Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Презентации » Презентации по русскому языку и литературе


Конкурсная презентация "СПП с несколькими придаточными 9 класс"

СКАЧАТЬ (316.0 Kb) 02.04.2014, 15:48
Литвинюк Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Гимназия №21" города Казани Республики Татарстан

9 класс
русский язык
Тема: «Сложноподчиненные предложения с разными видами связи и пунктуация в них»
_________________________________________________________
Цели: актуализировать знания по теме «Сложноподчиненное предложение», закрепить навыки смыслового различения паронимов, употребления их в речи, закрепить навыки правописания (правописание корней; слитное, раздельное, дефисное написание слов), познакомить с видами связи придаточных предложений с главным в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, расширить кругозор учащихся, формировать позитивное отношение к культуре и речи.

Ход урока
Вопрос урока(записан на доске):
-Есть ли жизнь за пределами Интернета?

1) слово учителя: «Именно такой вопрос задают себе современные подростки.»
-Существовала ли письменность до Интернета?
-Давайте подумаем, существуют ли другие способы хранения информации помимо электронных носителей?

2) Разминка:
-Для начала, ответьте на вопрос :«Что такое паронимы?» (ответы учеников)
-Определите значение следующих паронимов:
Претендент-прецедент
Полюс-полис
-Сравним с записями на интерактивной доске.

4) Исторические задачки
1. В очень далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, когда еще не изобрели электронные носители информации, опыт своего народа, его историю и предания они хранили не на книжной полке, а в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почётом и уважением, были желанными гостями на пирах. Как их называли?

2. Этим письмом владели жители древней Боливии, Перу, Чили. Чтобы прочитать такое письмо, представляющее собой верёвку, к которой привязывались разноцветные шнурки, нужно было обращать внимание на толщину шнурка, его цвет и то, на каком удалении от веревки он находится. Что это за письмо?
3. Эти письмена, которые в старину называли священными знаками, длинными строчками вырезаны на памятниках , которые были найдены в Египте . Вперемежку с ними: чёрточки, крючочки, петли. Одни значки обозначали целое слово, другие — слоги, третьи — буквы. Что это за письмена?
Ответы: сказителями, узелковое письмо, иероглифы.
5) Повторение. Продолжите предложения
- Сложноподчиненные предложения по их значению делятся на …
- Союз от союзного слова отличается тем, …

-Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения
Проверяем по слайду (схема)
Группы СПП по значению

СПП СПП СПП с придаточными с придаточными с придаточными
Обстоятельственными определительными изъяснительными
-Проверяем алгоритм:
1) Нахождение грамматических основ, разграничение главного и придаточного предложений
2) постановка вопроса от главного предложения к придаточному
3) нахождение союза/союзного слова в придаточном предложении
4) определение вида придаточного предложения с помощью вопроса и союза/союзного слова

6)Новая тема:
-Мы знаем, что все новое-это хорошо забытое старое.
Поговорим сегодня о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными и пунктуации в них. Запишите тему урока.
-Давайте разберем предложения из исторических задачек и посмотрим, как они построены.
-Предложения у нас записаны на интерактивной доске. Расставьте, пожалуйста, в них знаки препинания и начертите схемы:

В очень далёкие времена когда люди не умели ни читать ни писать когда еще не изобрели электронные носители информации опыт своего народа его историю и предания они хранили не на книжной полке а в своей памяти.

-Проверяем: В очень далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, когда еще не изобрели электронные носители информации, опыт своего народа, его историю и предания они хранили не на книжной полке, а в своей памяти.

Схема: [ , когда(… ),когда(… ) ].

-Мы видим, что перед нами СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными
-Графически это выглядит так:



Следующий пример:
Чтобы прочитать такое письмо представляющее собой толстую верёвку к которой привязывались разноцветные шнурки нужно было обращать внимание на толщину шнурка его цвет и то на каком удалении от верёвки он находится.

(Чтобы … ),(к которой…), [ ],(на каком…).
Проверяем себя:
Чтобы прочитать такое письмо, представляющее собой толстую верёвку, к которой привязывались разноцветные шнурки, нужно было обращать внимание на толщину шнурка, его цвет и то, на каком удалении от верёвки он находится.
-И что мы видим?
-СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ: придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.
Графически это выглядит так:

-И последний, на сегодня, пример:
Эти письмена которые длинными строчками вырезаны на памятниках что найдены в Египте в старину называли священными знаками

-Сверяем с написанным на слайде:
Эти письмена , которые длинными строчками вырезаны на памятниках, что найдены в Египте ,в старину называли священными знаками

Схема предложения:

[ ,(которые… ), что ( ), ]

-Перед нами СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

7) Работа с учебником: чтение правил на стр.142 -145

-Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
-В каком случае запятая между ними ставится?
Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК

Знаки препинания при стечении союзов

Профессор сказал нам, что, если мы хотим создать компьютерную программу, нам необходимо повторить грамматику.

Схема: [ ],(что,(если…) …)
-Проверяем:
Профессор сказал нам, что, если мы хотим создать компьютерную программу, нам необходимо повторить грамматику.

[ ],(что(если…) …)

8)Закрепление материала:
-Из простых предложений составьте СПП с несколькими придаточными, определите вид связи придаточных предложений с главным.
В моей практике имел место прецедент . Он позволил использовать для изучения языка компьютерные программы. Это упростило работу ученых.
Получить полис сегодня легко. Нам достаточно заполнить форму документа на сайте. Его легко можно найти в Интернете.

В моей практике имел место прецедент , который позволил использовать для изучения языка компьютерные программы, что упростило работу ученых.
Чтобы получить полис сегодня, нам достаточно заполнить форму документа на сайте, который легко можно найти в Интернете.

9) Итоги урока
-Какие виды связи в СПП с несколькими придаточными предложениями вы запомнили?
- Последовательное подчинение
- Параллельное подчинение
- Однородное подчинение
10) Анекдот
Трудности перевода
Захотел подразнить какого-то Русского, написать ему на еврейском: "я так и понял".
Залез в translate.google.com, получил: לא הבנתי Что при этом стало с курсором и мышью, я промолчу. Потом подумал: дай-ка проверю. Вбил эти загадочные руны в тот же переводчик, перевел на русский и получил: "Я не понимаю" Посмотрел на это. Помедитировал. Родилась гипотеза: все дело в слове "так". Сразу вспомнился знаменитый одесский анекдот: "таки я вас понял"...: так понял, что вам лучше не знать, как. Решил проверить. Вбил: "Я понял" Перевел на иврит, получил: הבנתי Перевел обратно на русский, получил : "Я" Задумался...
-В чем смысл этого анекдота?
Мораль сей басни такова:
хоть веришь googlу беспредельно
Учи язык еженедельно!

11) -И напоследок ответьте на вопрос :
-Есть ли жизнь за пределами Интернета?
-Конечно же есть! Ведь реальный мир намного богаче и красочнее ирреального.
-Всем спасибо! Всего доброго!



Категория: Презентации по русскому языку и литературе | Добавил: Litvinyuk
Просмотров: 7570 | Загрузок: 1473 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог