Обобщение опыта.Статья "Особенности конструирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)"
| 15.03.2020, 10:35 |
Савостьянова Любовь Викторовна |
Учитель начальных классов, МКОУ "Атагайская СОШ" |
Савостьянова Любовь Викторовна
МКОУ «Атагайская СОШ»
Учитель начальных классов
Обобщение опыта. Особенности конструирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)
Главная ценность для педагогов – это личность ребёнка, её уникальность, неповторимость. Вот почему педагоги создают особенные личностно-ориентированные педагогические технологии, одной из которых является «Индивидуальный образовательный маршрут».
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание обучающегося (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение.
Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется через образовательные программы, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка, уровень мотивации и зоны актуального и ближайшего развития конкретного ребенка.
Отличительные особенности индивидуальных образовательных маршрутов друг от друга: содержание может отличаться объёмом, степенью сложности, которая характеризуется широтой и глубиной раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом, темпом освоения учащимися. Варьируется также логика преподавания, методы, приёмы, способы организации образовательного процесса. Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию образования и модели образовательного процесса.
3. Методика построения индивидуального образовательного маршрута
Явления детской одарённости и талантливости носят интегративный характер. Проектирование и реализация целевых программ по развитию талантливых и одарённых детей в условиях дополнительного образования (как фактор системной поддержки данной категории воспитанников со стороны взрослых) будет способствовать не только росту их достижений, но и оказывать влияние на дальнейший жизненный путь.
Схема построения
индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей
Этапы проектирования ИОМ:
1.Этап наблюдения и диагностики.
2. Определение цели и задач
3. Определение времени
4. Определение роли родителей
5. Разработка учебно-тематического плана
6.Определение содержания
7.Интеграция с другими специалистами
8.Определение способов оценки и самооценки успехов
Первый этап - «Наблюдение.Диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей».
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.Назовем несколько из них:
- Тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
- Диагностика умственных способностей;
- Анкета для родителей;
- Диагностика мышления;
- Методика «оценка общей одарённости»;
- Методика «индивидуальный портрет»;
- Пожелания воспитанника.
• МЕТОДИКА оценки общей одаренности
Цель: оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Инструкция: внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
• 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
• 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
• 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
• 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
• 1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
• 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Фамилия, имя:_____________________________Возраст:____________
№ Качество
Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствительность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Средний балл:
Выводы: Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонна к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочена преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.Чувствительна к красоте, внимательна к эстетике вещей.Не конфликтна, не боится отличиться от других.Конструктивно критична, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.Стремится к самовыражению, творческому использованию предмето
Анкета «Методика выявления и оценки коммуникативных и организаторских (лидерских) способностей у учащихся» (Да,нет)
Цель: выявление и оценка коммуникативных и организаторских (лидерских) способностей у учащихся.
1.Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?
2.Часто ли тебе удается склонить своих товарищей к своему решению?
3.Долго ли переживаешь обиду, нанесенную товарищами?
4.Всегда ли тебе тяжело ориентироваться в критических ситуациях, которые иногда возникают?
5.Ты стремишься к новым знакомствам с разными людьми?
6.Удается ли тебе заниматься общественной работой?
7.Правда ли, что тебе проще и легче провести час с книгой или за другим занятием, чем с людьми?
8.Если возникли препятствия в твоих намерениях, ты отступаешь?
9.Легко ли ты вступаешь в контакт с людьми, которые старше тебя?
10.Любишь ли ты придумывать и организовывать с товарищами разные игры и развлечения?
11.Тяжело ли тебе общаться в новой компании?
12.Часто ли ты откладываешь дела на следующий день, которые надо закончить сегодня?
13.Легко ли тебе удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.Требуешь ли ты, чтобы твои товарищи делали так, как ты захочешь?
15.Тяжело ли ты осваиваешься в новом коллективе?
16.Бывают ли у тебя конфликты с товарищами из–за невыполненных ими обещаний, обязанностей?
17.Стремишься ли ты познакомиться и поговорить с новыми людьми?
18.Часто ли при решении важных вопросов ты берешь инициативу на себя?
19.Раздражают ли тебя люди, когда хочется побыть одному?
20.Правда ли, что ты плохо ориентируешься в незнакомой для тебя обстановке?
21.Постоянно ли ты находишься среди людей?
22.Возникает ли у тебя раздражение, когда тебе не удается закончить начатое дело?
23.Чувствуешь ли ты трудности, неудобство, стыд, когда приходится брать инициативу в знакомстве с новыми людьми?
24.Устаешь ли ты от частого общения с товарищами?
25.Любишь ли ты участвовать в коллективных играх?
Выводы:Для ребенка характерна быстрая ориентация в острых ситуациях, независимость поведения в новом коллективе, инициатива, в важных делах и ситуациях принимает самостоятельные решения. Отстаивает свою точку зрения и добывает уважения товарищей. Любит организовывать различные игры, настойчива в делах, которые привлекают. Сама ищет дело, которое бы удовлетворило потребность в организаторской и коммуникативной деятельности
Анкета «Определение уровня сформированности творческих способностей»
• Цель: определение уровня сформированности творческих способностей у учащихся.
• Инструкция: для определения уровня сформированности творческих способностей у учащихся следует прочитать приведенные ниже пункты анкеты и напротив каждого из них поставить слово «да» или «нет»
(«+,-»).
• 1.Как правило, я легко схожусь с людьми.
• 2.Мне нравится (по силам) решать типовые, стандартные задачи.
• 3.Мне кажется, что я с большим удовольствием сделал или сконструировал новое, если бы знал старое.
• 4.Я работаю лучше, если советуюсь с коллективом.
• 5.Большинство «задач» я решаю самостоятельно, без помощи друзей и старших.
• 6.Никогда не пытаюсь изменить взаимоотношения с товарищами
• 7.Иногда я боюсь высказывать идеи, хотя они у меня есть.
• 8.Мне часто удается найти нестандартные, оригинальные решения задач.
• 9.Я могу, если надо, быстро поменять вид деятельности.
• 10Я могу одновременно реализовать несколько идей, решить несколько проблем.
• 11.Нередко я вступаю в спор с ровесниками, со старшими
• 12.Как правило, я легко схожусь с коллективом и соглашаюсь с его мнением
• 13.У меня часто возникают оригинальные идеи.
• 14.Мне нравится выполнять работу с разработкой планов, схем, инструкций.
• 15.Я всегда охотно пропагандирую новые идеи.
• 16.Я буду выполнять работу по-новому, хотя знаю, что меня могут не понять товарищи, старшие.
• 17Я всегда работаю без суеты, вдохновляясь от тех рекомендаций, что дают учителя, старшие.
• 18.Мне нередко приходится оправдывать свои действия инструкциями, правилами, рекомендациями и авторитетами.
• 19.Мне нравится решать задачи основного характера
• 20.Я всегда отстаиваю свою точку зрения
• Набрано 32 балла - высокая
• Инструкция для обработки данных:
• Ответы ставятся в два столбика. В первом столбике за каждый ответ «да» - 2 балла, в другом – за ответ «нет» - 2 балла. Результаты дополняются.
• Ступень сформированности творческих способностей определяется таким образом:
• 40 – 33 балла – очень высокая.
• 32 – 26 балла – высокая.
• 25 – 13 баллов – средняя.
• 12 – 6 баллов – низкая.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута - 2 этап.
Второй этап- «Определение цели и задачи маршрута». Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Определение содержания, форм работы и оценивание знаний, определение способов оценивания успехов.
Вид одаренности художественно-эстетическая
Характеристика ребёнка: Девочка хорошо развита всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения, имеет внутренние предпосылки для высоких достижений в художественно-эстетическом развитии. Любимые темы в изобразительной деятельности: «Человек», «Растения», «Животные». Изображает различные сюжеты, хорошо прорисовывает человека, людей в движении. Старается передавать пропорции в изображении, рисунок размещает по всему листу. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Наблюдая за ней, можно сделать вывод, что она не только рисует, но и экспериментирует, ищет что- то новое. Для неё характерна высокая чувствительность к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т. д. Часто проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях.
Цель (ИОМ):
- способствовать развитию художественных навыков
- формировать у ребёнка успешность, креативность в разных видах поисково-продуктивной деятельности
Задачи:
- развивать способности ребенка в области художественного творчества;
- постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
- повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Реализация индивидуального маршрута: методы и приемы
1. Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
2. Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
3. Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.
4. Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.
5. На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.
Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.
Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учеником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Четвертый этап - «Определение роли родителей ученика в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление творческих работ для конкурсов и др.)
Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.
Рекомендации родителям обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту:
• Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься;
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
• Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
• Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций;
• Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в повседневной жизни, как область приложения полученных навыков в решении задач;
• Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
• Подходите ко всему творчески.
На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели.
6 этап «Определение содержания»: определяется сама методика работы с ребенком. Педагог подбирает методы работы с одаренным ребенком по ИОМ . Что касается форм и методов занятий, они разнообразны: игра, эвристическая беседа, экскурсия, наблюдение, практическое занятие, тренинг, творческая мастерская, эксперимент, мозговой штурм, исследование.
Формы подведения итогов: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и др.
Возможные формы занятий для одарённых воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту:
• Бенефис Практическое занятие «Фабрика».
• Беседа Размышление Эксперимент
• Игра Тренинг. Экскурсия
• Круиз Творческая мастерская
• Мозговой штурм Творческий отчет.
• Наблюдение. Урок погружение
7. этап «Интеграция с другими специалистами»: педагог, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно -тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у обучающегося психические особенности, то ему необходимо поработать с психологом).
8. этап «Определение способов оценки и самооценки успехов ребенка»: лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута.
Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа:
Ожидаемый результат: сформированность художественных навыков ребенка, самореализация ребенка (активное участие в конкурсах детского художественного творчества, участие в кружках по изобразительной деятельности, оформление выставок творческих работ.)
8.Схема самоанализа обучающегося,
реализующего индивидуальный образовательный маршрут.
1.Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)
______________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) ____________________________________________________________________________________________________________________
3.Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _______________________________________________________________________________________________________________________________
4.Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?)________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам требует серьезной и кропотливой предварительной работы.
Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.
Савостьянова Любовь Викторовна
МКОУ «Атагайская СОШ»
Учитель начальных классо
|
Категория: Разное | Добавил: cfdjcz19
|
Просмотров: 523 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|