Сегодня: 28.03.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Обобщение опыта.Статья "Особенности конструирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)"

15.03.2020, 10:35
Савостьянова Любовь Викторовна
Учитель начальных классов, МКОУ "Атагайская СОШ"
Савостьянова Любовь Викторовна
МКОУ «Атагайская СОШ»
Учитель начальных классов
Обобщение опыта. Особенности конструирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)
Главная ценность для педагогов – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему педагоги создают особенные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.
Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка.
Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса.
3. Методика построения индивидуального образовательного маршрута
Явления детской одарённости и талантливости носят интегративный характер. Проектирование и реализация целевых программ по развитию талантливых и одарённых детей в условиях дополнительного образования (как фактор системной поддержки данной категории воспитанников со стороны взрослых) будет способствовать не только росту их достижений, но и оказывать влияние на дальнейший жизненный путь.

Схема построения
индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей
Этапы проектирования ИОМ:
1.Этап наблюдения и диагностики.
2. Определение цели и задач
3. Определение времени
4. Определение роли родителей
5. Разработка учебно-тематического плана
6.Определение содержания
7.Интеграция с другими специалистами
8.Определение способов оценки и самооценки успехов

Первый этап - «Наблюдение.Диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей».
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.Назовем несколько из них:
- Тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
- Диагностика умственных способностей;
- Анкета для родителей;
- Диагностика мышления;
- Методика «оценка общей одарённости»;
- Методика «индивидуальный портрет»;
- Пожелания воспитанника.

• МЕТОДИКА оценки общей одаренности
Цель: оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Инструкция: внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
• 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
• 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
• 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
• 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
• 1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
• 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Фамилия, имя:_____________________________Возраст:____________

№ Качество
Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствительность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Средний балл:

Выводы: Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонна к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочена преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.Чувствительна к красоте, внимательна к эстетике вещей.Не конфликтна, не боится отличиться от других.Конструктивно критична, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.Стремится к самовыражению, творческому использованию предмето
Анкета «Методика выявления и оценки коммуникативных и организаторских (лидерских) способностей у учащихся» (Да,нет)

Цель: выявление и оценка коммуникативных и организаторских (лидерских) способностей у учащихся.

1.Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
2.Часто ли тебе удается склонить своих товарищей к своему решению?
3.Долго ли переживаешь обиду, нанесенную товарищами?
4.Всегда ли тебе тяжело ориентироваться в критических ситуациях, которые иногда возникают?
5.Ты стремишься к новым знакомствам с разными людьми?
6.Удается ли тебе заниматься общественной работой?
7.Правда ли, что тебе проще и легче провести час с книгой или за другим занятием, чем с людьми?
8.Если возникли препятствия в твоих намерениях, ты отступаешь?
9.Легко ли ты вступаешь в контакт с людьми, которые старше тебя?
10.Любишь ли ты придумывать и организовывать с товарищами разные игры и развлечения?
11.Тяжело ли тебе общаться в новой компании?
12.Часто ли ты откладываешь дела на следующий день, которые надо закончить сегодня?
13.Легко ли тебе удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.Требуешь ли ты, чтобы твои товарищи делали так, как ты захочешь?
15.Тяжело ли ты осваиваешься в новом коллективе?
16.Бывают ли у тебя конфликты с товарищами из–за невыполненных ими обещаний, обязанностей?
17.Стремишься ли ты познакомиться и поговорить с новыми людьми?
18.Часто ли при решении важных вопросов ты берешь инициативу на себя?
19.Раздражают ли тебя люди, когда хочется побыть одному?
20.Правда ли, что ты плохо ориентируешься в незнакомой для тебя обстановке?
21.Постоянно ли ты находишься среди людей?
22.Возникает ли у тебя раздражение, когда тебе не удается закончить начатое дело?
23.Чувствуешь ли ты трудности, неудобство, стыд, когда приходится брать инициативу в знакомстве с новыми людьми?
24.Устаешь ли ты от частого общения с товарищами?
25.Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?

Выводы:Для ребенка характерна быстрая ориентация в острых ситуациях, независимость поведения в новом коллективе, инициатива, в важных делах и ситуациях принимает самостоятельные решения. Отстаивает свою точку зрения и добывает уважения товарищей. Любит организовывать различные игры, настойчива в делах, которые привлекают. Сама ищет дело, которое бы удовлетворило потребность в организаторской и коммуникативной деятельности

Анкета «Определение уровня сформированности творческих способностей»

• Цель: определение уровня сформированности творческих способностей у учащихся.
• Инструкция: для определения уровня сформированности творческих способностей у учащихся следует прочитать приведенные ниже пункты анкеты и напротив каждого из них поставить слово «да» или «нет»
(«+,-»).

• 1.Как правило, я легко схожусь с людьми.
• 2.Мне нравится (по силам) решать типовые, стандартные задачи.
• 3.Мне кажется, что я с большим удовольствием сделал или сконструировал новое, если бы знал старое.
• 4.Я работаю лучше, если советуюсь с коллективом.
• 5.Большинство «задач» я решаю самостоятельно, без помощи друзей и старших.
• 6.Никогда не пытаюсь изменить взаимоотношения с товарищами
• 7.Иногда я боюсь высказывать идеи, хотя они у меня есть.
• 8.Мне часто удается найти нестандартные, оригинальные решения задач.
• 9.Я могу, если надо, быстро поменять вид деятельности.
• 10Я могу одновременно реализовать несколько идей, решить несколько проблем.
• 11.Нередко я вступаю в спор с ровесниками, со старшими
• 12.Как правило, я легко схожусь с коллективом и соглашаюсь с его мнением
• 13.У меня часто возникают оригинальные идеи.
• 14.Мне нравится выполнять работу с разработкой планов, схем, инструкций.
• 15.Я всегда охотно пропагандирую новые идеи.
• 16.Я буду выполнять работу по-новому, хотя знаю, что меня могут не понять товарищи, старшие.
• 17Я всегда работаю без суеты, вдохновляясь от тех рекомендаций, что дают учителя, старшие.
• 18.Мне нередко приходится оправдывать свои действия инструкциями, правилами, рекомендациями и авторитетами.
• 19.Мне нравится решать задачи основного характера
• 20.Я всегда отстаиваю свою точку зрения

• Набрано 32 балла - высокая
• Инструкция для обработки данных:
• Ответы ставятся в два столбика. В первом столбике за каждый ответ «да» - 2 балла, в другом – за ответ «нет» - 2 балла. Результаты дополняются.
• Ступень сформированности творческих способностей определяется таким образом:
• 40 – 33 балла – очень высокая.
• 32 – 26 балла – высокая.
• 25 – 13 баллов – средняя.
• 12 – 6 баллов – низкая.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута - 2 этап.

Второй этап- «Определение цели и задачи маршрута». Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Определение содержания, форм работы и оценивание знаний, определение способов оценивания успехов.

Вид одаренности художественно-эстетическая
Характеристика ребёнка: Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения, имеет внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Растения», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что- то новое. Для неё характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Часто проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях.
Цель (ИОМ):
- способствовать развитию художественных навыков
- формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности
Задачи:
- развивать способности ребенка в области художественного творчества;
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
- повышение самооценки, уверенности в своих силах.

Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы
1. Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
2. Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
3. Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.
4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.
5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.

Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.
Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.

Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учеником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвертый этап - «Определение роли родителей ученика в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление творческих работ для конкурсов и др.)

Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.

Рекомендации родителям обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту:
• Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься;
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
• Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
• Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций;
• Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в повседневной жизни, как область приложения полученных навыков в решении задач;
• Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
• Подходите ко всему творчески.
На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели.

6 этап «Определение содержания»: определяется сама методика работы с ребенком. Педагог подбирает методы работы с одаренным ребенком по ИОМ . Что касается форм и методов занятий, они разнообразны: игра, эвристическая беседа, экскурсия, наблюдение, практическое занятие, тренинг, творческая мастерская, эксперимент, мозговой штурм, исследование.
Формы подведения итогов: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и др.
Возможные формы занятий для одарённых воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту:
• Бенефис Практическое занятие «Фабрика».
• Беседа Размышление Эксперимент
• Игра Тренинг. Экскурсия
• Круиз Творческая мастерская
• Мозговой штурм Творческий отчет.
• Наблюдение. Урок погружение

7. этап «Интеграция с другими специалистами»: педагог, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно -тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у обучающегося психические особенности, то ему необходимо поработать с психологом).

8. этап «Определение способов оценки и самооценки успехов ребенка»: лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута.
Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа:
Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.)

8.Схема самоанализа обучающегося,
реализующего индивидуальный образовательный маршрут.
1.Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)
______________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) ____________________________________________________________________________________________________________________
3.Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _______________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам требует серьезной и кропотливой предварительной работы.

Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.

Савостьянова Любовь Викторовна
МКОУ «Атагайская СОШ»
Учитель начальных классо

Категория: Разное | Добавил: cfdjcz19
Просмотров: 48 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог