ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Праздник в моем доме»
|
Организация-исполнитель
|
МБОУДО ДЮЦ
|
География программы
|
Г. Северодвинск, ул. Кирилкина 7а
|
Ф.И.О., должность автора (составителя), соавторов
|
Киселева Ирина Викторовна,
Колпакова Апполинария Ивановна
педагоги дополнительного образования
|
Целевые группы
|
3 группы МБДОУ № 67
«Медвежонок»
|
Количество обучающихся на занятии
|
15 человек
|
Цель программы
|
Приобщение детей к истокам русской северной народной культуры, её наследию, формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.
|
Направленность программы
|
Художественная
|
Срок реализации программы
|
2 года
|
Количество часов по программе
|
36 часов
|
Вид программы
|
Модифицированная
|
Уровень реализации программы
|
Дополнительное образование
|
Уровень освоения содержания программы
|
Общекультурный
|
Способ освоения содержания образования
|
Репродуктивный
|
Краткое содержание
|
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками, традициями, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, формируются навыки практической деятельности обучающихся.
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Праздник в моём доме» имеет художественную направленность, помогает интеграции личности ребёнка в народную культуру, соответствует культурно-национальным особенностям Русского Севера. Программа прошла апробацию в течение 2-х лет. По итогам диагностики откорректирована и усовершенствована.
Народное искусство Русского Севера богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство – сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.
Программа актуальна, так как память – это мост, соединяющий сегодняшний день со вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которое связывает прошлое, настоящее и будущее. Всё, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.
Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научатся ли дети понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.
Народное искусство – образное отражение действительности, язык символических образов. Прежде, понятный каждому человеку, он был своеобразным языком общения между людьми и выполнял функцию учебника жизни.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что благодаря ей происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными обычаями, праздниками, традициями, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, формируются навыки практической деятельности обучающихся.
Новизна программы «Праздник в моём доме» отражена в сочетании получаемых обучающимися прочных знаний об истории своей родины, обычаев и традиций народов Русского Севера с практическими навыками в тех видах декоративно-прикладного творчества, которое получает постепенное возрождение через связь традиций и символических образов, используемых в северной росписи.
Цель: приобщение детей к истокам русской северной народной культуры, её наследию посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- Образовательные:
- знакомство обучающихся с историей северной национальной культуры, обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями;
- знакомство с языком символических образов народного декоративного искусства;
- расширение представлений о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства;
- обучение умению выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (росписей Северной Двины, каргопольской игрушки, вологодского кружева, резьбы по дереву, холмогорской резьбы по кости и др.);
- обучение умению строить композицию, передавать цветовые сочетания, форму, величину, цвет, пропорции предметов;
- обучение умению учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
- Развивающие:
- развитие навыков изобразительного творчества, любознательности, воображения;
- формирование эстетического вкуса;
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству;
- формирование умения применять полученные знания в собственном творчестве;
- Воспитательные:
- воспитание интереса к историческому прошлому своей родины;
- воспитывать желания заниматься декоративно-прикладной деятельностью;
Отличительной особенностью программы является
Подведение итогов проводится в форме самооценки учащихся после каждого занятия, итоговых занятий в конце полугодия, анализа результатов участия детей в конкурсах и выставках. По итогам обучения проводится диагностическое исследование с целью выявления уровня полученных знаний, умений и навыков. Оно проводится в форме анкетирования, тестирования.
Тематическое планирование занятий строится по народному календарю, связывается с традиционной северной народной культурой и сельским бытом и предусматривает разделы: «Изобразительная деятельность» и «Технология работы с бисером».
В конце каждого занятия проводится выставка детских работ, лучшие из них представляются на выставки разных уровней, служат для оформления интерьера.
Основные формы проведения занятий, характерные для данной программы:
- комбинированные,
- практические занятия;
- выставки.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-10 лет, набор обучающихся осуществляется без предварительной подготовки. В состав группы могут входить дети разных возрастов, с разным базовым опытом в данном направлении творческой деятельности.
Режим занятий: группы 5-6 лет – 2 раза в месяц по 2 часа; группа 6-7 лет - еженедельно по 2 часа.
Срок освоения программы – 2 года