Учебный проект: «Народная кукла»
Разработчик: Семенова Н. В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 654
Цель:
Образовательные: познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с разновидностью кукол, обрядами и традициями, связанными с куклами, сформировать представление о культуре русского народа, его самобытности и характерных чертах;
Развивающие: развивать интерес учащихся к русской культуре и традиционной народной кукле, практическому применению этих знаний, личностному росту ребёнка, сотрудничеству детей и взрослых;
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.
Задачи:
1.Посетить «Музей декоративно – прикладного искусства»
2.Собрать материал о народной кукле
3.Познакомиться с технологией изготовления народной куклы
4.Изготовить обрядовые и игровые куклы
5. Провести мастер – класс по изготовлению тряпичной куклы
5. Подготовить презентацию
6.Провести анализ выполненной работы
Актуальность проекта
На современном этапе общественного развития наблюдается активизация интереса к национальному, историческому и эстетическому наследию.
Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости, является основой для развития творческого потенциала каждого ребенка.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Описание проекта
1 этап: Подготовка.
В первой четверти в классе была организована экскурсия в «Музей декоративно – прикладного искусства». Перед экскурсией была проведена беседа о том, что такое народно – прикладное искусство. Ребята рассказали о том, какие предметы народно – прикладного творчества сохранились у них дома.
Организация экскурсии оказалась прекрасной, всем очень понравилось. Сначала была экскурсия по музею, где детей познакомили с разными промыслами, рассказали и их расспросили. Получился диалог и это здорово!
Экспозиция музея рассказала нам о наших корнях и истоках! Дети узнали "как жили раньше на Руси" - как был устроен дом, какая была мебель, посуда, одежда,
отдельно посмотрели прялки, замки, инструменты. Узнали, какую глиняную посуду делали раньше, какими символами и почему ее расписывали, как покрывали глазурью.
Также посмотрели мы изделия мастеров старой Гжели, Императорского фарфорового завода, фарфорового завода Вербилки. Большой интерес вызвали у детей игрушки. Они были очень удивлены, узнав, из чего раньше делались игрушки.
Все эти впечатления и явились стимулом к началу работы над проектом. У ребят возникло много вопросов, они захотели узнать больше о народной игрушке.
Класс принял решение найти интересный материал об истории народной игрушки. Перед ребятами встала проблема: они не знали, какая игрушка является прародительницей современной игрушки и где найти нужный им материал.
2 этап: Планирование.
С ребятами была проведена беседа, о том, где можно найти материал по данной теме, какие информационные источники помогут им в подборе материала. Была проведена работа с родителями, с целью оказания помощи детям в работе с информационными источниками: литература и интернет – ресурсы.
Определили план действий. Материал решили изучать по направлениям:
1) История возникновения народной куклы
2) Виды кукол
3) Обряды и традиции, связанные с куклами
4) Технология изготовления кукол
5) Сравнение народной и современной куклы
Далее было определено, кто по какому вопросу будет работать дальше (учитывались способности каждого, имеющийся материал).
3 этап: Исследование.
Через две недели ребята показали подобранный материал. После совместного обсуждения, корректировки было предложено объединить работы, выбрав самое главное и интересное. Началась подготовка выступления от группы на презентацию. Работа велась под чётким контролем.
Группа 1 – сообщение «История возникновения народной куклы», сопровождающееся показом фотографий, подручного материала, из которого делалась кукла.
Группа 2 – сообщение «Обрядовые куклы», сопровождающееся показом фотографий, показом сделанных кукол «Масленица», «Коляда», «Коза», инсценировкой обрядов.
Группа 3 - сообщение «Куклы – обереги», сопровождающееся показом фотографий, готовых кукол «День – Ночь», «Кубышка - травница», «Суховейка», «Крупенечка», «Десятиручка», «Спиридон – солнцеворот» и др.
Группа 4 – мастер – класс по изготовлению куклы «День – Ночь»
Группа 5 - сообщение «Игровые куклы», сопровождающееся показом фотографий, показом готовых кукол: «Закрутка», «Кувадка»
Группа 5 – беседа «Сравнение народной и традиционной куклы». Ребята этой группы подготовили кроссворд на тему: «Народная кукла», выполнение которого предполагало проверить сформированность знаний и интереса учащихся по данной теме.
Параллельно с выполнением этих заданий на уроках трудового обучения дети познакомились с технологией изготовления народной куклы: «Ангелочек», «Кукла – оберег»
4 этап: Подготовка к презентации.
Учащиеся, уточняют, анализируют собранную информацию, делают выводы. Готовят наглядный материал. Вся работа ведется под наблюдением учителя.
5 этап: Презентация.
Результаты работы были представлены на обсуждение в виде творческой работы включающей в себя: историческую справку, собственные творческие работы в виде поделок.
6 этап: Оценка результатов.
Участники проекта делились мнениями, отвечали на поставленные вопросы, делились впечатлениями, говорили о трудностях.
Комментарий
Проект считаю успешным, с хорошим положительным результатом. Учащиеся попробовали новую для себя форму работы. Расширили свой кругозор, пополнили словарный запас. Проект способствовал развитию творческих способностей, самостоятельности в деятельности, формированию коммуникативных навыков.
Хочется отметить активность родителей, которые помогая детям, так увлеклись темой, что стали делать куклы, которые вызвали у них интерес, организовали экскурсию в детскую районную библиотеку, на базе которой ведётся кружок по изготовлению народной куклы.
Ребята стали делать куклы в подарок своим друзьям, родителям.
Все были удивлены, когда узнали, что сделав куклу «Спиридон – солнцеворот», поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону, мама нашего ученика устроилась на новую работу.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
• познакомились с народно – прикладным искусством;
• была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды;
• освоена технология выполнения;
• изготовлены образцы;
• проведён мастер-класс.
|