Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Объединенная детская школа искусств №3» Муниципального образования г. Братск
Мастер-класс
«Пишем сосну акварелью»
Автор: Пономарёва Любовь Иннокентьевна,
преподаватель МАОУ ДОД «ОДШИ №3» МО г. Братска, Иркутской области.
Мастер класс для учащихся ДХШ 3-4 класса (14-15 лет) и педагогов.
Назначение: наглядное пособие, подарок.
Цель: Ознакомление с основными методами и приемами последовательного выполнения этюда акварелью.
Задачи: Совершенствование умений и навыков в работе акварелью, развитие творческих способностей, воспитание любви и интереса к изображению природы.
Материалы: акварель («С’Петербург», «Нева», «Черная речка» или «Ленинград»); кисти круглые, белка №3, №6; бумага акварельная, банка для воды, палитра, карандаш.
Здравствуйте уважаемые коллеги и любители искусства!
Мой мастер класс называется «Пишем сосну акварелью»
Я выбрала сосну, потому что это удивительное дерево. Трудно представить российский, особенно сибирский пейзаж без леса и без сосен. Научившись изображать деревья, ваш пейзаж станет намного богаче, разнообразнее и выразительнее.
Сосна- это вечно зеленое хвойное дерево со стройным высоким стволом, мощными ветвями, образующими раскидистую, многоярусную, зонтичную крону.
Существуют два основных акварельных приема - это лессировка, или многослойная живопись, и «А–ля прима» (итал. — "сразу, с первого раза"), а так же производные от них многочисленные комбинированные приемы, направленные на выявление эффектности, многоструктурности и образности объекта.
Мы пишем сосну в традиционной технике многослойной живописи. Эта техника предполагает последовательное наслоение красочных слоев после просыхания предыдущего слоя. Причем первые слои- прозрачные, последующие частично перекрывают их, постепенно утемняют и насыщают цветовой строй работы. Нельзя сразу писать темными и яркими красками, поскольку при отсутствии белил в акварели, высветлить что-то достаточно сложно, да и акварель- материал свежий, легкий, прозрачный, происходит от слова «аква», что значит-вода. Цвет составляется с большим количеством воды, поэтому используется кисть круглая, белка, которая хорошо держит воду, а акварельная бумага хорошо ее впитывает.
Практическая часть.
Этапы работы:
1.На листе карандашом намечаем рисунок ствола сосны с определением основных самых больших ветвей. Ствол слегка смещаем в сторону и наклоняем, что придает ей движение вверх- иллюзия перспективного сокращения уходящей в высоту верхушки дерева.
2.Выполняем акварельную заливку фона- неба кистью № 6 сверху вниз, используя для этого ультрамарин и охру, поскольку в солнечный день в синеве неба присутствует теплые оттенки. Ствол сосны, освещенный солнцем, имеет золотистый цвет- используем охру красную и желтый. К низу ствол темнее, добавляем коричневый.
3.Все дальнейшие этапы работы, ведем по просохшему предыдущему слою, постепенно усиливая тон и насыщенность. Более темным тоном подчеркиваем ствол и средние по толщине ветки. Внимательно следим за их формой и распределением по стволу.
4. Прокладываем большими плоскостями основной цвет хвои на солнце, смешивая желтый с черным, оранжевый с зеленым. Мазки широкие, короткие.
5.Определяем массу кроны в тени большими темными пятнами, обходя светлые ветки. Внизу листа пишем траву и дальний план большими мазками.
6. Уточняем рисунок более мелких ветвей, тени от них на стволе и объем ствола.
7. Усиливаем внутренние тени кроны, уточняем поверхность коры ствола, хвою на тонких ветвях.
8. Добавляем детали- ветви в верхней части дерева, усиливаем контрастность теней на стволе и в кроне.
9.Обобщаем, добавляем цвет на свету- теплый и в тени- холодный. Этюд готов.
Фрагменты законченной работы.
Успехов в творчестве!
|