Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Инновационные технологии в образовании. Использование ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе"

СКАЧАТЬ (31.1 Kb) 24.07.2014, 13:12
Токарева Нонна Васильевна
учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 8
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8
г. Березники, Пермский край

Статья
Инновационные технологии в образовании.
Использование ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе.

Авторы: Токарева Нонна Васильевна,
учитель высшей категории
начальных классов
МАОУ СОШ №8
Баландина Любовь Владимировна
учитель высшей категории
начальных классов
МАОУ СОШ №8

2014 г.
Мальчик лет 10, оказавшись в реке стал тонуть, так как не умел плавать. Рядом никого не оказалось. Мальчик не стал барахтаться, чтобы удержаться, как делают в данной ситуации. Это делать бесполезно, только теряешь время и силы! Он стал действовать совершенно нелогично! Мальчик определил, где берег, набрал как можно больше воздуха и пошел на дно. Он шёл по дну реки до тех пор, пока хватало набранного воздуха в лёгких. Пройдя некоторое расстояние, мальчик оттолкнулся что есть силы ногами от дна, вынырнул на поверхность воды, посмотрел в сторону берега , снова набрав воздуха, опустился на дно. Это он повторил несколько раз, пока не дошёл до берега. Он стал победителем! Вот, что значит уметь нестандартно мыслить!
«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить» так написал Уильям Шекспир
Уметь нестандартно мыслить - всегда пригодится в нашей повседневной жизни! Люди с такой способностью всегда найдут решение, чтобы выйти из любой сложной ситуации.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в мире, который постоянно меняется. Человек, находясь в постоянном информационном потоке решает мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи. В ФГОС говорится, что высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры учащихся. Главное – умение учащихся быстро реагировать на изменения в мире информации, критически мыслить, перерабатывать и искать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы учителя. «Можно и на первых шагах обучения, - писал Д.И.Тихомиров, - приучить ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, и через это развивать свои духовные способности и обогащать чувства и мысли образовательным содержанием».
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожу такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы улучшали мыслительные способности учащихся, позволяющие мыслить продуктивно. Именно благодаря этому решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Можно ли научиться мыслить более результативно? Можно, так как мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из методов инновации, позволяющих добиться результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления (ТРКМ).
Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать решения, работать с информацией, умение анализировать). Данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Особенностью ТРКМ является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. А так же использование данной технологии развивает навык вдумчивой работы с информацией.
В своей практике я использую технологию развития критического мышления (ТРКМ) на уроках литературного чтения, которая позволяет мне разнообразить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, частой смены деятельности групповых форм работы. Развитие критического мышления: учит выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию; выделять ошибки в рассуждениях; уметь делать выводы,
быть честным в своих рассуждениях; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
В рамках ТРКМ на уроках окружающего мира и литературного чтения я использую три этапа (стадии):
• Стадия вызова, на которой я ставлю цель : пробудить интерес к получению новой информации.
• Стадия осмысления, на которой учащиеся получают новую информацию, осваивают различные способы работы с ней; осмысливают информацию; соотносят новые знания с уже имеющимися.
• Стадия рефлексии, целью которой является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На каждой стадии урока я использую разнообразные методические приемы. Их достаточно много. На стадии вызова я использую следующие приёмы: «Корзина идей», «Водопад», «Ассоциации», «Рассказ-предположение по “ключевым” словам», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Прогноз»,« Дерево предсказаний», «Работа с вопросником», «Верите ли вы, что…», «Предположение», «Верные и неверные утверждения», «Кластер».
Рассмотрим некоторые приёмы стадии вызова на уроке литературного чтения в УМК «Планета знаний» по теме Л. Толстой «Лев и собачка» 3 класс:
Приём «Водопад»
Задание 1 команде: что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.
Задание 2 команде: что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного.
Приём «Верите ли, что..»
- Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».Работа в группах по карточкам.
• Верите ли, что действие происходит в зоопарке.
• Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её.
• Верите ли, что лев полюбил собаку.
• Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.
• Верите ли, что собака умерла.
• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.
На второй стадии «Осмысление» использую приёмы: «Инсерт»,
« Тонкие и толстые вопросы», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Чтение со стопами», «Уголки» . Наиболее результативными для моего класса приёмы «Чтение со стопами», «Тонкие и толстые вопросы». Приём «Чтение со стопами» выглядит следующим образом: обсуждаем название. Почему произведение названо именно так; основной этап на котором я заранее выделяю в тексте несколько остановок в зависимости от размера текста. Во время этих остановок я задаю вопрос: "Что будет дальше и почему?»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Толстые? Тонкие?
Объясните, почему...? Кто?
Почему Вы думаете..? Что?
Почему Вы считаете ..? Когда?
В чем различие ...? Может..?
Предположите, что будет если...? Согласны ли вы..?
Что, если...? Верно ли..?

Стадия «Рефлексия» является наиболее значимым этапом, именно на этой стадии происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. На данном этапе я использую приём «Синквейн», «Пирамида» , которые наиболее интересны моим учащимся. Реже беру приёмы «Диаманта», «Шляпы де Боно» т. к. они наиболее сложны для данного возраста.
Приём «Шляпы де Боно» на уроке литературного чтения в УМК «Планета знаний» по теме Л. Толстой «Лев и собачка» 3 класс.
-На доске вы видите изображение шляп, имеющие разные цвета. У каждой шляпы есть своё название, а также вопрос. Продолжаем нашу работу по группам. 1 группа будет представлять льва, 2 группа- собаку.
«Белая шляпа - факты»: соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собаки. (1 группа: царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам.
2 группа: жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла.)
«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова из текста. Лев – видя собачку в клетке. Собака, попадая в клетку ко льву.
«Жёлтая шляпа – оптимизм»: найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собака. (1 группа: у царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить.2 группа: обрела друга.)
«Чёрная шляпа критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.
«Зелёная шляпа - творчество»: ответьте смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите слова из текста. (1 группа: лев смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.
2 группа: собака сохранила в себе верность, чувство благодарности.)
«Синяя шляпа – жизненный урок».
- В нашем классе много шляп синего цвета. Пусть каждый возьмёт шляпу и ответит на вопрос: чему тебя научил данный рассказ.
Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.

«Следовательно, – заключает Джон Бин, – сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».


Категория: Разное | Добавил: nonnat
Просмотров: 3566 | Загрузок: 152 | Рейтинг: 3.7/3

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог