Как писать словарные слова без ошибок?
Этим вопросом задаются и обучающиеся и родители и учителя. Умение правильно и быстро писать словарные слова – важный навык. Словарные слова не проверяются. Нет правил их написания. Их надо учить.
Вашему вниманию предлагается методика работы со словарными словами на уроке русского языка. Необходимо выполнять следующие правила, виды и игры работ со словарными словами.
Правило №1
На каждом уроке русского языка проводить словарную работу.
Правило №2
Проговаривать слова так как они пишутся, т.е. орфографически, выполняя работу устно.
Примеры:
МОЛОКО – (М О Л О К О), а не МАЛАКО
КОЛЛЕКЦИЯ – (К О Л Л Е К Ц И Я), а не КАЛЕКЦЫЯ
ПАССАЖИР – (П А С С А Ж И Р), а не ПАСАЖЫР
Правило №3
Учимся правильно писать словарные слова, выполняя работу письменно.
Разнообразие видов работ со словарным словом повышает активность и осознанность действий обучающихся на уроках русского языка. Значительно улучшает речевое развитие и качество их знаний.
Виды работы со словарными словами
1.Запиши словарные слова в алфавитном порядке:
Антенна, корабль, песок, собака, победить, праздник, жужжать, завтра,
вдруг, береза, корова, ученик, север, сегодня, овощи.
2.Раздели словарные слова на группы: (одушевленные и неодушевлённые):
Учитель, яблоня, экскурсовод, вагон, арбуз, девочка, пловец, помидор,
соловей, ребята, пенал, пассажир, растение, пловец.
3.Запиши слова с безударной гласной «о» в первый столбик. Во второй столбик с безударной гласной «а»:
Карандаш, горох, ворона, овес, растение, огород, топор, аллея, капуста, портфель, урожай, портфель, магазин, картофель.
4.Запиши слова с ударением на первый слог, на второй слог, на третий слог:
Москва, овощи, язык, пожалуйста, троллейбус, восток, урожай, фонтан, январь, адрес, библиотека, воробей, расстояние, пассажир, валенки.
5.Раздели слова по частям речи:
Аккуратный, памятник, победить, чувствовать, русский, октябрь, до свидания, весело, обедать, приветливо, метро, чувство.
6.Разделить слова по склонению:
Автобус, болото, воскресенье, колыбель, картофель, морковь, сентябрь, привет, совет, серебро, коллекция, космонавт, пшеница, перрон, фонтан, ромашка.
7. Составь словосочетания:
арбуз
|
коллектив
|
победа
|
растение
|
яблоня
|
вместе
|
сирень
|
аппетит
|
север
|
ребята
|
капитан
|
жёлтый
|
группа
|
трактор
|
ботинки
|
урожай
|
Аппетитный арбуз, коллективная победа, урожайная яблоня, сиреневый трактор, северное растение, вместе с капитаном, ребята в группе, жёлтые ботинки.
8.Составь предложения, состоящие только из словарных слов.
В библиотеке ученик читает о космосе и о героях-космонавтах.
В портфеле у капитана коллекция карт России.
Пловец преодолел расстояние с запада на восток.
Москва приветливо встречает гостей города.
На перроне пассажир рассказал о северной столице нашей Родины.
9.Запиши однокоренные слова:
солома
|
аптека
|
малина
|
соломинка
|
аптечка
|
малиновый
|
соломенный
|
аптекарь
|
малинка
|
соломка
|
аптечный
|
малинник
|
10.Образуй и запиши однокоренные имена собственные:
горох
|
Горохов
|
соловей
|
Соловьёва, Соловей
|
суббота
|
Субботин
|
яблоня
|
Подъяблонский, Яблочков
|
серебро
|
Серебров, Серебрянников
|
Игра в словарные слова
Этот вид работы на уроке очень нравится обучающимся. Они с удовольствием играют в эти игры. На уроке играем только в одну из этих игр.
1.Учитель произносит слово, как оно пишется (орфографически), а ученик произносит слово, как оно звучит в обычной речи (орфоэпически).
Например: (М О Л О К О – МАЛАКО) и т.д.
2.Учитель произносит слово, как оно звучит в обычной речи (орфоэпически), а ученик проговаривает слово (орфографически).
Например: (ПАЛЬТО – П А Л Ь Т О) и т.д.
Если ребёнок не знает как правильно пишется слово, он обязательно произнесет это слово с ошибкой (П О Л Ь Т О).Учитель эту ошибку услышит и поработает над этим словом еще раз.
Играя в эти игры, учащийся слышит разницу в произношении слова и его написания.
|