Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Использование интеллект-карт как один из методов запоминания информации на уроках в начальной школе.

28.06.2019, 12:29
Н. В. Токарева., Л. В. Баландина
учитель, МАОУ СОШ №8, г. Березники, Пермский край
Современный мир – сплошной поток информации. Очень сложно в ней выделить самое главное, особенно учащимся начальной школы. В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта НОО лежит системно-деятельностный подход, поэтому каждый учитель думает, как научить добывать информацию, находить нужную и применять её в жизни. Часто нам хочется всю информацию, представленную на уроке, разложить по полочкам, в простой, наглядной и доступной форме. И в этом нам на уроках помогают интеллект-карты.
В основе построения интеллект-карт (майндмэппинга) лежит, разработанная Т.Бьюзеном, теория радиантного (многомерного) мышления.
Любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде центрального объекта, от которого расходятся миллионы «веточек». Интеллект – карта – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Это хороший наглядный материал, с которым проще работать и который проще запомнить.
Данный метод заинтересовал нас тем, что использовались яркие, красочные цвета для ее оформления; использовались образы, символы, которые активизировали работу обоих полушарий мозга и при этом учащиеся быстро все запоминали, улучшилось качество усвоения материала, повысился интерес к предметам, ученики проделывали большую мыслительную работу: усваивали информацию, анализировали её, делали обобщения, выделяли главное, существенное.
Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе мы осуществляли поэтапно. На первом этапе интеллект карта использовали в качестве наглядного пособия, который составляли сами, с целью изучения или закрепления нового материала. На уроках мы не просто представляли интеллект - карту, а создавали ее вместе с учащимися, тем самым стараясь включить их в процесс составления. Вторым этапом освоения данного метода была работа в группах по созданию интеллект-карт. Для этого мы познакомили детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендовал Бьюзен.
Правила создания интеллект-карт следующие: при работе использовать только цветные карандаши, фломастеры; ключевое слово должно располагаться в центре листа; каждая главная ветвь должна иметь свой цвет; главные ветки соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка в свою очередь соединяются с главными ветвями; ветви лучше рисовать изогнутыми; для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
На первых этапах давали группам одинаковое задание, а затем корректировали вместе недочёты, исправляя, дополняя материал, а, иногда и создавали новые интеллект-карты, тем самым проговаривая несколько раз новый материал. Сформировав на данном этапе навык составления интеллект-карт, мы перешли к составлению индивидуальных интеллект – карт.
В начальной школе этот метод можно использовать на этапе объяснения нового материала, закрепления, контроля изучения нового материала, при составлении планов-пересказов (интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа, в ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст), в проектной деятельности.
Неоднократное составление интеллект-карт по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению способствовало умению систематизировать материал, быстро и качественно его усвоить, проявлять познавательную активность и интерес к изучению разных предметов. К окончанию начальной школы в результате систематической работы учащиеся выработали свой собственный стиль построения интеллект-карт, что способствовало развитию личности ребенка, его индивидуальности.

Список литературы:

1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2.Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.1. Т.Б. Алишев, А.Х.
3.Статья "Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе" https://multiurok.ru


Категория: Разное | Добавил: nonnat
Просмотров: 994 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог