Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

25.04.2019, 11:39
Рыжкова Любовь Станиславовна
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №2, г. Ленинск – Кузнецкий.
Согласно ФГОС НОО, главной целью школьного образования, является развитие способности у учащихся успешно и самостоятельно усваивать новые знания, формировать компетентности, умения, в т. ч. самостоятельную организацию данного процесса. Иными словами, сформировать умение учиться. Прийти к поставленной цели возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), а именно регулятивного компонента.
Одним из важных психологических факторов формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет немаловажную роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. В связи с этим вопрос о формировании самооценки становится актуальным в настоящее время. Умение оценивать свою деятельность и себя закладывается еще в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит в течение всей жизни человека.
Итак, рассмотрим, что же такое самооценка.
Как известно, человек становится личностью в процессе своей жизни, а не при рождении. По словам А.В.Толстых, личность - это «исторически ограниченная форма бытия человека, фиксирующая взаимопереходы родовых и индивидуальных определений деятельности человека в ходе его самоосуществления как субъекта культурной, общественной и исторической деятельности» [12].
Психологи самооценку рассматривают с различных точек зрения. Например, считать общей самооценкой принято оценку себя в целом как хорошего или плохого человека. Оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной, т.е. частной (могут развиваться неравномерно).
Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен человек) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
Так что же такое самооценка. Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценивание себя, деятельности среди других людей, собственных качеств, чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто. А также, самооценка это такой механизм самосознания, на основании «работы» которого строится принятие самого себя, проявление уважения к себе, осознание значимости самого себя.
По словам А.В. Петровского самооценка и механизм её формирования это: «Поведение человека, которое во многом зависит от тех оценок, которые дают ему другие люди. На основе этих оценок постепенно складывается самооценка личности». Также, А.В. Петровский подчеркивает в своей работе, что самооценка, как часть самосознания человека, как все высшие психические функции человека имеет культурные корни и появляется только в процессе отношений со взрослым человеком, несущим собой культуру. Основываясь на такие утверждения можно сделать вывод, что формирование самооценки происходит под влиянием отношений между взрослым и ребенком, особенно ярко это можно наблюдать в подростковом возрасте (так как именно этот возраст во многом направлен на то, чтобы ребёнок понял, увидел, определил, оценил, кем он является) [8].
Из данных литературы видно, что при изучении вопросов о самооценке отечественные психологи, на первое место ставят деятельность человека. По словам А.Н. Леонтьева самооценка – это существенное условие, для того чтобы индивид стал личностью. Зачастую она выступает мотивом для индивида и побуждает его стремиться к соответствию уровня ожиданий и требований окружающих, а также уровню собственных требований к себе [4].
По мнению А.И.Липкиной, самооценка - это оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику, осознание своего места среди людей [5]. Самооценка учащегося проявляется не только в том, как он оценивает собственные достижения, но и в том, как относится к успехам других. Можно наблюдать то, что учащиеся, которые имеют высокую самооценку, не обязательно расхваливают себя, но они с удовольствием критикуют все, что делают другие. В свою очередь учащиеся с пониженной самооценкой, склонны переоценивать достижения и успехи своих товарищей.
Необходимо различать оценку деятельности и оценку личности. Неправильно переносить оценку отдельных результатов деятельности на личность в целом. Младшие школьники слабо дифференцируют эти понятия. В связи с этим, негативный отзыв о своей работе (различной деятельности) они воспринимают как оценку: ты – плохой ученик/человек.
Как известно, система личностных качеств индивида является основным критерием самооценки. Одними из главных функций самооценки являются: регуляторная, на ее основании происходит решение задач личного выбора, и защитная, она обеспечивает относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Исходя из этого можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм).
В связи с этим, рассмотрим виды самооценки:
1. Адекватная самооценка. Позволяет успешно ставить и достигать цели в учебе, придает ученику уверенность в себе, творчестве, помогает проявить такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.
2. Низкая или заниженная самооценка. Обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Рассмотрим пример, ребенку дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», зачастую применяя при этом физическое воздействие. Или же родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к зажатости и эмоциональной скованности. На самооценку также оказывает влияние сопоставления образов идеального и реального «Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство реальностью своих достижений и ниже ее уровень [7].
3. Завышенная самооценка. Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как ребенок хорошо играет на музыкальном инструменте или читает стихи, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В таких случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.
4. Перфекционизм. Перфекционизм – это стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях —зачастую служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям (быть отличником по всем предметам) заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них [10].
Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов - когнитивного и эмоционального, которые функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный отражает знания ребенка о себе разной степени оформленности и обобщенности, эмоциональный - отношение к себе, накапливающийся "аффект на себя". Знания о себе ребенок приобретает в социальном контексте, и они неизбежно "обрастают" эмоциями. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах - общей и частной (парциальной, конкретной, локальной) [2].
Следующий вопрос, который хотелось бы рассмотреть по данной теме это какова взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника.
Как известно, существуют разные виды педагогических оценок: материальные, предметные, результативные, персональные, моральные, процессуальные, количественные, качественные. А также, выделяют оценки в ситуации опроса: ирония, опосредованная, неопределенная, нотация, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, упреки, одобрение, подкрепление и наказание.
Рассмотрим их подробнее.
1. Предметные оценки. Это такие оценки, которые отражают, что сделал или что делает учащийся, но не касаются его личности. То есть в этом случае педагог оценивает не самого ребенка, а процесс, содержание, предмет и результаты деятельности. Таким образом, обучающийся получает стимул к личностному росту и совершенствованию учения через оценку того, что он делает.
2. Персональные оценки. Это те, которые имеют отношение к деятельности учащегося, а не к ее атрибутам, выделяют индивидуальные качества, проявляющиеся в деятельности, его прилежание, умения, старание и т. д.
3. Материальные оценки. Могут включать в себя совершенно разные способы материального стимулирования обучающихся за успехи в учебной и воспитательной работе. Такими стимулами могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей учащегося.
4. Моральные оценки. Как правило, это оценки, которые содержат в себе порицание или похвалу от педагога. Характеризуют действия учащегося с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.
5. Результативная оценка. Это конечный результат деятельности. Внимание акцентируется на результат, а не на атрибуты деятельности (т.е. оценку получает итог, а не то, каким образом это было достигнуто).
6. Процессуальная оценка. Здесь уделяется внимание на то, каким образом достигнут, полученный результат, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего итога.
7. Количественная оценка. Это соотношение с объемом выполненной работы, например с числом сделанных упражнений, решенных задач, и т. д.
8. Качественная оценка. Здесь говорится о качестве выполненной работы, ее точность, аккуратность, тщательность и учет аналогичных показателей ее совершенства.
При оценке знаний, педагог одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других учеников. Именно так воспринимаются оценки учащимися. Ориентируясь на оценки педагога, учащиеся сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных [11].
По степени сформированности представлений о себе можно выделить 3 группы учащихся.
Учащиеся первой группы больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля.
Вторая группа учащихся характеризуется тем, что представления о себе в данной группе неадекватны и неустойчивы. Такие ученики не умеют выделять существенные качества у себя и анализировать свои поступки. Несмотря на это в некоторых ситуациях учащиеся этой группы могут оценивать себя адекватно. Такие ученики требует особого руководства по формированию навыков самоконтроля.
Учащиеся третьей группы имеют о себе такие характеристики, которые даны им другими учениками и особенно взрослыми (родственники, уителя и др.). Такие ученики не хотят заглядывать в свой внутренний мир, имеют неустойчивое представление о себе, а их самооценка становится неадекватной. Нехватка знаний о самих себя приводят этих учеников к неумению ориентироваться в учебной деятельности на свои объективные возможности и силы [9].
Как показывает практика, педагоги не всегда осознают роль своих оценочных суждений в формировании самооценки учащихся, а ведь это является одним из важнейших средств воздействия на развитие личности. В связи с этим совершенствование оценочной деятельности педагога, изучение ее механизмов является одним из резервов повышения эффективности воспитательной работы и повышения общественной активности учащихся.
Оценочная деятельность, как правило, осуществляется в форме оценок в журнале, а также в вербальной форме. Между этими формами оценок имеется существенное различие об том необходимо помнить. Отметку, которую ставят в журнал - официальный документ. Педагог ставит ее на основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным оценочным суждениям педагога предъявляются лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, главным образом они должны отвечать гуманистическим тенденциям образования и способствовать развитию учащихся. Нельзя забывать о том, что вербальная оценка не менее ответственна для педагога, чем оценка в журнале. Такие оценки позволяют учитывать сложившуюся ситуацию, подчеркивать прилежность учащихся, которым трудно дается учеба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых учеников.
В связи с выше изложенным, можно говорить о том, что педагогическая оценка – это определение и выражение в условных знаках (баллах), а также в оценочных суждениях степени усвоения учениками знаний, умений и навыков, уровня старательности и состояния дисциплины. Оценивание осуществляется в процессе каждодневного изучения педагогом результатов учебной работы учащихся на уроках и дома, а также по результатам специальной проверки знаний, умений и навыков: устной, письменной, графической и практической.
Но есть и противоречия, как известно, сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению [6]. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.
Традиционная «пятибалльная» система:
- не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности, не предполагает ни оценки учащимся собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой; выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны педагога;
- затрудняет индивидуализацию обучения. Не дает возможности зафиксировать, положительно оценить реальные достижения каждого конкретного учащегося в сравнении с предыдущими результатами его обучения;
- нельзя судить о действительном уровне знаний, т. е. является малоинформативной. Не предоставляет возможности определить, что именно надо улучшить, над чем поработать и в какой степени это вообще возможно для данного учащегося;
- зачастую имеет травмирующий характер, т. к. «отметочная» система является орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, как непосредственно на ребенка, так и на родителей, которые, в свою очередь, также используют это средство для оказания давления на учащегося.
Все это ведет к снижению интереса в обучении, росту психоэмоционального дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, впоследствии даже к ухудшению его физического здоровья.
В связи с этим новая система оценивания становится необходима. Она должна быть такой, которая: не имеет травмирующего характера, сохраняет интерес к обучению, снижает психологический дискомфорт и тревожность, создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности и будет являться информативной, т. е. даст возможность судить о действительном уровне знаний учащихся.
Новая система оценивания также должна развивать у школьников умение: проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их исправления. Вероятно, в такой системе обучения приоритетной станет самооценка как результат оценочной деятельности ученика. При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.
Как известно, в процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.
Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей [1].
Каждый учащийся должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать: что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать и какие формы оценок существуют.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, результат, который был получен сегодня или предыдущий, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны [3].
По данным литературы выделяют 3 вида самоконтроля:
- Предварительный. Тот, который проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач;
- Процессуальный. Происходит контроль в процессе выполнения устной и письменной работы;
- Итоговый контроль или контроль по результату. По завершению задания.
Формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он происходит под руководством педагога на всех стадиях процесса обучения таких как: изучение нового материала, отработка навыков практической деятельности, творческая самостоятельная работа учащихся и т.п. Формируется навык контроля, самоконтроля и самооценки посредством использования специальных приемов. В свою очередь это способствует созданию условий для формирования самостоятельности.
В заключении хочется сказать о том, что формирование самооценки является необходимым компонентом развития самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих способностей и возможностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка начинает формироваться в младшем школьном возрасте и меняется на протяжении всего периода обучения в школе. Поэтому важно, чтоб у ученика развивалась объективная и содержательная оценка себя, которая является частью фундамента для развития дальнейшего самопознания и самообразования. На становление самооценки огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Необходимо помнить, то для формирования объективной и содержательной самооценки педагогу нужно осуществлять целенаправленную работу с родителями.

Список литературы
1. Виноградова, Н.Ф. Начальная школа / Н.Ф. Виноградова // Контроль и оценка в начальной школе. - №15. - 2006.
2. Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей // Мысли об описательной психологии. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160с.
3. Ларина, А. Б. Методическое пособие / А.Б. Ларина // Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: Калининград: КОИРО. - 2011.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие/ А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. – 304с.
5. Липкина, А.И. Самооценка школьника: учеб. пособие / А.И. Липкина. - М., 1976. - с. 7–9.
6. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя/ Е.Л. Мельникова. – М., 2006.
7. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд./ Р.С. Немов. – М., 2000.
8. Петровский, А. В. , Ярошевский М. Г.Психология :Учебник для студентов высших педагогических учебныхЗаведений “ – 2-е изд. , стереотип. / А.В. Петровкий, М.Г. Ярошевский. – М., издат. Центр: Академия. - Высшая школа, 2001.
9. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - К.: ВЛАДОС, 2003. –– 576 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000.
11. Селенкин, В.А. Вестник воспитания / В.А. Селенкин // Уроки с отметками и уроки без отметок. - №3. - 1901. - с. 160 – 164.
12. Толстых, А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности: учеб. пособие / А.В. Толстых. - СПб., Алетейя, 2000.


Категория: Разное | Добавил: RyzhkovaL
Просмотров: 1710 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог