Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Внеклассные мероприятия


Внеклассное занятие «Живой памятник природы» для учащихся начальных классов

СКАЧАТЬ (35.3 Kb) 14.02.2015, 18:19
Токарева Н.В. Чебыкина И.В.
учитель начальных классов педагог дополнительного образования, МАОУ СОШ№8 МАОУДОД «Станция юных натуралистов» город Березники, Пермский край
Введение

Цель: познакомить с особенностями строения, образом жизни и поведением выхухоли.

Образовательные задачи:
1.Познакомить с особенностями строения выхухоли.
2.Познакомить с образом жизни выхухоли (жилищем, размножением, питанием).

Развивающие задачи:
1.Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи в природе (причины исчезновения зверька, меры по охране).
2.Научить детей аргументировать, отстаивать своё мнение.

Воспитывающие задачи:
Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к животным нашего края, нести личную ответственность за живую природу .
Закрепить знания детей о выхухоли через инсценировку.

Оборудование:
«Красная книга России»
«Красная книга Среднего Урала»
Экран
Ноутбук
Проектор
Съёмный носитель
Презентация для педагога
Иллюстрации выхухоли
Карточки с названиями и вопросами
Костюмы детям для инсценировки

План занятия:
1.Организационный момент.
2.Введение в занятие.
3.Знакомство с внешним видом выхухоли.
4.Знакомство с место обитания зверька.
5.Знакомство с образом жизни выхухоли.
6.Физкультурная минутка.
7.Знакомств с причинами исчезновения выхухоли.
8.Пути сохранения зверька.
9.Викторина на закрепление «Симпатичное и мохнатое животное»
10.Занятие сопровождается презентацией.

Организационный момент:
Добрый день ребята сегодня мы с вами познакомимся с удивительным представителем млекопитающих, дошедшим до нас из глубокой древности в почти неизменном виде. Таких животных называют живыми ископаемыми, ровесниками мамонтов.
Я прочитаю подсказки, при помощи которых вы должны угадать о каком животном идёт речь.

1.Этот забавный и чрезвычайно симпатичный зверёк является одним из древнейших млекопитающих, обитает в Евразии уже 5 млн. лет. В наши дни очень редкое животное, занесённое в Красную книгу Среднего Урала, живёт только в России.

2.По происхождению животное близко к кротам, так же как крот к подземелью, зверёк приспособлен к водной стихии.

3. Загадка.
Он живёт в лесных озёрах,
В разных старых водоёмах,
Мех его такой густой,
Что не мокнет под водой.
(Ответы детей)
Мы с вами живём в водном крае и я уверена, что вы хорошо знаете обитателей водоемов. С одним из которых мы сегодня познакомимся -русская выхухоль.
Узнаем, как выглядит, где живёт, чем питается. Выясним, почему этот зверёк стал редким. Как его охранять.
Дошёл этот зверёк до нас из глубокой древности в почти неизменном виде. Таких животных называют живыми ископаемыми. Он занесён в Красную книгу РФ и Среднего Урала.

Тема нашего занятия «Живой памятник природы»

1.Внешний вид выхухоли.
Выхухоль - зверёк небольшой, представитель семейства кротовых, отряд насекомоядных. Представьте себе, нечто продолговатое, покрытое коричнево-серебристой шерстью, с одного конца торчит длинный подвижный хоботок, на расширенном конце которого открываются широкие ноздри замыкающиеся при погружение зверькам под воду. У хохули мощные резцы, с острыми вершинами, с другой – сплющенный с боков чешуйчатый хвост. В одном сантиметре его основания располагается подхвостовая железа, которая выделяет пахучие вещества, с резким мускусным запахом.
Длинна туловища 18-25сантиметров, а хвост 17-20 сантиметром. Масса 380-520 грамм. Мех мягкий, шелковистый, очень прочный, почти не намокает, т.к. смазан жиром. А это очень важно для зверька – ведь он плавает зимой. На суше выхухоль довольно беспомощна. Зато в воде чувствует себя прекрасно – быстро плавает, хорошо ныряет, может долго не показываться на поверхности (10-12 минут может находиться под водой). У этого существа маленькие глазки и слабое зрение, но слух – очень хороший. Между пальцами имеются плавательные перепонки.

2.Место обитания
Ведет полуводный образ жизни. В пределах ареала выхухоль встречается не во всех водоёмах. Водоёмы выбирает те, которые не промерзают до дна, зимой и летом не высыхают. Наиболее излюбленными местами её обитания служат пойменные озёра, старицы с богатой водно – болотной растительностью, с зарослями кустарников или коренным лесом по берегам. Природные условия в пойме Урала местами весьма благоприятны для обитания выхухоли: некоторые водоёмы достаточно глубоки и никогда не промерзают. Растущие по берегам деревья и кусты хорошо скрывают норы выхухоли. Предпочитает озера глубиной 1-2 метра с богатой фауной беспозвоночных. Встречается в небольших реках с тихим течение. Зверьки обычно живут в одном водоёме всю жизнь. Обмеление в особо жаркое время, может заставить выхухолей отправится на поиски новых мест. В зимнее время зверьки очень чувствительны к холоду и стараются из-под льда не вылезать. На поверхности показывается редко, большую часть жизни проводит в воде.

3.Образ жизни
Увидеть выхухоль очень трудно не только по тому, что она редкая. Эти зверьки чрезвычайно скрытные и выходят на охоту только в сумерках и ночью. Жилищем для выхухоли почти круглый год служит одна нора, вход в которую расположен ниже уровня воды. В длину она достигает 3м, имеет несколько камер.Помимо основного жилища, есть у зверька несколько запасных нор, удалённых на расстояние в 25-30м друг от друга.
Именно такое расстояние проплывает выхухоль за минуту, не пополняя запасом кислорода. Зимой зверьки курсируют между норами по протоптанным ими же тропкам. В процессе передвижения животное выдыхает набранный воздух, который собирается подо льдом и вмерзает в него, создавая пустоты и истончая ледяной панцирь. Зимой зверёк остаётся в гнезде дольше. Размножаются выхухоли круглый год, но наиболее активный массовый гон приходится на конец весеннего разлива. В это время самцы плаваю за самками издавая щебечущие звуки; зверьки ныряют, плещутся в воде. Через полтора месяца у самки появляются 2-3 детёныша весом 15-20 грамм. Выхухолиха – заботливая мать: кормит детёнышей, накрывает их на время отлучек гнездовым материалом, при повреждении норы переносит малышей в другое убежище. Самец остаётся вместе с семейством, спит с детёнышами в гнезде в отсутствие самки. Через 3 месяца молодые зверьки покидают родное гнездо.

4.Питание
Выхухоль – всеядна, питается животной и растительной пищей, очень прожорлива: съедает в сутки столько, сколько весит сама. Находит пищу зверёк на дне, уткнув свой длинный хоботок в ил и помогая себе передними лапами В летний период зверёк взрыхляет ил и подбирает моллюсков, насекомых и их личинки, а зимой не брезгует мелкой рыбёшкой и клубнями растений.
Детям предлагается составить цепи питания, где принимает участие выхухоль.
Что будет если зверёк исчезнет?

Ответ: экологическая система будет не устойчива, так как разнообразные цепи питания возможны лишь при большом разнообразии видов, и мы можем увидеть гибель живых обитателей земли.

5.Причины исчезновения
У выхухоли много врагов: лисица, выдра, горностай, хорь, хищные птицы. Истребляли люди зверька из-за удивительного ценного меха, из-за драгоценного мускусного вещества, которое выделяют их хвостовые железы, используя их для приготовления дорогих духов, для ароматизации одежды и белья. Так же причинами уничтожения выхухоли является: ловля рыбы сетями, выпас скота у водоёмов, где животное строит себе норки, вырубка леса вокруг, осушение и загрязнение водоёмов продуктами нефтеперерабатывающейся промышленности, строительство ГЭС на крупных реках, много гибнет их во время жары, когда водоёмы пересыхают.

Задания для детей. Работа по карточкам.
Составить пару из карточек и объяснить свой выбор.

Причины исчезновения выхухоли

Враги выхухоли: лисица, выдра, горностай, хорь, хищные птицы. Уничтожают зверьков, разрушают их норы.
Ценный мех и мускусное вещество. Люди уничтожают зверьков торгуя шкурками и используют мускусное вещество для ароматизации одежды.
Выпас скота у водоёмов. Разрушение нор, гибель зверьков.
Загрязнение водоёмов продуктами нефтеперерабатывающейся промышленности. Гибель зверька, покидает место обитания.
Вырубка леса, осушение водоёмов. Лишение жилья и пищи.
Строительство домов на берегах водоёмов. Домашние животные могут уничтожить зверьков.
Рыболовные сети и электроудочки. Запутывается в сетях, эл.ток убивает или калечит животное.

6.Охрана зверька.
Всё это привело выхухоль на грань исчезновения. Теперь этот вид занесён в Красные книги России и Среднего Урала и даже в Красную книгу международного союза охраны природы. Были организованны небольшие заказники, сегодня осталось только 25 тыс. хохулей. Когда был принят закон об охране этих симпатичных мохнатых животных, выхухоль уже находилась на грани вымирания. Первое ограничение на добычу животного было введено в 1882г.

Вопрос к детям.
«Как я могу защитить выхухоль?»
Ответ:
1.Объяснять людям о причинах исчезновения зверька.
2.Очищать водоёмы от старых сетей.
3.Объяснять, какие последствия будут иметь действия людей, наносящих урон природе.

Закрепление

Викторина «Симпатичное и мохнатое животное»
1.Перечислите, в какие Красные книги занесена русская выхухоль.
(Красная книга России, Среднего Урала и Международного союза охраны природы)
2. Чем питается выхухоль? ( моллюски, насекомые и их личинки, а зимой не брезгует мелкой рыбёшкой и клубнями растений)
3.Почему выхухоль обитает в пойме Урала? ( некоторые водоёмы глубоки и никогда не промерзают)
4. Какой длины туловище и вес выхухоли? ( длина туловища 18-25см , хвост 13-20 см, масса 380-520 гр )
5. Где проводит большую часть жизни? ( в воде)
6.Почему выхухоль трудно увидеть? ( зверьки скрытные, выходят на охоту в сумерки или ночью)
7.Где живёт выхухоль? ( в норе, вход расположен ниже уровня воды)
8.Сколько детёнышей появляется у самки? (2-3 детёныша весом 15-20гр)

Русская выхухоль – неповторимый живой памятник природы. Она могла бы стать одним из национальных символов нашей страны. Ведь это едва ли не единственное животное, в названии которого есть слово – русская, т.к. встречается этот вид только в России.

Театрализованное мероприятие «Защитим русскую Выхохуль»

Действующие лица:
Защитники природы (лесники) – 2 человека
Охотник
Рыбак
Пастух

1 лесник:
Мы пришли , чтоб рассказать ,
Что пора зверей спасать!
Чтобы знали даже дети-
Много есть зверей на свете!
Разных – маленьких, больших,
Всех любить должны мы их.

2 лесник:
А сегодня мы хотим
Познакомить лишь с одним!
Он живёт в лесных озёрах,
В разных старых водоёмах.
Мех его такой густой,
Он не мокнет под водой.

1 лесник:
Он зовётся выхохуль,
Зверя на Руси любили
И хохулей окрестили.
Это очень древний вид,
Потому и знаменит.

Охотник :
Ну-ка, ну-ка, друг, постой!
Это что за зверь такой?
Я охотиться пойду,
Зверя этого найду.
Если мех и впрямь хорош
Это сколько шуб сошьёшь!
Раз хорош ваш зверь пушной,
Значит, нужен мне такой.
Как зовут-то тех зверей?
Говорите же скорей!

Рыбак:
Что за зверь живёт в воде,
Рыбу ест небось везде?
Переловит карасей,
Не оставит для людей!
Рыба из-за них пропала,
Так её осталось мало.

Пастух:
Видел я хохулю эту
Берег норами изрыла,
Чуть мне стадо не сгубила!
Я на берег вёл коров-
Там трава-то будь здоров!
У воды она погуще,
Там пастись коровам лучше.
В норы ноги их попали,
Чуть они их не сломали.

2 лесник:
От зверька-то нет вреда,
Рыбу ест лишь иногда.
Насекомых чаще ест,
Их-то ведь в воде не счесть.
Ест ещё улиток разных-
Небольших и неопасных.
Вам от зверя нет вреда,
А ему от вас беда.

1 лесник:
У неё врагов не счесть-
Под водой, на суше есть.
Даже щука, даже сом
Могут нанести урон.
Зверь-то маленький совсем,
И не защищён ничем.
Выхохуль исчезнет скоро-
Эта новость вам знакома?
А ведь всё из-за людей,
Из-за разных их затей.
В Красной книге этот зверь
Очень редким стал теперь.

2 лесник:
Виноват, пастух ты сам,
Не паси ты стадо там!
Выведи коров на луг,
Пусть траву там и жуют.
Ведь рогатые твои
Вред хохулям нанесли!
Растоптали их ходы,
Понаделали беды.
А ведь в норах хохулята,
Гибнут бедные зверята!

Рыбак:
Ну, а я чем виноват?
Рыбу зверь не ест – я рад!
Я хохулю не ловлю,
Больше карасей люблю.
Пусть живёт хоть тыщу лет,
От меня какой ей вред?

1 лесник:
А скажи из лески сеть
У тебя в запасе есть?
Вот от этих от снастей
И не уберечь зверей.
Ты в реке оставишь сети,
Не сгниют ведь снасти эти.
В них хохуля попадёт-
Через пять минут умрёт.
Сеть из лески, как капкан,
Кто попал в неё – пропал.

Рыбак:
Раз рыбачить так нельзя,
Закона не нарушу я.
Буду с удочкой в руке
Здесь сидеть на бережке!

Пастух:
Чтоб хохулям не мешать
Надо стадо отогнать.
Пусть живут себе на воле,
Попасу коров я в поле.

Охотник:
Я –то ведь охотник честный,
Хоть охочусь повсеместно.
Расскажу я всем друзьям,
Всё, что сам теперь узнал.
Чтоб на этого зверька
Не поднялась бы рука.
Всем скажу: «Ты выхохуль
Никогда, нигде е тронь!

Лесники:
Вот и вы, ребята, тоже
Всем – кто старше и моложе.
Всем про зверя расскажите,
От беды его спасите.
Тысяч двадцать их на свете,
Мы теперь за них в ответе!


Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: nonnat
Просмотров: 2108 | Загрузок: 76 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог