Николай Николаевич Каразин (09.12.1842 — 6(19).12.1908) известен как художник-этнограф и писатель, которого в России называли "русским Густавом Доре", а в Германии - "русским Герштеккером" (по имени известного немецкого беллетриста и путешественника XIX века), автор шести романов, многочисленных повестей, рассказов и сказок. Он является также художником-иллюстратором, одним из учредителей «Общества русских акварелистов» . В 1879 году Каразин избирается членом Русского географического общества, а в 1907 году – членом Академии художеств.
Каразин создал первые художественные открытки, много сделал для развития и совершенствования книжной и журнальной иллюстрации. Каразин был первым иллюстратором Ф.М. Достоевского, а также иллюстрировал произведения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, И. С. Тургенева и многих других писателей. Значителен его вклад и в иллюстрацию детской книги. С его рисунками вышли переводы романа Ж. Верна «Ченслер», «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло и др. Каразин - один из иллюстраторов так называемого венгеровского издания - самого замечательного из дореволюционных изданий А.С.Пушкина. Среди его иллюстраций и те, которые были навеяны "Капитанской дочкой".
Николай Николаевич Каразин – внук Василия Назаровича Каразина, общественного деятеля, основателя Харьковского университета, многогранного ученого и изобретателя, писателя, друга А. Н. Радищева и В.А. Жуковского, и известного русского историка, автора «Деяний Петра Великого» Ивана Ивановича Голикова.
Родился Н. Н. Каразин в ноябре 1842 года в Ново-Борисоглебской слободе, Богодуховского уезда, Харьковской губернии. Дата рождения писателя является в какой-то мере мистической: он родился в один день со смертью своего деда, Василия Назаровича, тем самым как бы продолжив его активную и плодотворную жизнь.
До десяти лет Николай воспитывался в подмосковном имении своей бабушки Александры Васильевны Мухиной-Каразиной, племянницы известного русского историка И.И. Голикова, автора «Деяний Петра Великого»– в селе Анашкино, Звенигородского уезда, Московской губернии.
Отец, Николай Васильевич Каразин (1816-1874), – отставной штаб-ротмистр – занимал должность участкового мирового судьи. Любил охоту, понимал и глубоко чувствовал природу, приучал сына к наблюдательности и развивал его любознательность.
Мать Николая Николаевича, Феодосия Николаевна, дочь артиллерии капитана, помещика Давыдова, – простая добрая женщина, всячески поощряла проявлявшееся в сыне с ранних лет незаурядное художественное дарование. Знание иностранных языков и хорошее домашнее музыкальное воспитание позволили ей привить Николаю и его сестре Наталье раннюю любовь к музыке и чтению.
Каразин окончил 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 году он был выпущен офицером в Казанский драгунский полк. Участвовал в замирении польского мятежа 1863 года, получив первую боевую награду -орден Святой Анны IV степени.
Выйдя в отставку, Каразин учился в Петербургской Императорской Академии художеств, куда он поступил вольноприходящим учеником в 1865 году.
Спустя два года он, испросив назначение в далекий Туркестан, получил должность поручика в одном из линейных стрелковых батальонов. Участвовал в Бухарском (1868) и Хивинском (1873) походе.
В походе против Бухары Каразин командовал ротой, неоднократно отличался в боях, получал новые ордена. После боя сам туркестанский генерал-губернатор К. П. Кауфман заметил Каразину, продолжавшему сжимать в руке эфес: "Вы испортили свое оружие ", – и тут же пообещал: "Хорошо, я пришлю вам другое". И на следующий же день изумленный штабс-капитан получил наградное золотое оружие с надписью "За храбрость" .
В Средней Азии Каразин познакомился с замечательными людьми, многие из которых составили впоследствии гордость России. Здесь командовал штаб-ротмистр М. Д. Скобелев, начинал боевой путь будущий военный министр А. Н. Куропаткин, воевал В. В. Верещагин, автор знаменитого туркестанского цикла картин. Здесь же Каразин впервые встретился и с сибирскими казаками.
В 1870 году капитан Каразин вновь выходит в отставку, теперь уже навсегда.
О начале литературного творчества Н . Н . Каразина известный литературовед В.Чешихан-Ветринский писал: "Его первые литературные дебюты относятся к началу 70-х годов. До этого он в течение девяти лет служил на военной службе в войсках Туркестанского военного округа, участвовал в среднеазиатских походах и в ученых экспедициях по Туркестану. Это обстоятельство дало ему возможность хорошо познакомиться с условиями жизни и туркестанских туземцев, русских и ташкентцев" .
В 1872 году в народническом журнале "Дело", в 9, 10 номерах, был опубликован роман Н. Каразина "На далеких окраинах".
Роман был замечен И.С.Тургеневым, который в 1875 году писал П.Анненкову: "В "Деле" появился интересный роман некоего Каразина под заглавием "На далеких окраинах". Представляется русское хозяйничание в Ташкенте. Восточный колорит силен - и, сколько можно судить, правдив" .
А один из идеологов народничества П.Н.Ткачев писал о Каразине : "Сущность его таланта в том именно и состоит, что он умеет схватывать и запоминать внешние черты предмета и создавать из них картину. Все его очерки и рассказы суть не что иное, как словесное объяснение сложившихся в его уме картин: это, если можно так выразиться, catalogue vaissone (систематический каталог) некоторой художественной галереи, помещающейся в его голове" .
Каразин был очевидцем событий в Казахстане и Средней Азии тех лет, что и делало интересным творчество писателя: "В этой-то свалке разъярившихся врагов автору "Очерков и рассказов" пришлось принимать деятельное участие, стоя в рядах победителей. Мог ли он относиться вполне беспристрастно к побежденным? Но в чем же выразилось его пристрастие? Единственно только в том, что, наблюдая постоянно туземца с наименее благоприятных для него сторон, он преимущественно на них-то и сосредоточил все свое внимание. Стороны же его характера, более светлые, прошли для автора почти незаметными. Если он и уделяет некоторую, весьма скупо отмеренную часть своих рассказов, то все-таки нельзя не сознаться, что большинство-то туземцев, не только кочевников, но и оседлых, изображено им в образе хищников. Но таких же хищников видит он и в тех из своих героев, которые составляют почти неизбежное явление при всяком завоевании новой страны» .
В 1874 и 1879 Каразин был участником научных экспедиций, организованных Русским Географическим Обществом в Центральную Азию для изучения района Амударьи.
В 1875 году у Н.Н. Каразина рождается дочь. Её назовут, как и жену, - Марией. Жена Каразина, Мария Викторовна, была очень красивой женщиной, прекрасно пела, исполняла на рояле произведения любимых композиторов – Вагнера и Чайковского. Знала немецкий, французский языки. Начиная с этого времени, где бы ни путешествовал Н. Н. Каразин, с любой оказией он посылает, кроме писем жене, ещё и рисунки для дочери.
В 1877-1878 гг. Каразин участвует в сербско-турецких и русско-турецких войнах как корреспондент-иллюстратор. Газеты и журналы печатают его впечатления о героических действиях разведчиков, мужестве русских солдат, самоотверженной работе врачей, санитаров и сестёр, заслуживающих огромное уважение и почтение.
В 1880-х по поручению Александра III был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам на тему азиатских походов. С этого же времени Каразин начинает более активно работать как книжный художник и как писатель. По произведениям Каразина русские люди долгое время изучали неведомую Азию. Так, именно на его картинах впервые появилось изображение верблюда.
В 1883 году Каразин создаёт иллюстрации к повести Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», где экспериментирует уже с набором и рисунками. Так, на одном из разворотов книги через весь текст проходит изображение циркового бича, а на другом страницу пересекают канаты трапеции. Он пробует слить рисунок и текст в нечто цельное, «пусть даже ценою жертв с той и с другой стороны». И это весьма смело для того времени — подобные игры конструктивистов начались почти через тридцать лет после эксперимента Каразина.
В 1886-м он пишет и иллюстрирует книгу «От Оренбурга до Ташкента», погружаясь в мир воспоминаний о путешествиях по Средней Азии. Эта книга похожа на справочник о том, как надо путешествовать, напоминающий современные туристические путеводители. Здесь и указания на то, что тарантас «должен быть крепок, удобочиним во всякой беднейшей кузнице и даже среди дороги, лёгок, устойчив, накатист, много вместим при этом» , и рекомендации о том, что и когда лучше покупать и где останавливаться.
Каразин в свои произведения «вкладывал столько живой поэзии и воображения, что они казались иной раз сюжетами сказочного мира. Он создал свою собственную "каразинскую” манеру, производившую впечатление свежести и оригинальности» .
Каразин — автор романов, повестей и очерков, преимущественно рисующих среднеазиатскую жизнь с православно-монархических и патриотических позиций. Многие из его сочинений сначала появились в журнале "Дело" 1880-х годов. Отдельно вышли: "В пороховом дыму" (Санкт-Петербург, 1886; на немецком языке "Der Zweibeinige Wolf", 1876); "В камышах" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1879) "Варвара Лепко и ее семья" (Санкт-Петербург, 1879); "На далеких окраинах" (Санкт-Петербург, 1875), "Погоня за наживой" (Санкт-Петербург, 1876); "Тигрица" (2-е издание, Москва, 1882; повесть из ненапечатанных "Странствований и встреч", Каразин); "От Оренбурга до Ташкента" (с иллюстрациями, Санкт-Петербург, 1886), в которой масса бытовых деталей, ощущение привязанности писателя к казахской степи, к казахскому укладу жизни, "Хивинский поход" (Санкт-Петербург, 1882); "Ак Томак. Очерки нравов центральной Азии" (переведено на немецкий язык И. Куртцем: "Deut. Rundschau", 1875). Долгие годы Каразин был одним из авторов популярного журнала "Нива" (более 30 лет), сотрудничал с журналом «Всемирная иллюстрация».
Приключенческие романы писателя охотно читались подростками. Специально для детей им написаны три книги, прекрасно изданные, с рисунками автора. Наиболее интересна повесть «Андрон Голован». В ней рассказывается о жизни и приключениях мальчика, оставшегося вначале одиноким в тайге, затем испытавшего счастье от внимания и заботы о нем беглого каторжника. И о трагическом конце жизни мальчика. Вопросы добра и предательства, жизни и смерти в повести приобретают первостепенное значение.
«Старый Джулдаш и его сын» - повесть о жизни в среднеазиатской пустыне, где необычайно красочно переданы описания природы. Но на фоне удивительной природы перед нами сложные, трагические ситуации во взаимоотношениях отца и сына.
В 1890-1891 гг. Каразин путешествовал по Индии. Одной из лучших книг Николая Каразина является детская сказка-путешествие «С севера на юг», вышедшая как раз в 1890 году. Она написана в форме воспоминаний старого журавля о своём первом перелёте со стаей на зимовку из России от Осташковых болот до верховьев Нила в Африку. Это не только художественная сказка, но и книга по географии, знакомящая ребёнка с особенностями тех мест, через которые пролегает путь журавлиной стаи. Любопытно, что «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» Сельмы Лагерлёф написано через семнадцать лет после книги «С севера на юг» — в 1906-07 гг.
В 1895 году выходит ещё один детский сборник Н.Н.Каразина — «Мои сказки». Эта книга тоже богато иллюстрирована и содержит 8 литографий, 100 рисунков в тексте и портрет автора, гравированный на меди. Она посвящена внучке писателя Магде.
Особое место в творчестве Николая Каразина занимает жанр святочного, или рождественского рассказа. Естественно, как и многие писатели того времени, а также учитывая особенности каразинского темперамента, интереса к чудесам и эффектам, он просто не мог не обратиться к этому жанру литературы.
Каразин тяжело переживал крушение старых идеалов. Жестоким ударом стала для него расправа царского правительства над моряками Балтийского флота летом 1906 года: артиллерийский обстрел правительственными войсками мятежной Свеаборгской крепости, кровавое подавление революционных выступлений моряков Кронштадта и Ревеля. Маруся Каразина в письме к Сипягиной в этот период писала: "...Бедный папка оч[ень] тяжело переживает эти печальные дни, крушение всего того, что он привык чтить с колыбели, крушение старого отживающего режима, который судорожно уцепляется, чтобы как-нибудь уцепляться..." .
С весны 1907 года по 6 (19) декабря 1908 года Николай Николаевич проживал в Гатчине. Доктора посчитали, что более сухой воздух по сравнению с Лиговым, где была его дача, облегчит страдания от болезни сердца и легких. Жил он в доме №37 по Люцевской (ныне К. Маркса) улице.
До конца жизни Каразин не порывал связи с военными кругами, с особой любовью вспоминал свою боевую и походную жизнь и, хотя не носил военного мундира, но никогда не расставался со знаками своих боевых отличий. За несколько лет до смерти Каразин за свои заслуги в русской живописи получил почетное звание академика.
Умер Николай Николаевич 6 (19) декабря 1908 года от очередного сердечного приступа. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
1 января 1893 г. когда дочери Н. Каразина Марии исполнилось 18 лет, он писал: «Моей любимой и единственной дочке Марусе – с пожеланиями ей полного счастья во всей жизни, а счастье зависит от нас самих потому, что для счастья надо только уметь других делать счастливыми. Кто это может, тот и сам будет настолько силен снести все удары судьбы, а значит и счастлив. Это всю жизнь исповедовал твой отец и за полстолетия своей жизни – успел прочно убедиться в светлейшей, как сам Бог, истине…» .
В этом пожелании дочери смысл всей его жизни.
|