Класс: 5-6.
Тема урока: «Путь. Движение по траектории».
Цели урока:
Познакомить с понятиями: «путь», «кратчайший путь», «траектория». Закрепить у учащихся знаний, умений и навыков работы с алгоритмами и средой программирования ROBOLAB 2.5.4.
Планируемые результаты:
Личностные:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
осознание ответственности за общее дело;
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные:
волевая саморегуляция;
познавательная инициатива.
познавательные:
самостоятельное выделении и формулирование познавательной цели
поиск и выделение необходимой информации
структурирование знаний
выбор наиболее эффективных способов решения задач
рефлексия способов и условий действия
контроль и оценка контроль и оценка процесса и результата.
коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
учет разных мнений, координирование разных позиций;
использование критериев для обоснования своего суждения;
достижение договоренностей и согласование общего решения;
разрешение конфликтов.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить с понятиями: «путь», «кратчайший путь», «траектория»;
- закрепить понятия: «среда программирования», «алгоритм», «объект»;
- научить различать разные формы записи алгоритмов;
- научить строить различные алгоритмы в разных формах записи.
Развивающие:
- развитие грамотной речи;
- развитие памяти, внимания, логического мышления;
- развитие познавательного интереса;
- развитие творческих способностей;
- развитие индивидуальных и групповых форм работы на уроке;
- способствование расширению кругозора учащихся;
- совершенствование навыков работы с компьютером;
- развитие навыков самоконтроля, повышение уверенности в себе.
Воспитательные:
- воспитание прилежности к учебному труду;
- воспитание интереса к предмету технология;
- создание межпредметных связей технологии с информатикой;
- воспитание помощи одноклассникам;
- воспитание самостоятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
АРМ учителя;
мультимедийный проектор;
настенный экран;
конструктор Лего на основе микропроцессора RCX;
компьютеры учащихся с операционной системой Windows '7.
Методическое сопровождение урока:
обучающая презентация traektoria.ppt (Разработка автора: Жуковой Т.Н, выполненная в программе Microsoft PowerPoint'2007).
Раздаточный материал:
памятка: «Определение показаний датчиков света»;
практическая работа: «Траектория».
Интернет-ресурсы:
Фотографии:
Картинки пиктограмм взяты из среды программирования ROBOLAB 2.5.4 путем скриншота.
Информация
Определение пути взято на странице: http://webotvet.ru/articles/opredelenie-put.html;
Определение траектория взято на странице: http://av-physics.narod.ru/mechanics/trajectory.htm.
Этапы урока:
№ п/п Этап урока Содержание этапа Время урока
1 Организационный момент Подготовка учащихся к уроку. 1-3
2 Актуализация знаний Выполнение заданий.
Презентация traektoria.ppt 4-9
3 Формирование новых понятий – путь, кратчайший путь, траектория Изложение нового материала.
Презентация traektoria.ppt
Запись основных понятий в тетрадь. 10-24
4 Закрепление полученных знаний, выполнение практической работы, ответы на вопросы Выполнение Практической работы. 25-44
5 Подведение итогов урока. Домашнее задание. Запись домашнего задания в дневник. Выставление оценок за урок. 43-45
Ход урока:
1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку.
Слайд 1:
Добрый день.
Давайте проверим нашу готовность к уроку. На столах у нас должны лежать учебники, тетради, рабочие тетради, дневники, письменные принадлежности. Кто готов поднимите руку.
Молодцы, теперь мы готовы приступить к занятию.
2. Актуализация знаний: презентация
Слайд 2:
Сначала давайте с вами повторим пройденный материал. Для этого посмотрите на экран, перед вами первое задание.
Учитель: На предыдущем занятии мы с вами создавали машину «Кегельринг».
Учитель: Задание 1: «Как называется программа, в которой можно запрограммировать робота с микропроцессором RCX»?
Ученики: записывают варианты ответа.
Слайд 3:
Учитель: Задание 2: «Перед вами названия кнопок. Поставьте в соответствие им нужные рисунки».
Ученики: записывают варианты ответа.
Слайд 4:
Учитель: Задание 3: Как называются картинки, с помощью которых пишется программа для роботов?
Ученики: записывают варианты ответа.
Слайд 5:
Учитель: А теперь давайте проверим наши результаты. Поменяйтесь тетрадями с соседями по парте.
Учитель: Задание 1. Как вы ответили на вопрос: «Как называется программа, в которой можно запрограммировать робота с микропроцессором RCX»?
Ученики: ROBOLAB 2.5.4
Учитель Правильно, а теперь возьмите цветную ручку и поставьте «плюс», если у вас в тетради такой ответ, и «минус», если ответ другой.
Слайд 6:
Учитель: Задание 2. Как вы ответили на вопрос: «Поставьте в соответствие».
Ученики: предлагают свои варианты ответов.
Учитель: За каждый правильный вариант ответа давайте поставим «плюс».
Ученики: оценивают работы учащихся.
Слайд 7:
Учитель: Задание 3: «Как называются картинки, с помощью которых пишется программа для роботов?»
Ученики: отвечают - пиктограмма.
Учитель: Правильно, молодцы. Оцените это задание и подведите итоги.
Ученики: оценивают работы учащихся и подводят итоги работы. Обмениваются тетрадями.
3. Формирование новых понятий:
Слайд 8:
Учитель: Как вы уже заметили тема нашего урока «Путь.
Движение по траектории». Давайте откроем тетради, запишем дату и тему урока.
Что такое путь? Для чего он нужен? Как определить кратчайший путь? Что такое траектория? Это предстоит нам сегодня узнать.
Но прежде чем мы с вами познакомимся, с этими понятиями, давайте попробуем в тетрадях дать ответ на вопрос: Что такое путь? Как вы этот термин сейчас понимаете?
Ученики: в тетрадях записывают свои варианты определения пути.
Учитель: Давайте посмотрим, какие у вас получились варианты определения пути.
Ученики: по очереди зачитывают свои определения.
Учитель: Давайте разберемся, кто же из вас оказался ближе к ответу?
Слайд 9:
Чтобы разобраться с этим понятием, давайте сначала решим задачу: Сколько существует решений попасть из зоны старта в зону финиша? Двигаться можно в любом направлении, но не более одного раза по прямой.
Учитель: Давайте внимательно рассмотрим изображение, на котором изображено поле с условием. Что вы видите на нем?
Ученики: Зону СТАРТА, зону ФИНИША и линии по которым можно двигаться.
Учитель: Давайте попытаемся определить, как можно попасть из зоны старта в зону финиша?
Ученики: Зону указывают варианты движения:
Вправо – вниз;
По диагонали;
Вниз – вправо.
Учитель: Правильно, молодцы. А теперь вспомним задание, что просили узнать в этой задаче?
Ученики: отвечают: «Сколько существует решений попасть из зоны старта в зону финиша?»
Учитель: Мы с вами ответили, на этот вопрос?
Ученики: нет, мы лишь указали возможные решения.
Учитель: А какой будет вариант ответа на данный вопрос?
Ученики: 3.
Учитель: Молодцы, правильно. А как можно назвать линии, по которым может двигаться объект?
Ученики: называют свои варианты.
Учитель: Молодцы, правильно. Такую линию движения можно назвать ПУТЬ
Слайд 10:
Учитель: Давайте с вами запишем определение ПУТИ.
Ученики: записывают определение пути.
Слайд 11:
Учитель: Мы с вами нашли три варианта движения объекта, т.е. 3 пути. А как определить какой путь является коротким или оптимальным?
Ученики: предлагают свои варианты.
Учитель: Давайте с вами рассмотрим эту задачу на конкретном примере.
Учитель: Какой путь будет оптимальным?
Ученики: путь будет оптимальным, если машина будет двигаться по красным стрелочкам, т.е. по диагонали.
Учитель: Молодцы, правильно.
Слайд 12:
Учитель: Давайте с вами запишем определение КРАТЧАЙШЕГО ПУТИ.
Ученики: записывают определение кратчайшего пути.
Учитель: А зачем нам нужно знать кратчайший путь?
Ученики: Чтоб не тратить много времени.
Учитель: А где в жизни используется кратчайший путь?
Ученики: в навигаторе для машин, карта метрополитена и т.д.
Слайд 13:
Учитель: Давайте выполним задание №4: «Сколько существует решений, если зона финиша совпадает с зоной старта».
Учитель: Постройте у себя в тетради все возможные решения.
Ученики: записывают в тетради возможные варианты движения объекта.
Учитель: Сколько у вас получилось решений?
Ученики: 6.
Учитель: А как можно было по другому сформулировать вопрос?
Ученики: Сколько существует путей?
Учитель: Молодцы, правильно.
Слайд 14:
Учитель: А всегда ли объект может двигаться по прямой?
Ученики: Нет.
Учитель: А как, тогда может двигаться объект?
Ученики: По кривой.
Учитель: Такую кривую линию принято назвать траектория.
Слайд 15:
Учитель: Давайте с вами запишем определение ТРАЕКТОРИИ.
Ученики: записывают определение траектории.
Учитель: А кто может выступать в качестве объекта движения?
Ученики: человек, робот, машина.
Учитель: В дальнейшем, мы с вами будем рассматривать, в качестве такого объекта – машину (робота).
Слайд 16:
Учитель: Машина движется по траектории – это означает, что два ее колеса находятся с левой стороны, два других – справа.
Слайд 17:
Учитель: Рассмотрим структуру машины. Из каких частей она состоит?
Ученики: 4 колеса, 2 мотора, 2 датчика света.
Слайд 18-19:
Учитель: Какое устройство машины надо настраивать?
Ученики: датчик света.
Учитель: Давайте вспомним, как можно настроить датчик света?
Ученики: озвучивают памятку: «Определение показаний датчиков света»;
1. Включить RCX;
2. Нажать кнопку VIEW;
3. Установить стрелочку на нужный порт;
4. Переместить датчик на белый цвет;
5. Запомнить число;
6. Переместить датчик на черный цвет;
7. Запомнить число;
8. Найти среднее значение этих двух чисел.
Учитель: Правильно.
Слайд 20:
Учитель: Для того, чтобы машина ехала по траектории, ее нужно запрограммировать.
Учитель: Рассмотрим структуру программы движения по траектории.
Учитель: Какие кнопки используются в этой программе?
Ученики: начало и конец программы, датчики света.
Учитель: Какие показания были у датчиков света для определения белого цвета?
Ученики: 48-52
Учитель: Какие показания были у датчиков света для определения черного цвета?
Ученики: 40-42
Учитель: Определим цвета по датчикам?
Ученики: называют цвета.
Слайд 21:
Учитель: Что должна делать машина, если она находится в зоне БЕЛЫЙ – БЕЛЫЙ?
Ученики: двигаться вперед.
Учитель: Как это действие можно запрограммировать?
Ученики: Моторы А и С вперед.
Слайд 22:
Учитель: Правильно, ли записаны команды?
Ученики: да.
Слайд 23:
Учитель: Что должна делать машина, если она находится в зоне БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ?
Ученики: поворот вправо.
Учитель: Как это действие можно запрограммировать?
Ученики: Моторы А вперед, мотор С назад.
Слайд 24:
Учитель: Правильно, ли записаны команды?
Ученики: да.
Слайд 25:
Учитель: Что должна делать машина, если она находится в зоне ЧЕРНЫЙ – БЕЛЫЙ?
Ученики: поворот влево.
Учитель: Как это действие можно запрограммировать?
Ученики: Моторы А назад, мотор С вперед.
Слайд 26:
Учитель: Правильно, ли записаны команды?
Ученики: да.
4. Закрепление знаний, выполнение практической работы
Учитель: Разделитесь на группы.
Учитель: Вам предстоит вместе выполнить следующие задания:
1. Ответить на вопросы письменно в тетради. (Слайд 27).
Сколько нужно установить на машину датчиков света?
Укажите, к каким портам будут подключены датчики?
Есть ли ошибки в программе? Если есть укажите ее.
2. Выполнить практическую работу. (Слайд 28)
Соберите машину.
Установите нужное количество датчиков света.
Напишите программу в ROBOLAB 2.5.4.
Загрузите программу в RCX.
Настройте датчики света.
Настройте программу.
По мере выполнения работы учитель начисляет по ее результатам баллы, которые ученики фиксируют у себя в тетради. За практическую работу за каждый выполненное задание начисляется 2 балла.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание
Слайд 29:
Путь – это процесс перемещения объекта из одной точки в другую.
Траектория – это линия, по которой движется тело.
Кратчайший путь – это самый короткий путь.
Слайд 30-31:
Домашнее задание:
1. Сколько существует возможных путей движения машины по полю, если можно двигаться по одной линии только один раз?
2. Укажите кратчайший путь.
Слайд 32:
Оценки:
Оцените свою работу на уроке. А теперь по таблице на экране узнайте свою оценку.
Балл Оценка
25 – 30 «5»
19 – 24 «4»
14 – 18 «3»
Слайд 33:
Спасибо за урок, вы сегодня хорошо поработали.
Слайд 34:
Источники информации.
|