Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательных процессов. В частности, были получены данные относительно тех, кто занимается цифровой трансформацией непосредственно в школах.
Согласно данным опроса школьных руководителей, каждый второй школьный администратор обучался управлению цифровой трансформацией за последние 3 года. При этом лишь для 8% из них не были раскрыты важные содержательные вопросы в процессе обучения.
В большинстве школ также существует практика поощрения учителей, занимающихся цифровой трансформацией. Среди этих практик лидируют стимулирующие выплаты, являющиеся частью системы оплаты труда (62%). Кроме того, учителей премируют (16%), а также их поощряют, выдавая грамоты, благодарности (28%).
Что касается назначения на уровне школы лица, ответственного за все процессы информатизации/цифровизации , то согласно данным школьных паспортов , в 54% школ есть ответственный за цифровую трансформацию сотрудник.
Важной задачей формализованных обследований в ходе экспертных визитов в школы было получение данных, сопоставимых с результатами паспортов и анкетирования участников образовательных процессов для уточнения общих выводов. Экспертами были получены ответы школьных координаторов и/или ответственных за цифровизацию на вопросы о распределении ответственности за организацию работы по задачам цифровой трансформации школы, что позволило повысить надежность этих данных.
Таким образом, было зафиксировано, что в 79% школ есть конкретный сотрудник, ответственный за все процессы цифровизации школы. В 88% тех школ, в которых есть ответственный за все процессы цифровой трансформации школы, функционал данного сотрудника задокументирован. Наличие стимулирующих выплат и премий за деятельность ответственного за все процессы цифровой трансформации школы отметили в 69% школ, в которых есть соответствующий сотрудник.
В ходе интервью с участниками мониторинга в форме экспертных визитов было отмечено, что наличие подобных стимулов зачастую позволяет вовлекать школьных сотрудников в процессы цифровой трансформации школы. А в тех случаях, когда у сотрудника значительно увеличивается нагрузка из-за совмещения преподавания и административной работы с задачами цифровизации школы, возможность стимулирования позволяет в некой степени ее компенсировать.
Приветствуется возможность делегирования ответственности за состояние школьного оборудования такому сотруднику, как технический специалист, что является фактором более эффективной работы по интеграции цифровых технологий в рабочие процессы.
Тем не менее, задачами цифровой трансформации непосредственно в школе наиболее часто занимается учитель информатики. В 17% школ ответственным за цифровизацию является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Просто «заместитель директора» школы занимается задачами цифровизации в 14% случаев. Директора школ также являются ответственными за цифровизацию школы в ряде случаев. Полный список выявленных сотрудников, которые являются ответственными за цифровую трансформацию школ, представлен на рисунке 1. Такие должности, как: «заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям», «заместитель директора по информатизации» и «заместитель директора по инновационному развитию» встретились реже. Однако нередко в школе бывают несколько ответственных за цифровую трансформацию, которые распределяют обязанности, связанные с задачами цифровой трансформации. Еще чаще задачами по цифровизации школы занимается сотрудник, который совмещает обязанности учителя и задачи заместителя по информатизации/ИКТ. Следовательно, можно отметить, что практика назначения отдельной должности для работы по цифровой трансформации школы встречается реже, чем совмещение задач по цифровизации с другим функционалом сотрудника (например, преподаванием или руководством учебно-воспитательной работой в школе).
Отдельно стоит выделить роль технической поддержки в школах. В результате опроса старшеклассников 47% отметили, что обращаются как к учителю по информатике, так и к учителю, ведущему урок, в случае возникновения проблем при использовании цифровых средств и школьного оборудования. При этом каждый четвертый ученик отмечал вариант технического сотрудника, ответственного за работу оборудования. Стоит отметить, что в опроснике осеннего этапа исследования была специально заложена возможность множественного выбора ответов, так как экспертные визиты показали, что фактическая ситуация, в которой несколько сотрудников школы занимаются поддержкой участников образовательного процесса, не редкость.
В опросе в рамках мониторинга ЦТОО участвовало 334 общеобразовательных организации из 52 субъектов Российской Федерации, среди которых 38,5% сельских школ и 61,4% городских. Средняя численность обучающихся в школах выборки – 672 человека, максимальное – 6,4 тыс. человек, а минимальное – 24 человека. В ходе экспертных визитов в школы были получены данные от 144 общеобразовательных организаций-участниц мониторинга.
|