Приём использования малых форм устного народного творчества через потешки.
Младший дошкольный возраст
Воспитатель создает игровую ситуацию: сообщает детям, что сегодня они увидят необычный театр. Для того, чтобы узнать, кто будет учувствовать в спектакле надо отгадать загадки, за правильную отгадку выдается карточка-картинка.
1. Ношу их много лет,
А счету им не знаю. (волосы)
2. Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (кот)
3. Далеко, далеко на лугу
Пасутся ко…. (корова)
4. Раньше всех встаёт
Кукареку поёт (петушок)
5. Чик-чирик к зернышкам прыг
Клюй, не робей. Кто это? (воробей)
6. В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (солнце)
7. По полю скачет, ушки прячет
Встанет столбом, ушки торчком. (заяц)
8. Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает и бормочет и
Поёт-убаюкивает? (дождь)
Отгадавшим ребятам предлагается взять карточку с изображением отгадки.
А теперь, предлагаю вам вместе со мной рассказать историю про девочку Машу, которая очень любила всех животных и птиц, а вы мне в этом поможете. Как услышите, что речь идет о солнышке, птичке или другом персонаже, то начинайте читать или проговаривать потешку, которая у вас в руках. Ну что, попробуем!?
Жила-была девочка Маша, каждое утро она причёсывалась и приговаривала (потешка читается ребенком: «Расти коса до пояса, ни вырони ни волоса, расти косынька до пят, волосенки в ряд, расти коса не путайся, маму дочка слушайся»), умывалась с спозаранку и разговаривала с водичкой (потешка: «Водичка, водичка, умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки горели, чтобы смеялся роток, чтоб кусался зубок»), а потом бежала навстречу солнышку и радостно его приветствовала (потешка: «Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети, обогрей телят да ягнят и маленьких ребят»). У Маши было очень много друзей, которых она навещала и раздавала им гостинцы. Первого она встретила петушка (потешка: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка, что ты рано встаешь, голосисто поешь, деткам спать не даёшь»), дав ему хлебных крошек, она продолжила путь. Второй была птичка-воробушек (потешка «Села птичка на окошко, подожди ещё немножко, ты смотри не улетай, улетела птичка, ай»).
Машенька насыпала её пшена и отправилась дальше. В поле она увидела свою любимую коровушку (потешка «Ты коровушка ступай, в чисто поле погуляй, а вернешься вечерком, нас напоишь молочком»). Для коровушки у неё было припасено вкусное сено. На опушке леса Машенька встретила зайчика (потешка «Скачет зайка маленький около завалинки, быстро скачет зайка, ты его поймай-ка»), не забыв его угостить морковкой. День клонился к вечеру и Машенька вернулась домой, где её ждал котенок Васька (потешка «Котя, котенька, коток, котя серенький хвосток, приходи к нам ночевать, нашу деточку качать»). Спокойной ночи Машенька.
|