Урок русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном"
(554.7 Kb)
| 10.03.2014, 14:44 |
Нурмухаметова Энже Ибрагимовна |
учитель русского языка и литературы, МБОУ- Большеметескинская СОШ имени Фатиха Хусни Тюлячинского района Республики Татарстан |
Урок русского языка в 5 классе. Нурмухаметова Энже Ибрагимовна, учитель русского языка и литературы Большеметескинской средней общеобразовательной школы имени Фатиха Хусни Тюлячинского муниципального района, Республика Татарстан (Школа с татарским языком обучения) Тема: Урок – игра «Поездка на Новогодний праздник». Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном в 5 классе. (Слайд №1, с названием темы урока.) Слайд №2. Цели и задачи урока: - обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа; - учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; - развивать интерес к русскому языку. Оборудование и наглядность: карточки с заданиями; рисунки, входные билеты; аудиокассета с песнями на слова С.Есенина; магнитофон; презентация к уроку с отдельными заданиями; компьютер, мультимедиа и экран; Дед Мороз и Снегурочка (игрушки); Маленькая ёлка. Ход урока. I. Организационный момент. II. - Ребята, мы с вами закончили изучение большой и сложной темы « Имя существительное». Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». Тема сегодняшнего урока (Слайд №1, с названием темы урока.) - Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном. Урок – игра «Поездка на Новогодний праздник». Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Слайд №2. А теперь отгадайте одну загадку. Слайд №3. Снег на полях, Лёд на реках, Ветер гуляет Когда это бывает? (Зимой). - Правильно. Что объединяет выделенных слов?( (Выделенные слова отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. Это существительные.) - А кто скажет, какой праздник приближается? (Новогодний праздник). - А вам хочется побыть на празднике? Представьте, что сегодня Новогодний праздник. Сегодняшнее наше путешествие называется «Поездка на Новогодний праздник». Впереди нас ждут испытания. У меня есть входные билеты на праздник. Их получат те, кто справится с заданием Деда Мороза. Он хочет проверить, с какими успехами в учёбе вы встречаете Новый год. Нет ли среди вас неуспевающих.( Фронтальный опрос). Слайд №4. Задание. Ответьте на эти вопросы. - Что такое имя существительное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает? - Скажите, а все ли существительные обозначают предмет? - Почему к именам существительным мы задаем два вопроса КТО? и ЧТО? - Ребята, а почему одни существительные пишутся всегда с большой буквы, а другие только если стоят в начале предложения? - Какую синтаксическую роль может играть имя существительное в предложении?). (Ответы учащихся). III. Работа в тетрадях. - А теперь откройте тетради и запишите число. Слайд №5. Задание. Спишите данные предложения и разберите их по членам предложения. 1. Наступила зима. 2. Поля и горы покрылись белым снегом. (Работа проверяется). IV. – Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями Деда Мороза и все получили билеты на праздник. Теперь мы можем ехать. Перед отъездом проведём конкурс «Кто больше?» Ответьте на такой вопрос: На чём приехал Дед Мороз на праздник? Составьте предложения. Кто больше?. (Машина, автобус, трамвай, троллейбус, самолёт и др.). - Молодцы. А мы поедем на праздник на лошадях. Все устроились. (Прослушивание аудиозаписи песни на слова С.Есенина «Эх вы, сани, сани»). - Вот и приехали. Сейчас мы с вами входим в зал, где стоит ёлка. Ребята, оказывается, дверь закрыта. А там конверт. А в конверте вот что написано. В зал входит тот, кто выполнит следующее задание. Слайд №6. Определите род и склонение существительных. Выделите их окончания. Старшая сестра, интересный вопрос, свой дом, Красная площадь, добрый дедушка, новая вещь, солнечный луч. (Дети записывают словосочетания в тетради и выполняют задания, затем работа проверяется). V.Физкультминутка. Давайте поиграем с вами в игру «Хлопаем – топаем». Входящий называет имена существительные. Если слово отвечает на вопрос кто? – мы хлопаем, а если на вопрос что? – мы топаем. VI. – А теперь входим в зал. В середине зала стоит ёлка. (Слайд №7. Рисунки ёлки, Деда Мороза и Снегурочки). Она вам нравится? Ёлка какая? Подберите прилагательные. (Ответы. Нарядная, зелёная, красивая, высокая, замечательная и др.) Дед Мороз и Снегурочка давно ждут нас. А теперь отгадываем загадки. Слайд №8. 1.Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь! Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь (снег). 2.Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной…(медведь). - Составьте предложения со словами медведь и снег. (Ответы учащихся) VII. – Ребята, кто же пришёл на праздник из леса.? Слайд №9. ( Показываются рисунки медведя, лисы, волка, зайца, белки, ежа и слова Медведь, Лиса, Заяц, Белка, Ёж ). - На какие вопросы отвечают данные слова? (На вопрос кто?) Переведите эти слова на татарский язык. (Ответ. Аю, төлке, бүре, куян, тиен, керпе). На какие вопросы отвечают данные слова в татарском языке? (Нәрсә? – что?). - Правильно. В русском и татарском языках о людях мы спрашиваем Кто это? Человек (кеше). В русском языке о животных, птицах, зверях, рыбах мы спрашиваем Кто это? В татарском языке мы спрашиваем Бу нәрсә? (что это?) и отвечаем Бу аю. (Связь с родным языком) VIII. Письмо по памяти. - А теперь скажите, какую песню про ёлку вы знаете? (Учащиеся исполняют песню «Ёлочка»). Откройте тетради и запишите один куплет песни по памяти. (Дети меняются тетрадями и проверяют работу друг друга.) Слайд №10. В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная Зелёная была. IX. Тест. Слайд №11 1. Определите, в каком столбике: а), б), в) или г) – указание на падеж соответствует падежу данных существительных: а) б) в) г) на улице Д. П. Р. В. ночью П. Т. П. Т. по дороге Р. Д. П. Д. в окне Р. П. Т. Д. 2. Найдите неверное утверждение. А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б. Имена существительные изменяются по родам. В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 3. Имя существительное изменяется по: а) числам; б) родам; в) лицам. 3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении "Берёзы украшают леса”: а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством). X. Подведение итогов. - Ребята, какое время года вам нравится? Почему? (Беседа). Правильно. Природа родного края красива в любое время года. Надо любить и беречь природу. (Воспитательная минута). Наш урок – праздник подошёл к концу. Дед Мороз вам принес подарки (детям раздаются тетради и ручки) и желает всем вам крепкого здоровья и успехов в учёбе. XI. Домашнее задание. Составить небольшой рассказ о зиме или написать сочинение на тему «Природа родного края зимой» (по выбору). XII. Выставление оценок. Литература: 1. Русский язык: Учеб. для 5 кл.татар. ср.общеобр. шк./Л.З.Шакирова Магариф, 2009. 2. Методич. указ. к учеб. 5 кл. / Л.З.Шакирова. 3. Климанова Л.Ф. «Родная речь» для 2 кл., Москва, «Просвещение», 2006 4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания по рус.яз./5 кл., Москва, 2007. 5. Журнал «Магариф», 2008, №6.
|
Категория: Презентации по русскому языку и литературе | Добавил: Enge
|
Просмотров: 4113 | Загрузок: 258
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|