Мастерская «Дом, который построим мы»
Воспитать творца – нелёгкая, но важнейшая задача педагога. И только в ситуациях активного творческого поиска, в самостоятельном упорном труде каждого участника образовательного процесса – ключ к решению этого вопроса. Любой педагог может скорректировать всё обучение и воспитание так, чтобы каждый ребёнок учился мыслить нестандартно, свободно и позитивно. Только такие люди способны оптимально преобразовывать реальность, как для себя, так и для общества в целом.
Цели:
• В группах построить общий дом.
• Развивать творческие способности учащихся, умение общаться, находить общий выход.
• Формировать осознанное применение полученных знаний.
Оборудование:
• “кирпичи” дома;
• скотч;
• конверты с заданиями
• конверты с “рожицами” с различными эмоциями (веселые, грустные, безразличные).
• мультимедиа.
• музыка
. Плакаты:
• “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”
• “Когда семья вместе, так и душа на месте”
• “Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому”.
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Ирина Николаевна. Я, классный руководитель учащихся 4 класса 2 школы. Тему нашей мастерской вы узнаете из посланий самых маленьких учеников нашей школы.
Итак: Устами младенца:
– Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
– Место, где мы бываем все вместе. (Дом )
– Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
_ Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
–– В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
– Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
– В них играют все дети. (Игрушки)
– Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
Учитель: Ребята, вы догадались о чём мы будем с вами говорить? О семье, о доме.
-Как вы понимаете слово семья?
Учитель: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Учитель:
День семьи отмечается с 1995 года. Статус семьи в мире достаточно высок.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
– Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня в нашей мастерской я предлагаю вам построить дом своей мечты. Такой дом, где хорошо и уютно было бы каждому человеку. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Раздает конверты с “кирпичиками”. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома.
1. Первым заданием является обсуждение в группе вопроса, – “Каковы необходимые компоненты дома, как постройки”? Группам нужно выделить 5 компонентов, после чего следует совместное обсуждение этого вопроса, с записью результатов на доске. Обычно выявляются следующие компоненты: фундамент, крыша, стены, окна, двери.
Чтобы дом оставался устойчивым, необходимо, чтобы у него был прочный фундамент – основа. Как вы думаете, что является прочным фундаментом взаимоотношений в семье?
Дружба Трудолюбие Взаимопомощь Мудрость
– В нашем доме будут “кирпичики”
-Какие ценности должны быть в семье, чтобы она была крепкой и дом не разрушился?
– Что помогло вам правильно, быстро, слажено выполнить работу? (Дружба, умение договориться, распределение обязанностей).
2. Следующим заданием на мастерской будет предложение расшифровать первые буквы слова
“Д- О- М”, ответы участников получаются очень разными:
Учитель: Что же составляет основу домашней среды?
Д – доброта, дикость, дедушка, давление, душа, древний, дело, дуршлаг, друзья
О – очаг, орда, очаровательный, огонь, обласкать, остров, оберегать, осколки
М – мама, мужчина, мучители, малыш, мир, миксер, мудрость, мысль
– Какое умение пригодилось? (Умение понимать).
– Нужно ли оно в семье, доме?
– А весело ли нам было? Нужна ли радость в доме?
– Положим следующие “кирпичики”
Взаимопонимание Радость
– Но не только радостью или огорчениями мы должны делиться в своей семье, но и знаниями. Давайте поделимся теми знаниями, которыми вы обладаете, выберите те пословицы и поговорки которые охарактеризуют дом вышей группы и объясните значение пословиц.
• “В дому разлад – и делу не рад”
• “В гостях хорошо, а дома лучше”
• “Всяк дом добрым хозяином хорош”
• “И стены в доме помогают”
• “В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто”
• “Дом дому не указывает”
• “В людях весна красна, а дома зимушка лютая”
• На что и клад коли в семье лад
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
Какое умение помогло вам справиться с этим заданием?
Находчивость Познание
Учитель: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость”?
6. Переходим к визуальным образам. Каждой команде выдаются 2 картины Марка Шагала /Рисунок1, Рисунок2 /. Необходимо придумать названия к этим картинам. Варианты названий:
Пословицы:
• “Не красна изба углами, а красна пирогами”.
• “Дом без хозяйки Сиротка”.
• “Не нужен клад – коли в семье лад”.
• “Кто детям потакает – тот потом слезу проливает”.
• “Дом вести – не бородой трясти”.
• “Семья сильна – когда над ней крыша одна”.
• “Семья в куче – не страшна и туча”.
• “В хорошей семье – хорошие дети растут”.
1-й ведущий: А теперь продолжите пословицу.
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Задания:
– Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)
– Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)
– Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.)
– Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)
– Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)
– А на крыше нашего дома мы поместим общую фотографию. В этих конвертах лежат “рожицы”. Если вам в нашей мастерской было интересно:
– хорошо;
– безразлично;
– грустно,
Итог:
– Сегодня мы не соревновались, не соперничали, а вместе делали общее, нужное дело. Мы строили дом, в котором будем жить все вместе. Дом, в котором, как вы сказали в самом начале, будет уютно и хорошо. Дом, в котором вас всегда поймут. И сохраним ли мы его таким, будет зависеть только от вас.
Я желаем вам удачи во всех делах, вашим родителям семейного счастья, здоровья, достатка в доме. Пусть в вашем доме будет мир. Пусть невзгоды туда не заглянут. Пусть семья ваша дружбою будет сильна, до новых встреч, друзья!
|