Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Цели:
• уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;
• развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
• учить анализировать, классифицировать, сравнивать;
• развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
• воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайды 1 – 2)
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте свое хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.
Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов. (Слайд 3)
II. Словарная работа.
А чтобы попасть туда, отгадайте загадку:
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет... (Корабль)
Ребята, это словарное слово, которое нужно запомнить. Придумайте предложение со словом «корабль».
III. Минутка чистописания. (Слайд 4)
Откройте тетради, запишите число, словарное слово и предложение, которое вы придумали, а ниже сочетания букв
ти ть
Ребята, где в словах встречаются такие сочетания букв? Назовите эти слова.
IV. Актуализация знаний.
Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ: (Слайд 5)
Глагол – это
а) часть слова;
б) часть речи
Глагол обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета
Глагол отвечает на вопросы
а) что делать? что сделать?
б) кто? что?
В предложении глагол является
а) главным членом предложения;
б) второстепенным членом предложения
- Как изменяются глаголы? (по временам и числам) (Слайд 6)
- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? (в единственном числе они изменяются по родам) (Слайд 7)
V. Создание проблемной ситуации (Слайд 8)
Ребята, капитан корабля просит помочь ему справиться с заданием. Определите время глаголов:
рисует
идёт
стоять
думает
споёт
пройти
решит
откроет
(Работа в парах.)
- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему?
VI. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 9)
- Прочитайте тему нашего урока: «Неопределённая форма глагола»
- Какие цели вы поставите для себя? (ответы детей)
- Работа с правилом стр. 69 (учебник Т.Г. Рамзаевой 2 часть)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (По щелчку на слайде появляются вопросы, примеры слов)
- Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)
VII. Работа над новым материалом. (Слайд 10)
- Упр. 413, стр. 69.
- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная работа)
живёшь – (жить)
поплывёшь – (поплыть)
побежишь – (побежать)
глядим – (глядеть)
жду – (ждать)
машешь – (махать)
несёшь –(нести)
сидит–(сидеть)
Физкультминутка (Слайд 11)
От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад (шаг назад)
А потом вперед (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)
- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.
(Класс разбит на 5 групп, каждая группа получает задание). (Слайд 12)
1. темно, светло
2. обед, ужин
3. зелёный, красный
4. рисунок, краска
5. работа, груз
- Проверим! Слайд 13.
VIII. Закрепление.
- Как сказать одним словом: (Слайд 14)
Исполнять роль в спектакле – (играть)
Чувствовать холод – (мёрзнуть)
Не разрешать что-либо делать – (запрещать)
Находить решение – (решать)
Найти решение – (решить)
- Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы: (Слайд 15)
Зарубить на носу – (запомнить)
Держать язык за зубами – (молчать)
Вешать нос – (унывать)
Мозолить глаза –(надоедать)
IХ. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Капитан корабля благодарит вас за хорошую работу. Ему очень понравилось путешествовать с вами!
Х. Рефлексия. Самооценка. (Слайд 16)
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)
– Знаю ли я, что такое глагол?
– Знаю ли я, что обозначает глагол?
– Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
– Знаю ли я, как изменяется глагол?
– Смогу ли я определить время глагола?
– Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
ХI. Домашнее задание. (Слайд 17)
Упражнение 414, стр. 70.
Источники:
Загадка про корабль http://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-predmetnom-mire/zagadki-pro-transport/zagadki-pro-korabli.html
|