«Введение в мир метаэтики»
Методическая разработка
Аннотация
В соответствии с требованиями Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на «создание необходимых условий для личностного развития» обучающихся.
В программу 4-5 классов общеобразовательных школ включен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», но к сожалению, изучение данного предмета нацелено только на освоение норм и правил этического поведения и формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В учреждении дополнительного образования существуют неограниченные возможности для организации социальных и культурных практик по формированию личностных и предметных компетентностей.
В методической разработке «Введение в мир метаэтики» основной акцент с «понятийных и ценностно-смысловых» переносится на формирование социо-культурных и метапредметных компетентностей.
Использование социоигровых педагогических приемов, позволит вывести обучающего из статичной позы «примерного ученика» и ориентировать ребенка на активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое взаимодействие.
Цель: изучить понятия «метаэтика», «нормы метаэтики» с обучающимися 4-5 классов через разные виды игрового и активного взаимодействия.
Задачи:
- расширять словарный запас при сравнении и обосновании понятий: «этика», «метаэтика», «нормы метаэтики».
- формировать ценностно-смысловое отношение к изучаемым предметам, обеспечивающее целостное восприятие познаваемого.
- закреплять навыки проведения разных видов социо-игр на внимание, создание рабочего настроения, творческого самоутверждения;
- различать позитивные и негативные моменты этических норм и правил;
Методы развития ключевых образовательных компетенций:
• личностные: организационные (внутренняя позиция, самооценка деятельности), социокультурные (смыслы, значения, нормы и правила);
• метапредметные: регулятивные (инициативность, самостоятельность, управление и контроль за своей деятельностью), информационные, коммуникативные (сотрудничество);
• предметные: интеллектуальные (получение, преобразование и применение новых знаний, полученных в ходе общения с педагогом и сверстниками).
Общепедагогические методы и приемы: игровой, репродуктивный, активный, деятельностный.
В мероприятии использованы инновационные образовательные технологии: социо-игровые методы обучения.
Формы проведения:
-словесные формы обучения: беседа-диалог.
-практические: социо-игры: «Волшебные слова», «Руки-ноги», «Добавь слово», «Метаэтика - это…»
Пособия и материалы: мячи, листы ватмана, карандаши, мелки.
Метапредметность: литература, история, математика, информатика, этика, изобразительное исскуство.
План проведения
1. игра для рабочего настроения «Волшебные слова»
2. беседа диалог «Что такое метаэтика?»
3. игра-разминка «Руки-ноги»
4. игра социо-игрового характера «Добавь слово»
5. рефлексия: игра творческого утверждения «Метаэтика это…»
6.
Ход проведения
1. Игра для рабочего настроения «Волшебные слова»
Целевое назначение: развивать внимание, создать рабочее настроение.
Методические рекомендации по правилам организации игры:
-считалочкой выбирается ведущий из группы обучающихся, который при проведении игры перечисляет действия, остальные выполняют их после произнесения с вежливым словом (пожалуйста, потанцуйте), пока и заканчивают их после волшебных слов «замрите, пожалуйста», после которых все должны застыть в тех позах, какие у них есть.
Первоначально после команды ведущего следует делать небольшие паузы, затем все больше и больше.
Варианты действий определяются обучающимися перед началом игры: танец, бег, прогулка, хлопки в ладоши, приседания, повороты вокруг себя, подкидывание мяча и т. д.
2.Беседа - диалог «Что такое этика, нормы этики, метаэтика?»
Обучающимся предлагается выбрать определения для слов «этика», «нормы этики», «метаэтика».
Этика - философское исследование морали и нравственности.
Нормы этики - подразделяются на:
-правовые (справедливо-несправедливо),
-моральные (достаточно-недостаточно),
-нравственные (хорошо-плохо).
Метаэтика – разные виды этических норм и правил в различных предметных областях (математике, лингвистике, литературе, истории, изобразительном искусстве и т.д.).
Вопросы для обсуждения:
1. В чем отличие между определением слова «этика», от «метаэтики»?
2. Можно ли «нормы этики» соотнести с «нормами метаэтики»?
3. Какие предметы взаимосвязаны с нормами и правилами этики?
4. Какие из школьных предметов (математика, литература, история, информатика и т.д) можно объединить с предметом «Этика и культура общения»?
3. Игра-разминка «Руки-ноги»
Целевое назначение: развивать внимание, быстроту движений.
Методические рекомендации по правилам организации игры
Обучающиеся по команде ведущего, который выбирается любой считалкой, выполняют движения:
-один хлопок – руки поднять
-два хлопка – опустить;
-три хлопка - сесть;
-четыре хлопка – встать;
Игра проводится в течение1-2 мин
4.Игра социо-игрового характера «Добавь слово»
Целевое назначение: определить основные предметы, изучаемые в школе и их взаимосвязь с этикой.
Методические рекомендации по правилам организации игры
Обучающимся предлагается встать в круг, и, передавая мяч соседу, добавить прилагательное (один из школьных предметов) к слову этика (математическая этика, историческая этика и т. д.), объяснить их взаимосвязь.
5. Рефлексия. Игра творческого утверждения «Метаэтика это…»
Целевое назначение: закрепить навыки сравнения и обоснования понятий, развивать фантазию, творческое воображение.
Правила игры
Обучающимся предлагается разделиться на 3 группы и на листах ватмана отобразить (изобразить), чем в их представлении может быть «метаэтика».
Затем команды представляют наработанный материал другим группам.
Используемая литература и интернет-источники:
1. В.Н. Суслов. Этикет. Учусь правилам поведения. Ростов - на – Дону, 2012.
2. И.Н. Курочкина. Этикет для детей и взрослых. Москва, 2001.
3. http://www.docme.ru/doc/197479/praktikum-socio-igrovaya-pedagogika
|