Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Игровая деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьного возраста

СКАЧАТЬ (81.0 Kb) 21.01.2019, 15:50
Рыжкова Любовь Станиславовна
Учитель начальных классов, «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Ленинск – Кузнецкий

В начальной школе игра является необходимой, так как в нашем мире наблюдается переизбыток учебной информации для  современного школьника. Как можно видеть, во всем мире предметно-информационная среда, в том числе и в России, значительно расширяется (телевидение, видео, радио, компьютерные сети). В связи с этим отбор получаемой информации и развитие самостоятельной оценки является для школы актуальной задачей. Таким образом, игра для младшего школьника становится одной из форм обучения, которая способна развивать подобные умения и приводить к практическому использованию знаний, полученных во внеурочное время и на уроке [4].

В связи с этим целью данного исследования является: изучение влияния игры как средства нравственного воспитания младших школьников. В данной работе были использованы теоритические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, построение гипотез).

Как известно, игровая деятельность является одной из уникальных форм воспитания и  обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и предпринимать практические шаги в социуме. Занимательность условного мира игры делает положительно и эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации [1]. Эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.  Позитивной стороной является то, что игра способствует использованию знаний в новой ситуации, материал, который усваивается обучающимися, проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в воспитательный, и учебный процесс. В связи с этим на первом этапе нашего исследования рассмотрим характеристику основных видов игр и их классификацию.

Каждый отдельный вид игры имеет разные варианты. Младшие школьники очень изобретательны, они как упрощают, так и  усложняют известные им игры, придумывают новые правила и детали. Дети по отношению к играм чаще всего не пассивны по отношению к играм. Игра для младшего школьника всегда изобретательская и творческая деятельность.

Игры младших школьников можно охарактеризовать следующими особенностями:

- игра форма активного отражения ребенком окружающей его жизни людей;

-  способ, которым школьник пользуется, является также отличительной особенностью;

- игра, меняется с изменением исторических условий жизни людей и поэтому имеет общественный характер;

- игра – форма творческого отражения действительности;

- игра это оперирование знаниями, также средство уточнения и обогащения, путь упражнений, все это ведет к развитию познавательных, нравственных способностей и сил младшего школьника;

- игра в развернутой форме представляет собой групповую деятельность;

- разносторонне развивая детей младшего школьного возраста, сама игра также подвергается изменению и развитию.

По возрастным особенностям игры можно разделить:

1) Для дошкольного возраста детей;

2) Для  детей младшего школьного возраста;

3) Для детей подросткового возраста;

4) Тренинги для старших подростков;

Далее в нашей работе рассмотрим условия эффективности игры как воспитательного средства.

Даже самое совершенное средство, можно использовать во благо и во вред. Добрые намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания, умения использовать средство соответствующим образом, для того чтобы его применение приносило явную пользу. Следовательно, использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил.

Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Они сформулированы последовательно, обоснованно и тем самым в наши дни  представляют собой практический интерес:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

При соблюдении таких условий игра становится серьезным делом, таким как развитием здоровья, отдыхом для ума, подготовкой для жизненной деятельности или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Негативной стороной в игре являются ленивость, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство [3].

В играх могут быть реализованы разные потребности такие как: наличие собственной деятельности, общение, творчество, власть, самоопределение через ролевое экспериментирование, потребность в ином,  самоопределение через пробы деятельностей.

Изучение многочисленной педагогической литературы об игре позволяет выдвинуть  следующие требования, которые воспитатель или учитель должны учитывать при организации внеурочного времени для  детей.

1. Не навязывание игры, а вовлечение в нее, включение в игру должно быть свободным и добровольным.

2.  Участники игры должны понимать смысл , содержание игры, правила и идею каждой игровой роли.

3. Смысл действий в игре должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях для того, чтобы основной смысл игры

переносился в реальную жизнедеятельность.

4. Младшие школьники в игре должны соблюдать принятые в обществе нормы нравственности, основанные на гуманизме и общечеловеческих ценностях.

5. Достоинство участников в игре не должно унижаться, в том числе и проигравших.

6. Воздействие игры на участников должно быть положительным и вести к развитию эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сферы.

7. Игру необходимо организовывать и направлять, иногда сдерживать, но не подавлять, поощрять возможность проявления инициативы.

8. В средних и  старших звеньях необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, а также к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. В  результате обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.

9. Игры должны быть в меру воспитательными и  дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и содержать слишком много информации.

10. В азартные игры вовлекать детей не следует (игры на деньги и вещи, опасные для здоровья и жизни, содержащие в своих правилах или действиях нарушения общепринятых норм морали).

Безусловно, это некоторые, наиболее распространенные требования. Для некоторых видов игр применяются свои принципы и для каждой игры вводятся свои правила. Например, Ч. Куписевич в книге «Основы общей дидактики» (М., 1986) достаточно подробно описывает принципы дискуссии, в том числе и такие: участник должен понимать, что нельзя говорить долго, следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, выступление должно быть предметным, нельзя бравировать независимостью своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо и др[9].  Изучив литературу на данном тапе исследования, мы пришли к заключению, что игровая деятельность имеет, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение  проявления отношений младших школьников в игровой деятельности.

В структуру игры как процесса входят: роли, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между участниками игры, сюжет или содержание [2].  

Освоение школьниками нравственных норм в игре идет постепенно, также наблюдается рост ответственности за выполнение действий. Три стадии этого процесса выделил известный психолог Д.Б. Эльконин:

1. Сосредоточение школьника на познании свойств, качеств предметов и возможности действия с ними. Когда дети удовлетворяют свой интерес к предметам, то начинают проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Именно на данном этапе и закладывается основа для развития взаимоотношений между детьми;

2. Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых.

 Руководитель игры или педагог, нацеливает участников на освоение нравственных норм, которые являются основой гуманных человеческих отношений;

3. Предметные действия, ребенок подчиняет главной игровой цели, определяемой игровой ролью. Другой человек становится центром внимания. Деятельность участников приобретает общественную направленность, так как  действия игры выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей. Основной путь насыщения игры нравственным содержанием лежит через знакомства участников с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним [8, с. 205].

Условием необходимым для возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между участниками. Наблюдение за игрой приводит к возможности определить, как складываются отношения между сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть  широким: от безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, необходимо организовать игру так, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

Необходимо подчеркнуть, что тесная связь с уровнем развития игры зависит от  уровня эмоциональной ориентации на сверстника и  характера эмоциональной отзывчивости участника. Чаще всего отрицательные эмоции процветают тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру.

Однако чтобы достичь большей эффективности в игре рекомендуется участие не только школьников, но и  педагога. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это хорошо прослеживается в тех случаях, когда воспитатель или педагог знает жизненные ситуации и игровые интересы детей, тем самым деликатно и ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и участникам [5, с. 39].

Этап распределения ролей очень важен для целей игровой динамики.

Диагностика стратегии ролевого поведения игрока особенно полезна, чаще всего проводится в ходе разминки или предварительного этапа. Как известно, существуют три основные стратегии. При первой игрок усваивает и принимает роль, все решения принимает от лица некоторого как бы «эталонного» исполнителя данной роли. При этом становится главным соблюдение формальных и неформальных норм, которыми руководствуется реальный прототип.

Вторая стратегия характеризуется как игровая, азартная. Игрок «подчиняет» себе роль и развивает ее. В данной стратегии являются приемлемыми нарушение предписаний (заданных ролевых целей), действия на грани «фола». При удачном управлении, участники, которые следуют этой стратегии, положительно влияют на игру, тем самым оживляют ее.

Далее третья стратегия – созерцательная. Игрок не принимает роль. Он интересуется тем, какие решения принимают другие участники и что произойдет в результате определенного действия.

Ролевые цели могут быть различными, также существуют конфликты личных интересов участников, все это может привести  к межличностным и внутри личностным конфликтам, что сопровождается возникновением определенного эмоционального напряжения, благодаря которому и обеспечивается активность игроков. Когда задача, которую решат участники игры, требует  максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов, тогда напряжение  усиливается.

К игровым условиям возникновения напряжения относят:

- создание прогнозируемого конфликта за счет несовпадения функциональных и игровых целей участников, исполняющих разные роли;

- обеспечение личной заинтересованности участников в определенном исходе игры;

- подбор игровых групп соответствующим образом.

Средства, обеспечивающие управляемое эмоциональное напряжение:

– реализация (по Ю. Вооглаиду) ситуации выбора, состоящую в наличие более одной альтернативы, веры участника в возможность выбрать любую из них, возможность для участника добавить что-то от себя;

– несоответствие между ресурсами и целью (по Г.И. Косицкому);

– соревновательный характер игры;

– информационная неопределенность и случайный характер воздействий на объект игрового моделирования в процессе игры (Платов В.Я.) [7, с. 233].

В игровых условиях отношений школьник добровольно упражняется и осваивает нормативное поведение. Соблюдение правил является  главным  требованием в игре от участников. Участники с особой остротой подмечают нарушения и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если участник не подчинится мнению большинства, тогда ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Таким образом, ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общества» позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. С игрой развиваются чувства сотрудничества и соперничества, и такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл [6, с. 15].

Стороны психики ребенка также формируются в игре. Через игру можно понять, какие трудности имеются у ребенка и как сам ребенок к ним относится. Игра – это коллективная деятельность. В такой деятельности школьники получают коммуникативные навыки, это немаловажно в жизни ребенка, особенно в кризисный период. Также в игре развиваются и закрепляются социальные навыки, которые необходимы для развития и социализации здоровой и полноценной личности [8, с. 178].

В заключение нашего исследования  можно говорить, о том, что игра является жизненно важным и необходимым элементом в развитии, как общества в целом, так и индивидуума. Судить о быте, навыках и правах общества можно по сложности характера игр.

В игре для школьников предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобрести определенные навыки, которые возможно пригодятся ему в будущем.

Для младшего школьника в игре важно представить себя в роли взрослого, копировать действия  когда-либо увиденные, это дает возможность приобрести определенные навыки, которые могут пригодиться ему в дальнейшей жизни. Также, анализируя определенные ситуации в играх, дети способны сделать выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем. Игра одновременно является развивающей деятельностью, принципом, методом, формой жизнедеятельности, зоной социализации, защищенностью, самореабилитацией, сотрудничеством, содружеством, сотворчеством с взрослыми, посредником между миром ребенка и миром взрослого.

Как известно, игра является реальной, вечной ценностью культуры досуга и социальной практики людей в целом. Она стоит рядом на равных с общением, трудом, творчеством, познанием и является  их корреспондентом. Также в играх можно получить знания о философии осмысления сложностей, трагедий жизни, противоречий, увидеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи».

Следует отметить, что большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников занимает игра. Ребенку необходима активная деятельность, которая способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет его интересы и социальные потребности.  Игры важны для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Изучив данные литературы, по мнению многих авторов, изучение личностного развития ребенка в его тесном взаимодействии с коллективом других детей является очень важным аспектом в обучении. В связи с этим интересными оказываются отношения детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении таких отношений отводится игре, так как игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления.

И в завершении нашего исследования хочется сказать, что играть необходимо и очень важно. Ведь не напрасно, сталкиваясь с нарушениями здоровья в частности с отклонениями в психике, от многих психиатров можно услышать: «Дети в детстве не доиграли». Игрой лечат, игрой развивают, игрой развлекают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают.



Категория: Разное | Добавил: RyzhkovaL
Просмотров: 1269 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог