Конспект открытого занятия для детей (7-8 лет) разработали:
Грезина Анна Александровна
Должность
воспитатель младших классов, I кв. категории,
Кузнецова Екатерина Александровна
Должность
воспитатель младших классов, I кв. категории.
Место работы:
КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат»
Конспект открытого занятия
(для детей 7-8 лет)
Тема: «Что мы знаем о воде».
Цель: расширить представления детей о воде и её охране человеком.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус, текучесть, запах). Объяснить значение её для всего живого;
2. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, безвкусная, бесцветная, прозрачная. Умение детей обобщать информацию, делать выводы.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать вербально - логическое мышление, артикуляционную и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к воде, развивать любознательность.
Методы и приёмы:
1. Игровой (сюрпризные моменты, введение игрового персонажа).
2. Наглядный (презентация «Кому нужна вода», символы, схемы,).
3. Практический (опыты, в соответствии с конспектом сценария)
4. Словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
1. Формирование представлений о воде.
2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
3. Опыты (превращение снега в воду).
4. Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?».
Материала и оборудование:
1. Экран, проектор, компьютер, колонки для показа презентации.
2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканчики, соль, активированный уголь, молоко, ложечки, марля, сок, салфетки.
3. Ширма, стол с оборудованием (стеклянные баночки, лупа, термометр, колбочки, деревянные палочки, медицинские шапочки), посылка.
Ход занятия
Дети входят в зал, становятся рядом с воспитателем.
1 часть – Вводная.
Ребята! Мы встретились здесь сегодня, чтобы узнать много нового и интересного. Посмотрите, сколько в зале собралось гостей! Давайте с ними поздороваемся. А теперь глазками посмотрите на меня.
Давайте встанем в круг и подарим друг другу хорошее настроение.
«Собрались с тобой мы в круг — я твой друг и ты мой друг! Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся».
2 часть – Основная.
Во время знакомства воспитатель видит посылку. На посылке надпись «Ценная».
В: Ребята, это вы принесли посылку? Посмотрите! А на ней загадка написана:
«Течёт — течёт, не вытечет, бежит — бежит, не выбежит, пора придёт, сама уйдёт ?»
Дети отгадывают загадку. (Вода).
В: Молодцы ребята! Какие вы догадливые!
Воспитатель открывает посылку и достаёт баночку с водой.
Вода ребята – в природе, самое удивительное вещество– одно из главных богатств на Земле.
В.: Ребята, как вы думаете, где в природе можно встретить воду? (ответы детей: океан, озеро, море и т. д.)
В.: Ребята, так что же такое вода?
А хотите вместе узнаем? Но чтобы это выяснить, мы с вами должны попасть в научную лабораторию и стать учёными.
Закрывайте глазки и представьте, что мы летим на научном корабле на исследовательскую станцию. Пролетаем мимо облаков, вдалеке видны планеты и вот она, наша исследовательская станция. Ребята, открывайте глаза. Мы с вами очутились в лаборатории.
- Ребята, а вот и ученый!
- Давайте с ним поздороваемся ….
Здравствуйте ребята!
Ученый: А как вы думаете, что делают учёные в лаборатории? (Ответы детей). А теперь, вокруг себя все повернитесь и в учёных превратитесь! Ну как, товарищи учёные, готовы к исследованию? Наденьте специальные шапочки.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в ведро, в стакан, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Проходите к столам, удобно пристраивайтесь. Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, и вода переливается в другой стакан. А теперь вы перелейте воду из одного стакана в другой. А теперь вылейте воду из стакана. А теперь налейте в стакан.
В: Скажите, ребята, почему вода переливается, выливается. Какая она? (жидкая). Правильно! Вода - это жидкость.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать и переливать. А чтобы вам,
ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (Открывается слайд презентации)
В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
В.: Посмотрите, перед нами два стакана с водой и молоком. Что бы узнать, каким цветом вода, нам нужно провести эксперимент. Давайте опустим в оба стакана ложечки. В молоке ложечка не видна, а в стакане с водой видна. Какой вывод можем сделать? Вода прозрачная и цвета не имеет.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
Опыт №3. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Горькая? Солёная?
Для начала мы с вами попробуем воду на вкус из нашего стаканчика, а теперь сок, какой на вкус сок? А теперь пробуем снова воду? Есть ли вкус у воды? Или она безвкусная?
Вывод: вода не имеет вкуса, а это значит, что она безвкусная.
А чтобы вы, ребята, этого не забыли, я приготовила вам символ этого свойства воды. (Открывается слайд презентации)
Опыт № 4 (Детям раздаются пиалы с сахаром или с солью и ложечки).
В.: А теперь давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе в пиале (воспитатель демонстрирует). Размешайте и попробуйте воду на вкус. Какая она стала? Горькая? Соленая? Кислая? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 5 «Вода не имеет запаха».
В.: Хорошо! А чем пахнет вода? Вы знаете? (Ответы детей)
В: А давайте мы вместе узнаем в нашей научной лаборатории.
Два стакана с чистой водой. Дети нюхают. Потом воспитатель добавляет капельку ароматического масла (духов). Дети сравнивают запахи и делают вывод, что вода не имеет запаха.
Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
В.: Ребята, мы с вами узнали, что вода бесцветная, может изменить вкус и может изменить свой запах.
А теперь давайте немного разомнемся!
Физминутка
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (Круги двумя руками вперёд)
Одной, другой – это кроль. (Круги руками вперёд поочерёдно)
Все, как один, плывём как дельфин. (Прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
Но не отправимся домой.
В.: - Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (Мутная, темная, грязная).
- А из крана течет, какая вода? (Чистая, прозрачная).
- Как вы думаете, что за превращение происходит с водой? (Её очищают).
- Перед тем как вода попадет в кран, ее очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды
Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
Опыт № 6 Фильтрация воды.
В.: А чтобы посмотреть, как это происходит первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром. Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например, активированный уголь, оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной.
Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся, на очистных сооружениях, приходится затрачивать много средств и сил, времени для получения чистой воды. Поэтому ребята, воду нужно беречь и относиться к ней бережно.
У нас в городе Змеиногорске, ребята, тоже есть экологические источники, вы их видели, сейчас я вам покажу, и вы вспомните. (Открывается слайд презентации)
Здесь протекает чистая питьевая вода.
В.: Ребята, мы сегодня с вами много говорим о воде, много о ней узнали.
А давайте с вами поговорим о том, для чего нужна вода и кому?
(Работа с панно «Кому нужна вода»).
В.: Молодцы, ребята! Теперь я убедился, что вы много нового знаете о воде
(дарит детям подарки)
В.: Ну а теперь нам пора возвращаться в школу.
Закрывайте глазки, представьте, что мы летим на научном корабле в родную школу. Мы пролетаем мимо планет, облаков, спускаемся все ниже, ниже и вот…. мы уже в школе. Открывайте глазки.
Рефлексия
Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными? (Ответы детей)
Давайте каждый из вас продолжит предложение:
- Было интересно узнать, что…
- Мне особенно понравилось...
- Сегодня я узнал…
А теперь давайте скажем нашим гостям до свидания и пройдем в класс.
Список использованной литературы:
1. Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР 4 - 7 лет. Парциальная адаптированная программа. - СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 192с. – (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
|