Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Презентации » Презентации по русскому языку и литературе


Урок русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном"

СКАЧАТЬ (554.7 Kb) 10.03.2014, 14:44
Нурмухаметова Энже Ибрагимовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ- Большеметескинская СОШ имени Фатиха Хусни Тюлячинского района Республики Татарстан
Урок русского языка в 5 классе.
Нурмухаметова Энже Ибрагимовна, учитель русского языка и литературы Большеметескинской средней общеобразовательной школы имени Фатиха Хусни Тюлячинского муниципального района, Республика Татарстан
(Школа с татарским языком обучения)
Тема: Урок – игра «Поездка на Новогодний праздник». Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном в 5 классе. (Слайд №1, с названием темы урока.)



Слайд №2.
Цели и задачи урока:
- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа;
- учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации;
- развивать интерес к русскому языку.
Оборудование и наглядность:
карточки с заданиями;
рисунки, входные билеты;
аудиокассета с песнями на слова С.Есенина;
магнитофон;
презентация к уроку с отдельными заданиями;
компьютер, мультимедиа и экран;
Дед Мороз и Снегурочка (игрушки);
Маленькая ёлка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. - Ребята, мы с вами закончили изучение большой и сложной темы « Имя существительное». Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». Тема сегодняшнего урока (Слайд №1, с названием темы урока.) - Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном. Урок – игра «Поездка на Новогодний праздник». Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд №2.
А теперь отгадайте одну загадку.

Слайд №3. Снег на полях,
Лёд на реках,
Ветер гуляет
Когда это бывает? (Зимой).

- Правильно. Что объединяет выделенных слов?( (Выделенные слова отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. Это существительные.)
- А кто скажет, какой праздник приближается? (Новогодний праздник).
- А вам хочется побыть на празднике? Представьте, что сегодня Новогодний праздник. Сегодняшнее наше путешествие называется «Поездка на Новогодний праздник». Впереди нас ждут испытания. У меня есть входные билеты на праздник. Их получат те, кто справится с заданием Деда Мороза. Он хочет проверить, с какими успехами в учёбе вы встречаете Новый год. Нет ли среди вас неуспевающих.( Фронтальный опрос).

Слайд №4. Задание. Ответьте на эти вопросы.
- Что такое имя существительное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?
- Скажите, а все ли существительные обозначают предмет?
- Почему к именам существительным мы задаем два вопроса КТО? и ЧТО?
- Ребята, а почему одни существительные пишутся всегда с большой буквы, а другие только если стоят в начале предложения?
- Какую синтаксическую роль может играть имя существительное в предложении?). (Ответы учащихся).

III. Работа в тетрадях.
- А теперь откройте тетради и запишите число.

Слайд №5. Задание. Спишите данные предложения и разберите их по
членам предложения.
1. Наступила зима.
2. Поля и горы покрылись белым снегом. (Работа проверяется).

IV. – Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями Деда Мороза и все получили билеты на праздник. Теперь мы можем ехать. Перед отъездом проведём конкурс «Кто больше?» Ответьте на такой вопрос: На чём приехал Дед Мороз на праздник? Составьте предложения. Кто больше?. (Машина, автобус, трамвай, троллейбус, самолёт и др.).
- Молодцы. А мы поедем на праздник на лошадях. Все устроились. (Прослушивание аудиозаписи песни на слова С.Есенина «Эх вы, сани, сани»).
- Вот и приехали. Сейчас мы с вами входим в зал, где стоит ёлка. Ребята, оказывается, дверь закрыта. А там конверт. А в конверте вот что написано.
В зал входит тот, кто выполнит следующее задание.

Слайд №6.
Определите род и склонение существительных. Выделите их окончания.
Старшая сестра, интересный вопрос, свой дом, Красная площадь, добрый дедушка, новая вещь, солнечный луч.

(Дети записывают словосочетания в тетради и выполняют задания, затем работа проверяется).
V.Физкультминутка. Давайте поиграем с вами в игру «Хлопаем – топаем». Входящий называет имена существительные. Если слово отвечает на вопрос кто? – мы хлопаем, а если на вопрос что? – мы топаем.
VI. – А теперь входим в зал. В середине зала стоит ёлка.
(Слайд №7. Рисунки ёлки, Деда Мороза и Снегурочки).
Она вам нравится? Ёлка какая? Подберите прилагательные. (Ответы. Нарядная, зелёная, красивая, высокая, замечательная и др.) Дед Мороз и Снегурочка давно ждут нас. А теперь отгадываем загадки.

Слайд №8. 1.Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь!
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег).
2.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной…(медведь).
- Составьте предложения со словами медведь и снег. (Ответы учащихся)

VII. – Ребята, кто же пришёл на праздник из леса.?
Слайд №9. ( Показываются рисунки медведя, лисы, волка, зайца, белки, ежа и слова Медведь, Лиса, Заяц, Белка, Ёж ).
- На какие вопросы отвечают данные слова? (На вопрос кто?) Переведите эти слова на татарский язык. (Ответ. Аю, төлке, бүре, куян, тиен, керпе). На какие вопросы отвечают данные слова в татарском языке? (Нәрсә? – что?).
- Правильно. В русском и татарском языках о людях мы спрашиваем Кто это? Человек (кеше). В русском языке о животных, птицах, зверях, рыбах мы спрашиваем Кто это? В татарском языке мы спрашиваем Бу нәрсә? (что это?) и отвечаем Бу аю. (Связь с родным языком)
VIII. Письмо по памяти.
- А теперь скажите, какую песню про ёлку вы знаете? (Учащиеся исполняют песню «Ёлочка»). Откройте тетради и запишите один куплет песни по памяти.
(Дети меняются тетрадями и проверяют работу друг друга.)
Слайд №10. В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.

IX. Тест.
Слайд №11
1. Определите, в каком столбике: а), б), в) или г) – указание на падеж соответствует падежу данных существительных:
а) б) в) г)
на улице Д. П. Р. В.
ночью П. Т. П. Т.
по дороге Р. Д. П. Д.
в окне Р. П. Т. Д.
2. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
3. Имя существительное изменяется по:
а) числам; б) родам; в) лицам.
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении "Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством).

X. Подведение итогов.
- Ребята, какое время года вам нравится? Почему? (Беседа). Правильно. Природа родного края красива в любое время года. Надо любить и беречь природу. (Воспитательная минута).
Наш урок – праздник подошёл к концу. Дед Мороз вам принес подарки (детям раздаются тетради и ручки) и желает всем вам крепкого здоровья и успехов в учёбе.
XI. Домашнее задание. Составить небольшой рассказ о зиме или написать сочинение на тему «Природа родного края зимой» (по выбору).
XII. Выставление оценок.

Литература:
1. Русский язык: Учеб. для 5 кл.татар. ср.общеобр. шк./Л.З.Шакирова Магариф, 2009.
2. Методич. указ. к учеб. 5 кл. / Л.З.Шакирова.
3. Климанова Л.Ф. «Родная речь» для 2 кл., Москва, «Просвещение», 2006
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по рус.яз./5 кл., Москва, 2007.
5. Журнал «Магариф», 2008, №6.


Категория: Презентации по русскому языку и литературе | Добавил: Enge
Просмотров: 4113 | Загрузок: 258 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог