновенно интересно! У меня был свой муравейник, за которым я наблюдала каждый день. В начале весны на нём нельзя было заметить каких-либо признаков жизни, зато недели через две на муравьиной куче появлялись первые муравьи – разведчики. Я смотрела, боясь своим дыханием их спугнуть, наблюдала, что они делают, как себя ведут. Самое интересное было для меня, - проследить путь муравья, посмотреть, что он несёт. Как же мне тогда хотелось хоть на минуту стать такой же маленькой, как они, и заглянуть в муравейник: как же он там устроен, и что там делают муравьи?
Мамы, папы, бабушки и дедушки, вы являетесь первыми проводниками детей в природу. Под сенью леса постарайтесь преподнести им уроки доброты, честности, мужества. Необходимо научить детей, начиная с дошкольного возраста, любить и беречь природу. Насекомые – самая многочисленная группа живых организмов. Насекомых в 250 миллионов раз больше, чем людей на нашей планете. Общий вес шестиногого населения нашей планеты в 30 – 40 раз больше, чем вес всех людей на Земле. Если мы захотим записать общее количество насекомых, которые сейчас живут на Земле, то цифра будет выглядеть 12 500 000 000 000 000. И цифра эта, безусловно, колоссальная, но, разумеется, неточная. Эта цифра условна. Да и в пределах одного вида количество насекомых никогда не бывает постоянным. Летом они везде, они всегда рядом. Не надо никуда идти, чтобы увидеть их, не надо отправляться в далёкие путешествия, чтобы разгадать загадку, сделать небольшое, но открытие.
Для них характерны разнообразие форм, огромное количество сложных приспособлений. Большинство цветочных растений опыляются насекомыми, много рыб, птиц и зверей питаются насекомыми. А мы часто проходим мимо них, даже не обращая внимания, даже не пытаясь нагнуться, рассмотреть их и задуматься, почему, например, солнышко красное, и что это за жидкость остаётся на ладони после того, как на ней посидит это удивительное насекомое. А как часто детская рука протягивается, чтобы схватить его, а нога безжалостно наступает, чтобы раздавить «страшного жука». Не допускайте этого! Всё живое должно быть неприкосновенным для ребёнка – не имеет значения, насекомое это или первые весенние цветы.
И вот теперь, спустя много лет, когда я стала педагогом, я поняла, что должна учить детей любить природу, постоянно общаться с ней, делать для себя ежедневные открытия, познавать законы природы, быть защитником природы.
Нужно сказать, что количество людей, посвятивших свою жизнь изучению природы, растёт с каждым днём. Но развязать проблему рационального использования природных богатств Земли можно лишь в том случае, когда каждый из нас станет на защиту природы. И здесь роль семьи велика. Именно она может воспитать в ребёнке любовь к природе, изменить отношение человека к окружающей флоре и фауне, перестроить сознание, потому что время, когда человек мог брать безнаказанно у природы, давно прошло.
Дорогие педагоги! Наша с вами задача - научить детей видеть красоту животных и растений. Погружаясь в этот мир и впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребёнок совершенствуется, как личность. В нём развивается неоценимое качество человеческой личности – наблюдательность. А любознательный и жадный ко всему новому разум ребёнка стремится проникнуть в суть явлений, пытается понять их закономерность, целесообразность и обусловленность. Всё увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает множество вопросов – «что?», «как?», «почему?», которые свидетельствуют о новом этапе развития мышления ребёнка. Поэтому так важно своевременно удовлетворить познавательную потребность ребёнка, показать всю сложность и многогранность какого-либо явления.
Очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются, от «надоедливых» вопросов ребёнка. И последствия такого отношения немедленно сказываются: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребёнка к природе угасает.
Экологическое воспитание детей я начинала со второй младшей группы. Начинала с уголка природы и его обитателей. В уголке природы ребенок может не только наблюдать растения или рыбок очень близко, но и рассматривать их долго.
Малыши очень эмоциональны, внимание у них непроизвольное и неустойчивое, интересы постоянно переключаются с одного объекта на другой. Для этого в уголке природы я ставила аквариум с красивой рыбкой – «золотой». Дети, подошедшие к аквариуму, долго не могли отойти от него. Их привлекала яркая окраска «золотой» рыбки, красота рыбки, ее большие плавники, движение рыбки. Во время наблюдения обращала внимание детей не только на красоту и поведение рыб, но и на то, какие условия им необходимы для нормального существования, чем их следует кормить. Для этого организовала занятие «Мир «золотой» рыбки». На этом занятии, детей познакомила с внешним видом рыбок, какие условия им необходимы для нормального существования, чем их следует кормить.
Так, наблюдая за рыбками предлагала сказать детям, где они живут, что есть в их доме – аквариуме, чем они питаются каждый день. В дальнейшем предлагала детям помочь мне покормить рыбок. Дети помогали с большим удовольствием ухаживать за рыбками. В конце занятия обобщала : «Это живые рыбки, они живут в аквариуме. Он большой, в нём много воды. Без воды рыбы жить не могут, сквозь стекло проходит свет, рыбок обязательно надо кормить». Практическое приобщение детей к пониманию специфики жизни обитателей уголка, направляло детей к наблюдениям и первым трудовым действиям.
Знания, полученные во второй младшей группе, были не достаточными. Поэтому в средней группе я привлекала детей не только наблюдать и ухаживать за уголком природы и его обитателями, а старалась расширить их кругозор. Летом, работая на цветнике, дети наблюдали, как я ухаживала за цветами на клумбе, и по мере возможности принимали в этом участие. Наблюдали за результатом, что цветы растут, они зацвели и стало очень красиво. «Посмотрите, какие у нас красивые цветы» - говорила я, предлагала детям понюхать, рассмотреть поближе.
В зимнее время засыпали кустарники, деревья снегом, я объясняла, что это нужно для корней, чтобы им было тепло и они не вымерзли, что снег для кустарников – это тёплое одеяло, что когда наступит весна, всё проснётся и будет красиво. Начиная наблюдения весной за берёзкой, я обращалась ласково к ней: «Здравствуй, берёзонька, здравствуй, красавица! Мы пришли полюбоваться тобой!» Водили хоровод вокруг дерева.
Загадывала загадки:
•Хоть малая, хоть большая —
где стоит, там и шумит.
•Ствол белеет,
шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки.
•Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

В конце наблюдения прочитала детям стихотворение С. Есенина «Берёза»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Стихотворение вызвало радость, сочувствие у ребят. Применение художественного слова, формирует у детей глубокий познавательный интерес к природе, понимание необходимости бережного отношения к ней.
Так как у нас не было возможности побывать в лесу, я знакомила детей с миром диких животных по картинкам, рассказам таких авторов, как Н.Сладков, Пришвин, Чарушин, Бианки и диафильмам.
Рассказала детям о том, что дикие животные сами добывают себе корм, «строят» себе жильё, медведь – берлогу, лиса – норку, белка ищет себе дупло на дереве. На примере лисы рассказала детям, как она добывает себе пищу, что зимой она разгребает снег, ищет под ним мышь или полёвку. Этому помогают сильные передние лапы лисы, которыми она зимой разгребает снег, а летом роет глубокие норы. Рассказ сопровождала рассматриванием из серии картин П.Караченцова «Наедине с природой». Рассказывала, как человек заботится о дикой природе: бережёт леса от пожаров, насаждает новые деревья, подкармливает диких животных и птиц, создает заповедники.
Постепенно, с возрастом детей, формировала у них понимание, что каждое живое существо, растение или животное продолжает свою жизнь, растёт, развивается, если для этого имеются все необходимые условия – влага, тепло, свет; почва – для растений; корм, вода, необходимая температура, убежища – для животных. Но если эти условия нарушить, то растения, животные погибнут.
Провели с детьми такой опыт: взяли пшеницу и посадили в два горшка, один горшок поставили на свет, другой поставили в тёмное место. Через несколько дней увидели результат. Пшеница в первом горшке – проросла хорошо и зелёная, в во втором горшке – она проросла плохо и совсем бледная. Дети сделали вывод, что для роста нужны хорошие условия: почва, вода, свет. В старшем возрасте старалась правильно показать детям два мира природы. Один саморазвивающийся, независимый от человека и его деятельности- мир естественной природы: леса, цветы на полянах, озёра, реки, трава и т.д. Другой мир культурной природы, созданный людьми, поддерживаемый их трудом: посадки кустарника возле участка, цветы на клумбе, парки и т.д.
Ещё в старших группах старалась показать, как человек использует культурную природы: собирает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, для отдыха разбивает парки и скверы. А всё использованное восстанавливает своим трудом.
Было проведено занятие «Хлеб – всему голова». Дети знакомились с трудом хлебороба, рассматривали иллюстрации, картины, просматривали диафильмы. Детям давались четкие представления о процессе выращивания хлеба. Они узнали последовательность трудовых операций и умели объяснить, зачем пашут и боронуют поля, удобряют, как помогают хлеборобам машины, куда поступает зерно с поля и каков его дальнейший путь к столу. Чтобы дети лучше всё усвоили, я использовала пословицы и поговорки:
Без хлеба и у воды худо жить.
Близорук - через хлеб да пирог.
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Будет хлеб - будет и обед.
Так же показывала и объясняла, что человек пользуется и дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды; отдыхает в лесу; купается в реке, озере, охотится на диких животных, наслаждается красотой природы. Только бережное обращение сохраняет природу.
Я прочитала стихотворение Н.А.Некрасова
«Полюби!»
Свет зари отразился в листочках берёз,
И они засияли в нём, трепетно млея…
Я влюблён в эту Землю безмерно, до слёз!
Всё держу на своих я ладонях, лелея!
Я ласкаю деревья, целую цветы,
Обнимаю, Любовью питая и грея!
Полюби же родную природу и ты,
Понимая, что всё это — Бога Творенье!
Ещё, на специально подготовленной демонстрационной таблице, дети наглядно видели экологическую связь человека с природой. Дети принимали активное участие в уходе за обитателями уголка, за комнатными растениями, работали на участке, ухаживали за цветами на клумбе, за кустарником и видели свои результаты труда. Детям доставляло большое удовольствие работать на огороде и употреблять в пищу овощи, выращенные своими руками. Также дети в зимнее время учились ухаживать за кустарниками, деревьями и птицами. Засыпали корни снегом, делали кормушки, развешивали на деревьях и подкармливали птиц.
Работая в группе продлённого дня общеобразовательной школы, я приступила к работе по экологическому воспитанию своих воспитанников; я поставила перед собой главную цель экологического воспитания: формирование у моих воспитанников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.
Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Использовать экологические знания как необходимое условие для выработки правильного отношения к окружающему миру.
2. Содействовать тому, чтобы знания несли эмоционально-действенный характер и выражались в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять всё живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
3. Чтобы ликвидировать экологическую депривацию, способствовать созданию условий для ежедневного общения детей с естественной природной средой.
4. Для устранения последствий экологической депривации направить работу на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного окружения, для этого использовать упражнения на тренировку органов чувств.
5. Разработать циклы бесед экологического содержания, тесты и анкеты после их проведения.
6. Организовать конкурсы очерков, заметок, репортажей, интервью по обсуждаемым событиям экологического характера.
7. Провести просмотр видеосюжетов экологической направленности и тестирование после них.
8. Помочь учащимся научиться радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Я приведу определение академика Меркурия Сергеевича Гилярова, которое отвечает и моему пониманию предмета.
«Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой».
Я считаю, что экологическое воспитание в начальной школе должно иметь следующие направления:
- формировать у детей элементарные представления о растениях и животных организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение;
- проявление бережного отношения к природе должно выполняться в играх, при выполнении трудовых обязанностей в повседневной жизни;
- младших школьников надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
Ведущей тенденцией занятий в группе продлённого дня является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:
- расширение экологических знаний;
- повышение экологической культуры;
- развитие потребностей гармоничного общения с природой;
- обогащение кругозора детей;
- развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;
- развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;
- привитие бережного отношения и любви к природе.
К.Д. Ушинский был убежден в том, что тот ребенок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души.
Маленький человек, развиваясь, познает мир. Изначально в детях живёт любовь ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, т. е. в семье. Родители являются первыми, а может единственными авторитетними людьми в жизни детей (авторитет по С. И. Ожегову - лицо, пользующееся влиянием, признанием). Ребёнок копирует поведение взрослых, копирует эмоции, которые взрослые переживают в разных жизненных ситуациях. Из этого складывается отношение детей ко всему, что их окружает. Поэтому через любовь взрослых воспитывается любовь ребёнка к миру. Пусть воспитание любви к природе начнётся с животных, растений. Спасайте со своим ребёнком божьих коровок, жучков. Пусть малыш уберёт насекомое с дороги, где его могут раздавить, или достанет букашку из лужи. Похвалите маленького спасателя. Ведь он сделал хорошее, доброе дело. Ваше совместное времяпровождение – ещё один вклад в воспитание любви к природе.
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит много, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша Земля стала краше, зеленей, богаче. Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкант слухом. Поэтому оно нуждается в развитии.
Создавайте вашим детям условия, при которых они смогут изучать природу. Водите их на экскурсии в лес. Показывайте и называйте деревья, птиц. Попробуйте поискать грибы (если, конечно, сами хорошо в них разбираетесь). Городские дети этого не знают. Дети будут благодарны вам за возможность приобщиться к природе. Они очень чувствительны к ней. Можно сказать, что дети и природа настроены на один лад. Не нарушайте, пожалуйста, их гармонию!
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Елена Смирнова


Категория: Разное | Добавил: machula
Просмотров: 1955 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог