Сулейманова Елена Анатольевна Учитель начальных классов МБОУ «ЗСОШ №6» г.Заинск Республика Татарстан
Статья: «Формирование личности гражданина в начальной школе » (Для классных руководителей 1-4 классов, заместителя директора по ВР )
«Воспитание – великое дело: им решается судьба человека». В. Белинский
В нашей стране, в нашем городе и школе проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи вновь стала первостепенной. Прививать молодежи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к ее славным традициям, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству – эти принципы воспитания на сегодня самые актуальные. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. Следовательно для того, чтобы воспитать достойную личность надо: создать учителями и классными руководителями условий, способствующих формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга, оказанию благотворного влияния на развитие основных качеств гражданственности, которые в дальнейшем будут формироваться в течение всей жизни человека. На сегодняшний день, суть проблемы состоит: - в несформированности у молодых горожан таких общечеловеческих ценностей, как любовь к своей семье, городу, Родине, к соотечественникам, самому себе, к истории и культуре своего народа. - в недостатке внутренней культуры, составляющей нравственную основу личности ребенка. Оценка уровня воспитанности позволяет нам выявить у учащихся наличие этих качеств и наметить дальнейшую работу по их развитию. - отсутствие уважения к старшему поколению защитников Отечества и ответственности за свои поступки; - Нам, учителям нужно способствовать воспитанию и развитию национальных начал и национального образа жизни, уважения и интереса ко всем нациям; - способствовать укреплению физического и психического здоровья учащихся. Это ключевые задачи Программы «Формирование личности Гражданина» в нашем городе. Возраст детей, участвующий в реализации Программы – от 7 до 15 лет. Это требует от классных руководителей возрастного подхода с учетом физических и физических особенностей младших, средних и старших школьников. Вся Программа состоит из модулей, рекомендованных отделом образования Заинского муниципального района. В модули включены мероприятия, которые включены в годовой план работы школы. Некоторые мероприятия уже проведены в этом году. 1. Модуль. «Отечеству служить готов!» Модуль «Отечеству служить готов!» обеспечивает учащихся среднего и старшего возраста социальную и психологическую поддержку, оказывает помощь в выборе профессии, ориентирует их на военные специальности, на службу в государственных органах, МЧС, пожарных частях. Следуя этому, ориентируясь на военную тематику, в нашей школе проводились: • концерты, посвящённые 65-й годовщине Победы в В.О.В. • Встречи с тружениками тыла. • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны . (В этом году с В.О.В.- Королёвой ) • Проводились праздники «День Защитника Отечества» • Выпускались информационные стенды, оказывающие помощь в выборе профессии. • Проводились кинолектории о военных специальностях, о службе в государственных органах, МЧС, пожарных частях. • В целях формирования патриотического отношения к Родине, к соотечественникам, к истории и культуре своего народа проводилась акция памяти и возложение венков к вечному огню. 2. Модуль «Люби и знай родной свой Край» Модуль «Люби свой край родной» развивает потребности в изучении истории, культуры, природы родного края, приобщение к опыту старших поколений, способствует популяризации государственных символов России и Татарстана, их истории. В связи с этим в школе проводились следующие мероприятия: • Экскурсии в осенний лес, сцелью изучения природы родного края и сезонных изменений в природе. • Классные часы, способствующие популяризации государственных символов России и Татарстана, их истории. • Праздники «Осенины», где дети знакомились с изучением истории, культуры, природы родного края. • Экскурсии на Заинский сахарный завод, с целью приобщение к опыту старших поколений. • Экскурсии в Заинский краеведческий музей, с целью потребности в изучении истории, культуры, природы родного края. 3. Модуль «Истоки» Модуль патриотизма и гражданственности и на лучших народных традициях, развитие творческой активности. Участие в городских культурно-досуговых программах, национальных праздниках. В школе проводился: • Национальный русский праздник «Масленица», который познакомил учащихся 1-4 классов с традициями и обычаями русского народа и развивал творческие способности и активность учащихся. • Праздник «Новогодний серпантин» • Конкурсы «Дедов Морозов» • Праздник «Посвящение в первоклассники» • Праздник «День рождение класса» 4. Модуль «Человек. Земля. Вселенная» Основной задачей является воспитание у детей и подростков чувства гражданина-патриота, признание важности и приоритета человеческой жизни, формирование чувства гордости за себя и свои поступки, осознание Земли как «Общего дома», позитивного отношения к общественно-полезному труду и природоохранной деятельности. • Классные часы «Мы дети Галактики», где велась исследовательская работа по изучению Земли и осознанию её как «Общего дома». • «День птиц», где вырабатывалось позитивное отношение к общественно-полезному труду и природоохранной деятельности • Праздник «Дорога без опасности», формирующий признание важности и приоритета человеческой жизни. 5. Модель «В здоровом теле здоровый дух» Модуль включает в себя возрождение и развитие спортивных народных игр, создание условий для здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами. В связи с этим в школе проводились следующие мероприятия: • Ежедневная общешкольная утренняя зарядка под музыку. • Посещение Ледового дворца «Яшьлек». • Участие в «Кроссе Наций» • «Шахматно- шашечные турниры» • Участие в «Лыжне России» • «Соревнования по волейболу» • Участие в «Заинском Танцполе» • Праздник «Сабантуй» 6. Модуль «Счастливая семья» Целью модуля является совместный досуг родителей с детьми, пропаганды семейного воспитания и повышения компетенции в области воспитания и повышения психологической культуры родителей. В связи с этим в школе проводились следующие мероприятия: • Праздники «Мама, папа и я – счастливая семья» • Совместный праздник родителей и детей «Правила дорожные- знать каждому положено» • «День семьи» и др. • Клубы выходного дня «Мы за чаем не скучаем» 7. Модуль. «Делу время, потехе час» Целью проведения дел является выработка у школьников сознательного отношения к труду, создание условий для профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, и способностями. • Неделя «Добрых дел» - выступление в д/с «Зёрнышко» • Акция «Посади дерево» • «Субботники» • Работа кружка «Борьба» • Работа танцевального кружка «Непоседы» Педагогический коллектив школы ежедневно работает над реализацией программы «Формирования личности гражданина», создаёт условия, способствующие формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга, оказанию благотворного влияния на развитие основных качеств гражданственности, которые в дальнейшем будут формироваться в течение всей жизни человека. Девиз наших учителей: «Каждый человек – есть личность, у каждой личности формируем и развиваем активную гражданскую жизненную позицию».
Источники: 1. Программа «Формирования личности гражданина» в Заинском муниципальном районе Республики Татарстан, Исполком ЗМР, РИМЦ, 2009 год
|