Сегодня: 20.04.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Формирование коммуникативных умений у младших школьников в процессе организации проектной деятельности по русскому языку

02.10.2013, 11:59
Сергеева Алина
студентка, НИУ "БелГУ"
Статья "Формирование коммуникативных умений у младших школьников в процессе организации проектной деятельности по русскому языку (УМК «Планета знаний»)"

Сергеева Алина Юрьевна
студентка 5 курса факультета дошкольного, начального и специального образования, педагогического института НИУ «БелГУ»

В основе УМК «Планета знаний» лежит системно - деятельностный подход, предполагающий:
-ориентацию на достижение цели и основного результата образования;
-развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира (коммуникативные, регулятивные, познавательные);
-опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
• проблемно-диалогическую технологию,
• технологию мини-исследования,
• технологию организации проектной деятельности,
• технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) [1].
Таким образом, одной из основных особенностей УМК «Планета знаний» является переход с репродуктивной деятельности на поисково-исследовательскую. В программе это достигается методикой, при которой учащийся выступает не просто «слушателем», а «исследователем». Роль исследователя заключается в том, что школьник является полноправным участником процесса обучения, его субъектом, т.е. информация предъявляется учителем не в готовом виде, а рождается в процессе коллективной работы. Это дает возможность каждому ученику "открыть" для себя новое, усвоить научное знание. Из этого следует, что ребенок самостоятельно добывает необходимые знания, а учитель только направляет работу учащегося [2]. Кроме, того можно выделить еще одну особенность программы, как уже говорилось выше, это формирование универсальных учебных действий. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования выделяют следующие универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Нас интересуют коммуникативные умения, имеющие большое значение для развития личности ребенка.
Так к коммуникативным универсальным учебным действиям, которые должны быть реализованы в каждой программе, ФГОС отнес следующие:
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существования различных точек зрения; излагать свое мнение и доказывать свою точку зрения и оценку событий;
- самостоятельное определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [3].
В связи с вышесказанным рассмотрим учебники по русскому языку Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной. Они предполагают проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются индивидуальные, парные и групповые формы организации деятельности учащихся. Большое внимание уделяется организации работы в паре и работы над коллективными проектами, которые направлены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение распределять роли, договариваться с партнером, устанавливать очередность действий, находить общее решение. Эти занятия дают возможность каждому ученику высказать своё мнение, сопоставить его с мнением других. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации. В учебнике на разворотах предложены различные варианты проектов: создание игр на учебном материале, социально значимые проекты (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей), частично исследовательские проекты (найди исторический корень). Темы проектных работ связаны с материалами разных учебных предметов, жизненными ситуациями. Содержание и организация проектов возрастает от класса к классу. Например, проект 1 класса «Фруктовая азбука» предлагает поиск и запись слов на определенную букву алфавита из названий фруктов. Работа может выполняться индивидуально, так же как и проект 2 класса «Найди исторический корень». Однако во 2 классе усложняется содержание за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями. Многие проекты 3 и 4 класса с одной стороны требуют от детей согласованных действий, а с другой решения речевых коммуникативных задач. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, которые его заинтересуют. Возможность выбора в соответствии со своими интересами и возможность самостоятельно разрабатывать проект, создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Планета знаний», построена в соответствии с требованиями, которые предъявляет к образовательным программам ФГОС, и направлена на формирования УУД, в частности на развитие коммуникативной компетенции учащихся. С 1 класса у учащихся формируется умения высказывать собственное мнение, слушать другого, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы.

Литература:
1. Савин Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / Е.С.Савин — М.: Просвещение, 2011.
2. Программы начальной школы [электронный ресурс] , http://schoolguide.ru (дата обращения 29.09.13).
3. Программа по формированию УУД по "Планете Знаний"[электронный ресурс], http://s09027.edu35.ru(дата обращения 29.09.13).
4. Метапредметные (общеучебные) умения и навыки [электронный ресурс] terehina.86sch3-yugorsk.edusite.ru, (дата обращения 30.09.13).


Категория: Разное | Добавил: alina21
Просмотров: 1854 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IV Всероссийский творческий конкурс "Герои любимых сказок"
Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
VII Всероссийский творческий конкурс "Обитатели подводного царства"
VII Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
V Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог