«Творческие учебно-исследовательские работы с использованием ИКТ».
ХХI век – век высоких компьютерных технологий. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. коммуникативной технологии, становится важной составляющей его профессионализма.
Исходя из опыта работы, в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. В своей педагогической деятельности я выделяю одно из направлений использования ИКТ – это проектная деятельность учащихся.
Метод проектов занимает особое место в формировании исследовательской культуры учащихся. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Работа над проектом включает в себя три этапа:
Начальный этап – определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, формулировка цели, определение актуальности, гипотезы, составление плана проектной работы. Выбор темы исследовательского проекта обеспечивается в результате применения «мозгового штурма», заполнения учениками таблицы «Что знаем по предложенной проблеме? Что хотели бы узнать?»
Основной этап – анализ способов и целей работы в группах, исследовательская работа, поиск источников необходимой информации, изучение научной литературы, сбор материала, встречи, беседы, анализ возможных трудностей.
Заключительный этап – подготовка к защите готового проекта, обсуждение полученных результатов, вывод, рецензирование, презентация проекта.
Наши проекты: 1 класс «В стране почемучек», 4 класс «Христианские праздники», «Здесь Родины моей начало».
Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Но как сделать эту деятельность более организованной? Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, выбрать тему исследования, научить детей самостоятельно вести исследование, как заинтересовать и поддержать интерес к проекту? Как помочь юному исследователю не растеряться в море информации, научить отбирать главное, находить связи, структурировать её?
В настоящее время компьютеризация учебно-исследовательской деятельности является мощным средством для достижения этих целей.
ИКТ могут быть использованы на каждом этапе исследовательской деятельности.
При поиске информации ученик может обращаться к глобальной сети Интернет, для этого он получает на уроках информатики навыки поиска информации в сети Интернет для упрощения поиска.
Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных. Основными прикладными программными продуктами при подготовке научной работы являются системы подготовки текстов, табличные процессоры, системы создания презентаций, графические редакторы.
Оформление работ с помощью текстового редактора: оформление титульного листа, соблюдение структуры работы, применение обычных и концевых сносок, составление оглавления и списка литературы. Ученик должен также уметь составить аннотацию работы, выделить ее основные тезисы.
Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей. Ученик учится составлять таблицы и графики с помощью табличных процессоров. Он также вырабатывает навыки работы с изображениями (помещение изображений в текст, снабжение их подписями и комментариями, простейшие способы редактирования изображений), а также составления и внесения в текст формул и схем.
Защита работы может быть осуществлена при помощи презентации. Для этого ученик учится работать в системе создания презентации.
Итогом научно-исследовательской работы учащихся начальных классов является выступление на уроках, классных часах, а также на школьной научно-практической конференции.
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей Power Point. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.
При подготовке научно-исследовательских работ к научно - практической конференции в начальной школе используются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Конечно, первоклассники могут только собрать материал и быть помощником в создании презентаций. Большая часть работы ложится на плечи педагога и родителей.
Включение приемов исследовательской работы в обучении способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. Развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы в процессе обучения и стимуляции самостоятельной практической или исследовательской деятельности. Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем “фундамент” всего дальнейшего обучения. Мы на практике убедились в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков, а также учит владению компьютером.
|