Во все времена и у всех народов школа стремилась помочь своим питомцам. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе: дать возможность увидеть перспективы для самореализации, понять свою сопричастность к истории великой страны и не оставаться равнодушным к насущным социальным проблемам.
Сегодня в отечественной педагогике происходят непростые процессы, связанные с поиском оптимальной модели образования, которая бы выполняла социальный заказ в формировании активной созидательной личности. Если проанализировать основные идеи, то можно выделить три варианта организации педагогической деятельности.
Первый связан с формированием знаний, умений и навыков. Основная его цель – умственное развитие.
Второй характеризуется введением в отечественную педагогику европейских образовательных технологий с собственной спецификой.
Третий вариант предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания.
На мой взгляд, третий вариант является наиболее перспективным в деятельности учителя начальных классов, поскольку связан с восстановлением традиций и форм национального опыта.
В истории отечественной педагогики воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добрым, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Осознавая эту задачу для себя приоритетной в развитии младших школьников, учитель должен отдавать себе отчет, что духовно-нравственные основы возникают и растут под сенью семьи, которая остается главным институтом воспитания. В ней закладывается личность ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции [1].
В своей практике нам часто приходится сталкиваться с мнением родителей, что как только ребенок пришел в школу, их ответственность за воспитание снижается, так как основное время дети проводят в школе. Однако, именно в это время, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Поэтому важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей и незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве, и сегодня уже неправильно сводить взаимодействие с семьей школьника к информированию родителей об успехах и проблемах ребёнка. Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы активного воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения профессионализма педагогов и повышения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия к модели развития активного нравственного сознания, коммуникативной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей, позволяющей решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации [2].
Для формирования такой модели неисчерпаемыми возможностями обладают народные традиции, веками вырабатывающие каноны правильного, разумного поведения. Носителями традиций выступает все та же семья, потенциал которой мы можем активно использовать для воспитания достойного человека. Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, человек, которому «не снится трава у родного дома», никогда в полной мере не будет обладать чувством собственного достоинства, являющегося основой полноценной личности. Обращение к народным традициям, включающим духовный опыт народа, способствует возрождению в человеке национальной гордости и чувства собственного достоинства.
Как же привлечь родителей к совместному воспитательному процессу? Общие интересы – залог успешных взаимоотношений, поэтому необходимо показать родителям школьников влияние семейных отношений на формирование личности их ребенка. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит этот процесс, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом, способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Оптимальной формой подобного опыта выступает совместная деятельность школы и семьи, при которой ребенок выступает центральным связующим звеном.
Положительный опыт такой совместной деятельности накоплен нами в ходе реализации детских проектов, посвященных семейным династиям и семейным традициям. Разработка таких проектов предполагается в рамках разработанного мною курса «Я – гражданин!» (отмеченного дипломом 1 степени в областном этапе Всероссийского конкурса методических работ «Растим патриотов России») и является первыми шагами в проектной деятельности младших школьников. Поэтому поддержка и помощь со стороны родителей имеет очень важное значение, а тематика подобрана в интересах развития семейной педагогики.
Удачный опыт реализации одного из таких проектов «В семье единой» был представлен нами на 11-м Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ», где завоевал 2-е место. Определяя актуальность работы, автор проекта, ученик 3 класса Егоров Сергей, выразился следующим образом: «Все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции. Россия - страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свою культуру. Иногда мы пренебрегаем национальной культурой, считая ее вымирающей. На самом деле, мы впитываем национальную культуру «с молоком матери», потому что семейные традиции всегда восходят к национальным традициям. Работа над проектом поможет нам собрать материал о культурных традициях, научит относиться к ним бережно и с уважением». В процессе работы Сергей много времени провел с бабушкой и дедушкой, которые рассказывали ему о традициях своего народа – марий эл, что стало хорошей основой взаимопонимания между разными поколениями семьи. Это ярко отразилось в выводах, сделанных Сережей по окончании проекта: «Мы убедились, что в семьях, где чтут традиции, - царит дружба, любовь и уважение и это лучше всего укрепляет и защищает семью».
Хотелось бы упомянуть об еще одном успешном проекте, реализованном в рамках использования семейной педагогики. Назывался он «Семейные династии» и был посвящен династии наших школьных учителей, дети и внуки которых стали участниками проекта. В обосновании актуальности темы проекта школьники отметили следующее: «За 40 лет существования нашей школы выросло не одно поколение сайгинцев. Никто не станет спорить, что все эти годы важнейшей задачей школы являлась задача формирования достойной личности. История школы - это, прежде всего история человеческих судеб, которые начинались в этих стенах. Нам интересно было работать над проектом, потому что мы обратились к реальным человеческим историям и узнали много нового о людях, которых видим ежедневно рядом с собой».
Представляется, что такое живое взаимодействие семьи и школы приносит реальный результат, поскольку создает душевный контакт с ребёнком, передачу от сердца к сердцу энергии души и понимания настоящих ценностей. Вспомним, что В. Сухомлинский считал «годы детства – это, прежде всего воспитание сердца».
Известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И поэтому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребёнка.
Воспитание младших школьников можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в неё сеют зёрна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зёрнами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Но без взаимодействия и содействия со стороны семьи эта работа не может быть реализована в полной мере.
|