Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья из опыта работы "Патриотическое воспитание младших школьников"

СКАЧАТЬ (33.1 Kb) 10.03.2014, 21:11
Немтарева Светлана Валерьевна
учитель начальных классов, МОУ СОШ № 4 г. Оленегорск
Из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Формы работы.
Немтарева Светлана Валерьевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 г. Оленегорск
(для классных руководителей начальной школы)

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.
Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.
Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою ро¬дословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Роди¬на сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.
Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
В планах воспитательной работы я выделили 4 основных направления гражданско-патриотического воспитания:
1. Направление «Связь поколений»
Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Мурманской области».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников
1.Беседа — метод убеждения.
Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.
Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.
2. Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три функции классного часа.
Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.
Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция, по мнению Н. Е. Щурковой, — основная. Она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.
Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.
Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.
Таким образом, классный час является высшей формой воспитатель¬ной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).
3.Информационный час — одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания.
Основное назначение информационного часа — приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.
Информационный час решает задачи образования (учащиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни к делах своих сверстников, расширяет кругозор), воспитания (гражданина, патриота, социально активной личности), развития (мышления, коммуникативных навыков, речи, умения работать с текстом).
4. Устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива.
Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.
5.Экскурсия как форма воспитательной работы используется
в учебной и внеучебной деятельности.
Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает боль¬шее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.
В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.
6. Путешествие — это разновидность экскурсии.
Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.
С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия — это исследование ка¬кого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторона¬ми (проявлениями) данного объекта.
7.Праздник — особая форма воспитательной работы.
Праздник — это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличи¬тельные особенности состоят в том, что:
-во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции.
-во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы.
-в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.
По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические.
Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни.
Народные календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку.
Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.
Праздники искусств украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством.
Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.
8. Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и
эффективный метод воспитания.
Патриотическое воспитание младших школьников невозможно пред¬ставить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.
Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания. К ним можно отнести:
Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт белорусского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.
Русские народные игры (а их известно более 400) синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.
Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.
Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, при¬родных объектах.
Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.
Социально-психологические игры. Назначение этих игр — создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.
9.Коллективно -творческое дело.
В процессе КТД дети при¬обретают собственный опыт организации коллективной деятельности.
В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.
Учитывая психологические и возрастные особенности наших воспитанников, я использую следующие формы и методы:
- экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по улицам города, к памятным историческим местам, к православным храмам);
- коллективные творческие дела («Праздник русской матрёшки» и др.);
- праздники, посвящённые памятным датам (День Защитника Отечества, День Победы );
- устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц», «Аллея славы»);
- выставки рисунков и поделок («Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», «Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей», «Ребята нашего двора»);
- викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?», «История родного края», «Профессии людей нашего города»);
- конкурсы проектов («Зелёный наряд моего двора», «Как сделать город чистым?», «Семейная летопись»);
- акции («Милосердие», «Забота»);
- конкурсно- игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!»,
- круглый стол («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!») и т.д.
Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.
Давайте же решать все проблемы, шагая в ногу с положительными эмоциями, воспитывая, прежде всего, в себе чувство глубокого патриотизма и передавая его своим ученикам.

Список литературы:
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.
3.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4.
4.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.


Категория: Разное | Добавил: SVETIK04101968
Просмотров: 15350 | Загрузок: 734 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог