Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Методический материал из опыта работы "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

СКАЧАТЬ (82.6 Kb) 01.12.2013, 22:55
Меденцева Лилия Егоровна
Учитель начальных классов, МБОУ "Октябрьская СОШ" Томского района, Томской области
Из опыта работы Меденцевой Лилии Егоровны учителя начальных классов МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района, Томской области
«Формирование орфографической зоркости у младших школьников»

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Слайд № 1

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости: Слайд № 2
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек всегда отправляется от слышимого..
Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание.

Слайд № 3 Из опыта могу сказать многие ребята правила знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки… Ответ очевиден.
Ребята не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!
Поэтому, умение обнаруживать орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.
Что же такое орфографическая зоркость? Слайд № 4
• Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)
Слайд № 5 Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Приведу пример задания, где дети легче усваивают понятие позиции звука. Слайд № 6
Задание «Сильный – слабый».
1. Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
2. Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
o Гласные буквы одинаковые.
3.Произнесите слова, что можете сказать про звуки?
o Гласные звуки разные.
4.Поможем слабому!
o В слове кОт гласный под ударением – сильный.
o В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий.
Для её успешного развития я использую следующие приёмы и виды упражнений: Слайд № 7

1. Списывание. (основа проговаривания по слогам). Эта работа предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период необходимо научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме, слова-синонимы, антонимы, родственные слова, слова с определённым видом орфограмм; или спиши слова определённой части речи.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговариванием. (в основе лежит проговаривание по слогам)
Эта работа объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе.
4. Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!
На доске записана рифмовка:
Шубка, шапка и мороз,
мальчик Коля, кот Барбос.
Анна, лестница, весна,
класс, машина, тишина.
Ну, а вы, друзья мои,
сколько правил здесь нашли?
Часто проработанный текст записываем по памяти.
Я провожу индивидуальную работу над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов.
Вот некоторые упражнения:
– найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, составьте с каждым предложение;
– выпишите слово, состоящее из одного корня, из корня и окончания…;
– подберите слова к схемам;
– выпишите из словаря слово трактор, подберите родственные слова из разных частей речи;
– Выбор проверочного слова:
соринка (сор, сорить)
– запись нескольких проверочных слов:
пять, пятый – пятерка;
Чтобы закрепить у учащихся сформированный орфографический навык использую произведения устного народного творчества. Пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли.
Пословица «Весна красна цветами, а осень плодами» помогает закрепить правописание безударной гласной в корне.
У девочки (Л/л)илии есть братишка (В/в)асилёк и подружка (Р/р)оза. В саду (Р/р)оза сорвала две (Л/л)илии , а (Л/л)илия красивую (Р/р)озу. (В/в)асилёк ушёл в поле и принёс (В/в)асилёк.
5. Упражнение «Редактор»
Предусматривает исправления учениками умышленно допущенных в тексте ошибочных написаний.

6. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
7. Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции.
Необходимо учить детей выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости – звонкости или непарный;
8. Письмо с простукиванием. Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.
9. Использование словарей.
Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением, всегда вызывает трудности у детей. Словарные слова усваиваются запоминанием и проверяются по словарю. Словарную работу провожу на каждом уроке, используя различные виды заданий.
Запись слов под диктовку.
Выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам
(1 –с гласной А, 2- с гласной О).
Выписать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Выписать слова, в которых два слога.
Выписать слова на тему животные.
Работа с перфокартами.
Для правильного закрепления написания словарных слов использую шуточные вопросы, например,
1. В каких словах живёт рак?
Завтрак, ракета.
2. В каких словах спрятались ноты?
Помидор, ребята, дорога.
3. Какие слова любит ворона?
Карандаш, картина, картофель.
4. А лягушка?
Квартира, Москва.
10. Кроме этого, для выделения орфограммы и запоминания её правописания в своей практической работе применяю «Запоминалки». Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках.
Знаешь ты наверняка,
Где ЧН, а где ЧК:
речка, ночка, строчка, точка,
кочка, корочка и почка,
срочный, гречневый, мучной,
точный, встречный и речной.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак.
Многократное чтение «запоминалок», а иногда и заучивание их создаёт благоприятный фон, на котором в дальнейшем прочно, осознанно и гораздо легче усваиваются орфографические правила.
11.Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют и орфографические сказки.
Они вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно.
12. Большое внимание уделяю сигнальным карточкам. На правописание безударной гласной в корне слова, парной согласной. Использование таких карточек является не только своевременным предупреждением ошибок, но и одной из форм их самоконтроля. Такая работа гарантирует участие всех учащихся, улучшает грамотность их письма, способствует формированию орфографической зоркости.
13. Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараюсь использовать каждую минуту, даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической зоркости.
Например, я читаю однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, ЛЕСНИК ,САДОВНИК, , ЛЕСОЧЕК, САДИК, , ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
14. Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.
Слайды № 8, № 9, № 10, № 11, № 12
Работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать, делать выводы, выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходства и различия. В итоге дает хорошие результаты.
Для организации такой работы мне помогают и дополнительные тетради, которые мы с ребятами ведем с 1 класса. Куда я вклеиваю детям карточки с заданиями. С первых уроков учащиеся в тетрадях работают самостоятельно. Это способствует овладению основами учебной деятельности, так как каждый раз при самостоятельной работе в тетрадях учащиеся сталкиваются с выполнением учебной задачи – они должны понять, в чем заключается задание и как его нужно выполнить.
Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть еще неизученные орфограммы.
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.
Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила на письме.


Категория: Разное | Добавил: L45
Просмотров: 3907 | Загрузок: 265 | Рейтинг: 4.0/4

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог