Тема: Шахматная нотация
Цель: Систематизация и закрепление знаний учащихся о шахматной нотации.
Оборудование и материалы: проектор; шахматные поля белого и черного цвета по количеству детей, половина белые, половина черные, обратная сторона полей одинакового цвета; карандаши; бумага для рисования; бумага для записей; раздаточный материал – диаграмма с позициями фигур.
Ход:
Здравствуйте ребята.
- Кто мне напомнит, о чем шла речь у нас на прошлом занятии?
Верно, мы с вами продолжаем работать над темой «Шахматная нотация».
- Кто мне скажет, что такое шахматная нотация?
Шахматная нотация – это система записи шахматной партии или любой позиции. Или по-другому: шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.
Я приготовила для вас вот такие квадратные поля, предлагаю каждому подойти и выбрать себе шахматное поле, пожалуйста (поля лежат на столе педагога).
Поднимите руку у кого белые шахматные поля, вы у нас команда белых, приглашаю вас за первый стол, и ребята кому достались черные шахматные поля, приглашаю вас за второй стол – вы команда черных.
Сегодня мы с вами будем работать в командах, у нас будет командная игра.
Итак, задание №1:
Придумайте название команды, так что бы было понятно, что вы шахматисты (2 минуты на размышление).
Время вышло, и сейчас черные представят свою команду.
Прошу белых, представить свою команду.
Командам большое спасибо, а мы продолжаем нашу игру. Задание № 2.
Шахматная викторина
Работа с презентацией.
Команды выбирают номер вопроса, щелчком по нему открывается вопрос, команды обсуждают минуту, отвечают, щелчком по горизонтали открывается правильный ответ. Щелчок на красного короля вернет вас на поле игры. (Где ответ на вопрос про Гену крокодила, есть ссылка, после того как открыли ответ нажмите на ссылку и посмотрите фрагмент мультфильма.)
Вопросы:
• Какое количество клеток на шахматной доске? (64)
• Какие фигуры участвуют в рокировке? (король и ладья)
• Как называется начальная стадия шахматной партии?(дебют)
• Сколько ходов в самой быстрой партии, которая заканчивается матом?
• Назовите книгу, в которой главная героиня путешествует по шахматной доске и становится королевой.( «Алиса в Зазеркалье»)
• Что обозначается в шахматной нотации: ++ ( Двойной шах )
• Что обозначается в шахматной нотации: 0-0 (Короткая рокировка)
• Что обозначается в шахматной нотации: ! (Хороший, сильный ход)
• Что обозначается в шахматной нотации: X (Мат)
• Что обозначается в шахматной нотации: : (Ход со взятием )
• Что обозначается в шахматной нотации: ?? (Грубая ошибка)
• В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена? (шахматы)
• Как по-другому называют шахматную ладью? (Тура)
• Шахматную вилку чаще всего ставят с помощью этой «коварной» фигуры. Она угрожает сразу двум фигурам. (Конь)
• Сколько очков получает шахматист за ничью в партии на официальных соревнованиях? (0,5)
• Сколько видов рокировок существует в классических шахматах? (2)
• Какая фигура в первоначальном положении стоит на поле е4?(Никакая)
• Какая фигура в первоначальном положении стоит на поле g8?(Черный конь)
• Какая фигура в первоначальном положении стоит на поле с2? (Белая пешка)
• Как называется линия из черно-белых полей идущая слева направо на шахматной доске? (Горизонталь)
• Замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета. (Превращение)
• Какие фигуры участвуют во взятии на проходе? (Пешки)
• Поставьте мат в один ход. Ход белых. (Кb5:a7 x)
• Поставьте мат в один ход. Ход белых. (Лd7:а7x)
Когда вопросы закончатся, щелкаем на красного короля, он откроет следующее задание.
Задание №3
Команда белых должна записать за три минуты позицию белых фигур, команда черных позицию черных фигур.
Правильный ответ:
Белые: Крf1, Фc1,Ce2,a2,b2,e4,f3
Черные: Крg7, Фd4,Kf4,a4,b4,e5,f7
Итак, время закончилось, команды, меняемся листочками, берем в руки красный карандаш, внимание да доску, проверяем.
По щелчку на слайде открывается правильный ответ.
Теперь, пожалуйста, сдайте листочки мне.
А у нас следующее задание: Задание №4
Следующий слайд
Каждой команде необходимо придумать по два вопроса о шахматной игре для команды соперников, не забывайте, что вы обязательно сами должны знать ответ на свой вопрос. У вас две минуты.
Прошу команды задавайте свои вопросы, какая команда у нас смелая и задаст первый вопрос?
Молодцы, справились с очередным испытание блестяще, а мы продолжаем и у нас последнее творческое задание.
Задание №5 Следующий слайд.
На листах бумаги нарисуйте одно из правил шахматной игры.
Это может быть правило поведения или ходы фигур, любое правило связанное с шахматами. (Если возникнут затруднения, щелчок по слайду откроет пример такого правила, если нет, то после того как дети представят свои правила в картинках, открывается правило на доске)
Пока дети рисуют, педагог подсчитывает баллы, за последнее задание каждой команде добавляется еще по одному баллу.
Прошу команду белых представить свое правило, команда черных должна понять, что белые хотели рассказать своим рисунком, какое правило, они вспомнили.
Приглашаю представителей из команды черных, прошу ваше правило, белые внимательно смотрим, что же это за правило.
Спасибо командам.
Наша игра подошла к концу, ребята, вы молодцы сражались изо всех сил, как настоящие армии белых и черных королей. Настало время подвести итоги.
Черные заработали на одно очко больше, получают звание «Эрудиты», аплодисменты черным.
Белые же были очень быстры и уверенны в себе, показали, что много знают, поэтому получают звание «Знатоки», аплодисменты знатокам.
Команды обменяйтесь рукопожатием.
На этом наше занятие закончено, всего доброго всем, до свидания!
|