Сегодня: 15.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания в школе и пути их решения"

СКАЧАТЬ (981.6 Kb) 27.06.2013, 10:30
Кравец Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов, МБОУ гимназия № 13 города Новосибирска
Проблемы духовно-нравственного воспитания в школе и пути их решения
Кравец Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
руководитель окружного МО «Центральный» по курсу ОРКСЭ
МБОУ гимназии №13 города Новосибирска

Деятельность гимназии №13 в целом направлена на создание условий для разностороннего развития обучающихся, на включение их в разнообразную творческую и познавательную деятельность, на и их социализацию и адаптацию в современных условиях, на саморазвитие каждого ребенка. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет реализовать данные условия и пересекается со многими направлениями работы гимназии, такими как толерантное воспитание, патриотическое воспитание через организацию краеведческой работы.
Введение в образовательный процесс нового курса дело очень важное и нужное. Преподавание курса имеет светский характер. Этот курс имеет не только образовательную, воспитательную специфику, но и такой важнейший компонент как – духовно-нравственное здоровье. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве. Считаем, что главная характеристика курса состоит в том, что он является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Курс нужный, актуальный, т.к. изучение предмета способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Этот курс гуманитарно-мировоззренческий, который обобщает всё, что было наработано ребенком за все четыре года: русский язык, литературу. Там всё построено на сказках, на поговорках, и тоже есть уроки нравственности. В конце четвертого класса все эти нравственные ценности обобщаются.
На уроках дети путешествуют во времени по разным странам, по храмам, городам. С удовольствием составляют и разгадывают кроссворды, викторины, отвечают на вопросы тестов, читают стихи, рисуют. Особый интерес у ребят вызывают презентации творческих работ, проектов. В курсе поднимаются вопросы добра и зла, вопросы нравственности. После урока дети часто задают вопросы родителям, а родители уже волей-неволей подключаются... Благодаря ребенку им самим становится интересен этот курс. Данный курс заинтересовал, родителей, учителей, а самое главное учеников. Потому что он относится к жизненной позиции каждого человека.
Без знания истоков и традиций православной, иудейской, исламской, буддийской культуры обучащиеся не смогут верно, понять произведения литературы, содержание которых часто связано с библейскими сюжетами и героями. Нужно сказать, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» совершенно необходим. Уровень нашей безграмотности в области религии, очень низкий.
Первые впечатления о новом предмете учеников 4 А класса:
Анастасия П.:
«Этот предмет нам нужен, потому, что он знакомит нас с культурой разных стран, учит понимать, что такое добро и что такое зло. Благодаря этому уроку мы станем добрее и терпеливее. «Основы мировых религиозных культур» занимательный и интересный предмет».
Михаил Б.:
«Мне сразу на первом уроке стало интересно. Изучая этот предмет, я узнал кое-что новое о культуре разных стран. Видел на фотографиях разные храмы. Я хочу в 5 классе изучать этот предмет».
Даниил Г.:
«Предмет «Основы мировых религиозных культур» помогает узнать религии разных народов. Я теперь знаю, кто является основателем православия, ислама, буддизма. Этот предмет любопытный. С его помощью я еще многое узнаю»
Софья Б.:
«Предмет «Основы мировых религиозных культур» очень интересный и познавательный. Мне кажется, что этот курс поможет развить у нас уважение к культуре других народов, а также осознать свой жизненный путь и стать более развитым в духовном смысле. Мне нравится этот предмет!»
На методическом объединении учителей начальных классов было принято решение проводить пропедевтические мероприятия во 2-3 классах, с целью заинтересовать детей новым школьным предметом и помочь в дальнейшем определится с выбором модуля. В гимназии прошли внеклассные мероприятия «Путешествия по странам», «Традиции России» «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», подготовлены выставки рисунков, фотографий, ученики 2-3-х классов. Данный курс позволил разнообразить школьные экскурсии. Ученики 3-4-х классов с классными руководителями посетили монастырь в городе Колывань; группа детей съездила по Золотому кольцу, где познакомилась не только с древними городами России, но и великолепными храмами; ученики 4-5-х классов посетили город Кунгур и мужской монастырь в Белогорье.
В гимназии № 13 задачи преподавания курса решаются последовательно. Интерактивные технологии, проектно-исследовательское и проблемное обучение, способы взаимодействия с родителями,– эти вопросы не оставили нас равнодушными. Большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в нашей гимназии, не предусмотрены. Но нам важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и их родителями жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. Нашими педагогами были разработаны различные виды домашних заданий к каждому уроку (эссе; иллюстрации; задания для фотографов; составление кроссвордов, викторин, тестовых заданий; проведение интервью; подбор информации и многое другое). Задания предлагались на выбор, ребенок сам решал, что он выполнит.
После первых уроков появилась необходимость опубликовать самые интересные творческие работы, так на свет «родился» журнал начальной школы гимназии №13 «Я живу в России». Журнал освещает события, связанные с изучением нового курса. Ребята хотят видеть свои творческие работы на страницах этого журнала. Детям интересно этим заниматься. А самое главное интересно читать и рассматривать работы своих одноклассников.
Творческие работы обучающихся:
Тема: Культура и религия
Интервью с мамой
Зачем быть культурным человеком?
(Творогова Елена Викторовна и Гассиева Валерия, 4 Б класс)
Нам учительница задала интересное задание, надо было взять интервью у мамы. Первым делом я составила вопросы и решила с мамой поговорить.
Г.В.: Мама, какого человека называют культурным?
Е.В.: Я думаю, того кто хорошо воспитан, соблюдает все правила приличия.
Г.В.: А зачем быть культурным?
Е.В.: Чтобы делать мир добрее.
Г.В.: А друзей много у культурного человека?
Е.В.: Друзей у такого человека очень много и они разные.
Г.В.: Как стать культурным?
Е.В.: Читать больше книг, слушать взрослых и учится. Культурный человек духовно богат, с ним интересно общаться
Тема: Моя Родина
Для меня малая Родина – это место, где я родилась, где мой дом, мои родственники, мои друзья.
Для меня Родина – это не географический объект, а «состояние души». Все те места, с которыми связаны самые лучшие воспоминания моей жизни.
Большая Родина – это Россия, с ее красивыми достопримечательностями, огромными территориями, с разными народами.
Родину, как и родителей не выбирают, а любят такую, какая есть!
Заковряжина Диана, 4 В класс

Моя большая родина – Россия, а малая – город Новосибирск!
Белова Софья, 4 А класс

Моя большая родина – Россия – прекрасна! В нашей стране много мест, где пейзажи восхищают! Для меня это Алтай: быстрые реки и высокие горы, которые расположены там; а ещё Камчатка, где есть завораживающий океан, гейзеры и грозные вулканы. Россия или Российская Федерация – государство очень красивое, самобытное и разнообразное. Президент Российской Федерации – Дмитрий Анатольевич Медведев. Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СТРАНУ!
Новосибирск – это город, в котором я живу. Он огромный и интересный. В этом городе много достопримечательностей, театров и просто необычных зданий. Например, цирк, театр «Глобус», театр «Красный Факел», краеведческий музей и памятник В. И. Ленину. Ещё в Новосибирске есть парки и рощи, в которых можно ощущать себя как за городом. Например, Берёзовая роща и Заельцовский парк.
Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ГОРОД!
Мой дом расположен в городе Новосибирске. В моём доме много этажей. Я живу в четырёхкомнатной квартире, там у меня своя просторная комната с лоджией, множеством шкафов, большим мягким диваном и письменным уголком, в ней мне очень нравится жить. Я ЛЮБЛЮ СВОЙ ДОМ!
Моя гимназия находится на Достоевского,77. В этой гимназии у меня замечательные учителя и добрый директор. С тех пор, как я учусь, я столько нового и полезного узнала. В гимназии у меня много друзей. Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ГИМНАЗИЮ!
Сочинение Чудотворная икона
Поляков Иван, 4 Б класс
Я бы хотел рассказать о иконе Казанской Божией матери, которая есть у нас дома. В Интернете я нашел сведения, что более 1000 православных икон отмечены как чудотворные.
Я решил найти описание Казанской богородицы. В энциклопедии для детей я нашел интересный рассказ: «…В 1579 году девятилетняя девочка Матрона, дом родителей которой сгорел во время пожара, увидела во сне образ Богоматери и услышала голос, повелевавший взять икону из сгоревшего дома». И как говорится дальше в сказании в доме действительно, нашли икону под печью, совершенно не тронутую огнем. С этой иконы была сделана копия и послана царю Ивану Грозному.
Я пришел к выводу, что мы мало знаем о окружающих нас предметах. Я смотрел на святой лик много раз и не знал о легенде, об этой иконе.

Котченко Дарья, 4 В класс
Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников
Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян), молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать, это открыто на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов.
Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. Песах, так же как Сукко и Шавуот, — это праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время.
В конце курса каждый ребенок готовил проект, который был представлен на последнем заключительном празднике. Лучший проект учениц 4 А класса Марковой Ростиславы и Бобровой Варвары «Собор во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского» был представлен на региональном семинаре-практикуме «Методическое обеспечение и организация работы приходских священников с родителями и органами управления образования в рамках преподавания курса «ОРКиСЭ» в штатном режиме в Новосибирской области, который проходил в Вознесенском соборе.
«В апреле в нашем расписании появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Мы выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур» Сначала предмет был для нас сложным, но потом стало все понятно. Особенно нас заинтересовала история создания Александро – Невского собора, архитектура, роспись, люди, которые работают в соборе. Так как мы очень часто бываем в этом соборе, Татьяна Николаевна предложила нам изучить эти вопросы подробнее. Нам интересно стало узнать, кто был автором создания этого удивительного собора, как проходило строительство собора, кто произвел роспись в соборе». – Так начали свой проект ученицы, в котором отметили, что актуальность проблемы определяется появлением значительного интереса к истории создания собора, недостаточной изученностью архитектуры, росписи собора. Объектом исследования является собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Цель исследования - описание построения собора, архитектура, роспись, святыни и убранства собора. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать первый каменный храм города, – одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде города Новониколаевска.
- описать историю строительства собора, закрытие собора, восстановление собора, жизнь прихода, святыни.
- выявить этапы строительства, закрытия и восстановления собора.
- провести анкетирование по выявлению уровня знаний о соборе у учеников гимназии.
- Взять интервью у служащих собора.
Метод исследования: описательный и сопоставительный, поскольку в работе предполагается наблюдение, обобщение, классификация исторического материала, анкетирование и интервью. Источниками материала стали энциклопедии, словари, справочники, книги, электронные диски, интернет. В теоретическую часть исследовательского проекта ученицы включили историю создания храма, интересные факты строительства собора, рассказали о храмовых святынях, взяли интервью у Боброва Владимира Ивановича, протоиерея собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. Провели анкету в 3 В классе.
Результаты анкетирования:
Было опрошено 26 учеников. Предложено ученикам 3 В класса четыре вопроса.
ВОПРОС 1
- Отметь собор во имя святого благоверного князя Александра Невского.
На фотографии узнали собор 22 учеников (85%).
ВОПРОС 2
- Бывали ли вы в Александро-Невском соборе?
В соборе бывали 22 ученика (85%)
ВОПРОС 3
- На какой улице находится Александро-Невский собор?
25 учеников (96%) знают, что собор находится на улице Красный проспект.
ВОПРОС 4
- Знаете ли вы историю создания Александро-Невского собора
А вот историю создания собора знают только 6 учеников (23%) 3 В класса.
В гимназии №13 работа по курсу в штатном режиме продолжается, но уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является одним из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей.


Категория: Разное | Добавил: k60k60
Просмотров: 1972 | Загрузок: 151 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог