Цель: Воспитывать у детей вежливое обращение со взрослыми и своими товарищам. Тренировать учащихся в употреблении вежливых слов. Учить быть всегда со всеми вежливыми, приветливыми. Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах. Очень часто можно услышать, как вы, ребята, грубите старшим, невежливо разговариваете со своими друзьями. Иногда вы делаете, это не замечая. Например: Очень некрасиво звучит, когда вы обращаетесь, к своим товарищам называя, их унизительно и грубо: Валька, Колька, Сашка. И ведь гораздо приятнее слышать и вам и окружающим, с тем с кем разговариваете, если вы будете называть их Валя, Коля, Саша. Такое обращение говорит в первую очередь о вас, как о вежливом человеке. Поэтому нужно стараться разговаривать с друзьями как можно вежливее. А некоторые ребята могут «бросаться» грубыми выражениями, унижающими собеседника: «Ишь, какой умный!», «Держи карман шире», «Не на такого напал». Такие поговорки остались в нашем языке от злого прошлого.От этих грубых и злобных поговорок ребятам надо отвыкать. Нужно всегда разговаривать простым, вежливым языком, чтобы с вами было приятно общаться. Ребята, а какие «волшебные» слова вы знаете? Учащиеся: «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «доброе утро», «здравствуйте», «извините, пожалуйста». Игра на закрепление вежливости. Учитель: Всё это верно. А теперь я хочу посмотреть, как вы умеете их употреблять. Я буду читать вам рассказ, а вы хором вставляйте «волшебные слова», где нужно. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу .Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: Учащиеся: (хором) «Садитесь, пожалуйста». Учитель: Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову. Учащиеся : (хором) «Спасибо». Учитель: Вдруг трамвай неожиданно остановился - Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу, же сказал: Учащиеся: (хором) «Извините, пожалуйста». Учитель: Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо знаете волшебные слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще. А теперь послушайте внимательно вопрос – задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя? Костя крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, он сделал 3 ошибки. Какие? Учащиеся: 1. Костя должен был не кричать, а спросить спокойно. 2. Он должен спросить: «Извините, пожалуйста, скажите, который час?» 3.После ответа взрослого надо сказать «спасибо». Учитель: Правильно, ребята. Вы знаете, как нужно обращаться к незнакомому человеку, и я надеюсь, вы всегда будете говорить так. А теперь Коля прочитает нам стихотворение «Еже ли вы вежливы» С. Маршака. Учитель: Спасибо, Коля. Ребята, вам понравилось стихотворение? А скажите мне, кому нужно уступать место в автобусе? Учащиеся: Взрослым, инвалидам, девочкам. Учитель: А можно ли вмешиваться в разговор старших? Если да, то, как это делать? Учащиеся: Нужно подождать пока тот, кто нужен вам освободится, если же у вас срочное дело нужно сказать «Извините, пожалуйста». Учитель: А как нужно обращаться с младшими? Учащиеся: Нужно не обижать их, защищать, всегда помогать, выручать, если им нужно. Учитель: А теперь послушайте четверостишье о вежливости. Тётя Саша попросила слазить Витю на чердак. Извините, тётя Саша, я вам вовсе не батрак. Учитель: Правильно он поступил, ребята? А как нужно? Учащиеся: Нужно всегда помогать старшим. Учитель: В поезд входят три юнната Ух, народу сколько тут: Занимай места, ребята, А то бабушки займут. А как нужно поступать в этом случае? Учащиеся: Если ты сидишь в автобусе, а взрослые стоят, нужно встать и уступить место. Учитель: Петя ловко ловит рыбу, Может лодки мастерить. Только здравствуй и спасибо Не умеет говорить. Говорит лентяйке мать: Убери свою кровать! Я бы мама, убрала, Только я ещё мала. Ребята, а правильно ли делает эта девочка? Учащиеся: Нет. Нужно всегда помогать маме и всем старшим. Учитель: Молодцы, ребята. Я надеюсь, вы всегда будете здороваться со старшими, помогать им. Запомни правила: - Вежливость проявляется в общении с людьми. - Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек. - Не отвечай на грубость грубостью, не причиняй обид. - Помогай слабому, не обижай младших, будь приветлив. Литература: «Азбука нравственного воспитания» Журнал «Начальная школа» 2005г. №8 Газета «Педагогическое творчество» 2009г.№7
|