Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Организация проектной деятельности учащихся в процессе изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

СКАЧАТЬ (26.3 Kb) 09.11.2017, 08:02
Шафигуллина Сания Салимовна
учитель начальных классов, МОУ "СШ №4" г.Волжска Республики Марий Эл

Введение

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый, поэтому его изучение  представляет определенную трудность как для учителя, так и для младших школьников. Задача учителя: организовать обучение курса в доступной, познавательной и интересной форме; помочь и научить учащихся работать с разными источниками, расширять словарь, использовать творческие формы работы.

В своей работе по изучению нового предмета я использую проектную деятельность. В основе проектных технологий лежит активная исследовательская и познавательная деятельность. Это особо актуально в связи с тем, что учебники содержат достаточно много новой, непривычной для детей информации, много новых понятий. Темы проектов, исследований учащиеся выбирают по названиям тем курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В своей методической разработке хочу поделиться опытом работы с проектами в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» по следующим темам: «Милосердие и сострадание», «Храм», «Защита Отечества».

Изучив необходимую литературу, я провела сравнительный анализ проекта и коллективной творческой деятельности, оформила полученную информацию в презентации «Воспитание общественного творчества у учащихся через коллективную творческую деятельность и участие в проектах».

Конкретная работа с проектами изложена в презентации «Организация проектной деятельности учащихся» (Приложение 1).

Конспекты уроков и презентации учащихся к методической разработке прилагаются (Приложение 2)

                                    Пояснительная записка 

«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» (Зигфрид Ленц)

Воспитание нравственных ценностей - важнейшее направление воспитательной работы школы на современном этапе. На плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, чтобы он вырос неравнодушным человеком.

Милосердие, сострадание - это важные качества, необходимые человеку и обществу. Изучение темы «Милосердие» мы начали на уроках по программе учебного курса «Истоки». В этом учебном году продолжили исследование по данной теме и углубили свои знания через проектную деятельность.

 Россия всегда была богата милосердными людьми. Сейчас возрождаются традиции благотворительности, милосердия, добровольческой помощи нуждающимся. Привлечение младших школьников к милосердной деятельности способствует гражданскому становлению личности.

Целью проектной деятельности по теме «Милосердие и сострадание» стало воспитание в детях доброты,  сострадания и сопереживания, любви к ближнему. В связи с этим были поставлены следующие задачи: формировать потребности и мотивы нравственного поведения учащихся.

Мною был составлен план работы по изучению и исследованию тем уроков по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием проектной деятельности.

 

 План работы:

1. Урок №12,  «Милосердие и сострадание», презентация

2.Урок №14, «Храм», презентация

3.Урок №28, «Защита Отечества», презентация

4.Творческие работы учащихся

5.Посещение детей в детском отделении «Волжская ЦРБ» с акцией «Милосердие» (зав.отд. Кравченко О.Б.)

6.Участие в городском благотворительном фестивале «Взрослые и дети»

7.Посещение детей с ограниченными возможностями вгосударственном учреждении РМЭ «Изий» с организацией  совместной деятельности «Куклы из ниток» ( директор  Семенуха А.В.)

8.Участие в благотворительном фестивале школьников города «Нас объединяет доброта», (оказание помощи Елене Фудаевой)

9.Участие в акции «Благотворительный фонд «Поволжье», (оказание помощи Лизе Майоровой)

10. Заочное ознакомление с храмами  города  Волжска, (презентация).

Работы учащихся представлены в приложениях

11.Участие в Олимпиаде по Основам православной культуры и благотворительных акциях

Что такое проект?

Проект – это деятельность, направленная на поиск решений возникшей проблемы.Это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта вида деятельности. Метод проектов – путь замысла или способ планирования. Проект – это совокупность «шести – П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». Основоположником метода проектов является американский  философ  идеалист Джон Дьюи. Нужны умения самостоятельно добывать знания. В начальной школе проектная деятельность осуществляется пока только с учителем.

Проектный метод направлен на развитие:

  • критического мышления
  • творческого мышления
  • умение работать с информацией
  • умение работать в коллективе 
  • владеть культурой коммуникаций.

 

Выделяют следующие этапы проектов: погружение, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация.

Типы проектов:

  • исследовательские
  • образовательные
  • поисковые
  • социальные

Классификация проектов  по продолжительности:мини – проекты (1 урок),

краткосрочные (4-6 уроков), недельные, годичные.

Результаты (продукт):

  • Газета
  • Журнал
  • Коллекция
  • Атлас
  • Учебное пособие
  • Книжка - раскладушка

 Проектная деятельность воспитывает в детях:

  • Самостоятельность
  • Инициативность
  • Целеполагание
  • Креативность

Проектная деятельность развивает познавательную активность учащихся.

 

Проект «Милосердие» 

«Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком» (Иоанн Златоуст)

 Цель: воспитание чувства любви, сострадания, милосердия, доброты души,   

искренности, человеколюбия

Задачи:

1. перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

2. закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

3. создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

4.Научить работать с различными источниками по сбору материала, исследовать значение слова «милосердие»

5.Принимать активное участие в благотворительных акциях

6.Оказывать посильную помощь детям-инвалидам, пожилым людям

Подготовительный этап

 1.Исследование  значения слова «милосердие». Если проект исследовательский, надо обязательно провести небольшое исследование, сделать открытие. В данном проекте нам интересно было узнать как можно больше информации о слове «милосердие». На этом этапе идет активный познавательный процесс.

Пройдя большой исторический путь и обретая новый смысл, сегодня возвращается к нам понятие «милосердие».

Этимология слова

Слово «милосердие» заимствовано из старославянского («милосрьдъ»), где оно образовано по методу кальки от латинского «misericordia»- сострадание , жалость. В латинском слове «misericordia»  «miser»-достойный сожаления, милости, «cor»-сердце. Иными словами, милосердие -это «милующее сердце» или «милость сердца».

Толковый словарь русского языка под редакцией Д.И.Ушакова.

 Милосердие –сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность.

Синонимы: благосердие, благость, благостыня, гуманность, жалость, сердоболие, сострадание.

Антонимы: равнодушие, жестокосердие, ,жестокость, враждебность, злонамеренность.

 Родственные слова: милосердство, милосердный, помилосердствовать.

Это интересно

В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия является -сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа. 

Синквейн (стихотворение из пяти строк). При составлении синквейна мы развиваем не только творчество, но и мышление.

Правила написания синквейна

1строка-одно слово-название стихотворения, обычно существительное

2 строка- два слова (прилагательные или причастия), описание темы

3 строка -три слова (глаголы),действия относящиеся к теме

4 строка-предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строка- одно слово- ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное

Например:

1. Милосердие

2. Незаметно, безымянно

3.Творить, любить, простить

4. Начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней

5.Добродетель

                      1. Милосердие

                      2.Добрый, переживающий

                      3.Любить, проявлять, поддерживать

                      4. Помогать нуждающимся

                      5. Забота

1.Милосердие

2.Бескорыстный, добрый

3.Помогает, спасает, утешает

 4.Где тяжело, будь там

5. Ответственность

Основной этап (деятельностный)На данном этапе учителю надо организовать ребят так, чтобы каждый участник проекта что-то делал: рисовал, клеил, выполнял разовые поручения к проекту. Мы с девочками, например, посещали детское отделение в больнице («Волжская ЦРБ»), были в гостях и занимались полезным делом в детском учреждении  «Изий».

1.Составление плана действий

2.Назначение времени

3.Выполнение проекта под руководством  учителя 

Результат деятельностиКонечный продукт нашего проекта - презентация. Материал по проекту мы накопили, дальнейшие наши действия -красиво и грамотно оформить работу.

Оформление результатов: газета, презентация,  выставка и т.д.

Планирование дальнейшей работы

1.Выступления 

2.Работа с дополнительной литературой и другими источниками

Подведение итогов работы над проектомМы говорили о прекрасном качестве человека-милосердии. У милосердного человека - доброе, чуткое, отзывчивое сердце. Милосердный  человек – сильный, только такой  человек может найти в себе силы простить обидчика, помочь слабому.Помните,  что ленивый, злой, равнодушный никогда не будет милосердным.

 

Заключение

Современная школа в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности определяет приобщение учащихся к проектной деятельности.  В методической  разработке «Организация проектной деятельности учащихся в процессе изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных  культур и светской этики» я поделилась опытом работы с проектами и предлагаю некоторые из них вашему вниманию.

Начальная школа закладывает фундамент знаний, умений и навыков; формирует у обучающихся такие качества как критичность мышления, самостоятельность; воспитывает активную, творческую  личность.Для реализации данных задач нужны продуктивные методы обучения,одним из которых является проектная деятельность.

 


Категория: Разное | Добавил: liaisian | Теги: этика, начальные классы
Просмотров: 1224 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог