Сегодня: 12.10.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Программа внеурочной деятельности "Формирования и развития социально-экологических компетенций и воспитания экологической культуры"

СКАЧАТЬ (155.0 Kb) 17.01.2016, 21:36
Бушуев В.В., Барышникова И.В.
учитель географии, учитель биологии, ГБОУ школа № 129 Красногвардейский район Санкт-Петербурга

Программа внеурочной деятельности

Формирования и развития социально-экологических компетенций
и воспитания экологической культуры обучающихся основной школы
5-9 классы

 
Пояснительная записка
В соответствии с реформой отечественного образования, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ), Федеральным государст­венным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) настоящая Программа может стать ориентиром развития системы экологического воспитания и просвещения, разделяющей следующие приоритеты:
- личностное развитие обучающихся средней общеобразовательной школы, как развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических качеств и ценностных ориентаций;
- формирование у школьников ценностно-значимых личностных проявлений и обогащение личного опыта жизненно необходимым социально-экологическим содержанием;
- включение детей в систему отношений всех участников образовательного процесса (ученик – педагог – родители) и формирование на этой основе соб­ствен­ной системы социальных и экологических ценностей.
Актуальность разработки программы формирования и развития соци­аль­но-экологических компетенций и воспитания экологической культу­ры обучающихся школы в системе основного общего образования обусловлена не­об­хо­­ди­мостью решения экологических проблем как города Санкт-Петербурга, так и микрорайона школы № 129 Красногвардейского района СПб.
Во ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.
Одними из личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) являются (по ФГОС ООО, М.,2011. С.8):
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • освоение социальных норм, правил поведения ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Актуальность программы
На сегодняшний день состояние общественного экологического созна­ния и экологической культуры обучающихся основной школы и их родителей вызывает серьезную тревогу. Все больше проявляется тенденция к потребительскому отношению к природе и природным ресурсам. Эти проблемы являются актуальными для всего нашего Северо-Западного региона и города Санкт-Петербурга, так как, экологическое состояние окружающей среды становится с каждым годом всё более критическим.
На этапе основного общего образования достижению цели будет способствовать реализация и аспектов содержания и форм совместной деятельности субъектов воспитательного процесса обучающихся. Экологическое воспитание - это передача экологических установок, знаний, навыков и умений путем укрепления экологической информи­рованности. Средства экологического воспитания способствуют непрерыв­ному развитию.
            Задачей экологического воспитания согласно национальной стратегии экологического воспитания является «дать целостную картину взаимодействия человека, общества и природы, зависимости человека от среды его обитания, а также его ответственности как преобразователя окружающей среды». Стратегическая цель экологического воспитания: формирование у школьников экологической культуры, ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, готовности к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром; усвоение детьми экологических знаний, практических навыков экологической деятельности, выработка безопасной для здоровья, активной и конструктивной экологически целесообразной жизненной позиции.
Эффективность формирования экологической культуры обучающихся зависит от понимания целей и задач общего образования.
            Докт. пед наук, член-корр. РАО А.В.Хуторской под компетенцией понимает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
            Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Он выделяет так же как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
            Социально-экологическая компетентность определяется как способность применять знания и умения в разрешении определенной социально-экологической ситуации; способность к успешной социализации, то есть пониманию гражданских прав и обязанностей, что позволяет сформировать систему экологических ценностей и жизненных смыслов, готовность к самоограничению потребительских благ; способность применять знания, умения, опыт экологически ориентированного мышления и поведения в повседневных жизненных ситуациях, в условиях действия разнообразных экологических рисков с учетом социальных факторов [Чеканушкина 2009].
            Формирование социально-экологических компетентности, понимается как:
а) сформированность основ понимания ценности природы как источника духовных и физических сил человека;
б) сформированность стремления соблюдать нормы поведения в природе;
в) развитие основ умения оценивать состояние окружающей среды и возможные последствия деятельности человека для нее.
Компетентности - личностные качества, формируемые в школьном возрасте, и соответствующие им проявления.  Среди компетентностей - знаний, умений и навыков, основанных на представлениях высокой степени обобщенности, имеющих ярко выраженную социальную значимость, при организации педагогических наблюдений за ходом формирования социальных и личностных компетенций в  школьном возрасте в первую очередь целесообразно относить:
1) знания о нравственных нормах (в беседах с учителем ребенок показывает достаточных уровень знаний о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»);
2) знания о правилах и нормах поведения в учебных и других видах деятельности (в беседах с учителем ребенок показывает достаточных уровень знаний о том, как необходимо вести себя в различных ситуациях);
3) умение оценивать (ребенок способен раскрыть свое отношение к объектам действительности с помощью высказывания суждений и эмоциональных проявлений);
4) умение участвовать в совместной деятельности (ребенок способность учитывать особенности совместной деятельности, справедливо распределять работу, при необходимости подчиняться или выступать в качестве лидера).
Указанные социально-личностные компетентности служат внутриличностной основой развития соответствующих социальных и личностных компетенций.
Цель программы : формирование экологического сознания и экологической культуры обучающихся, способствующей становлению и развитию экологической компетентности личности обучающегося, создание представлений о взаимосвязи природных явлений и влияние на них человека.
Задачи программы
1) повышение статуса экологического воспитания и образования среди обучающихся образовательной организации;
2) активное внедрение в практику образовательной организации новейших технологий в области экологического воспитания и образования;
3) становление экологической культуры, здорового образа жизни и экологической деятельности на основе понимания системного строения природной среды;
4) воспитание ответственного отношения к природе, что призвано способствовать взаимодействию обучающихся с объектами социоприродной среды;
5) расширение знания обучающихся примерами позитивного взаимодействия в системе «человек-природа-общество»;
6) способствование решению экологических проблем локального значения посредством практико-ориентированной деятельности по защите окружающей среды.
7) становление экологической ответственности, как черты личности на основе знаний основного содержания экологических проблем глобального, регионального и локального уровней, предпосылок их решения, условий перехода к устойчивому развитию современной цивилизации.
Принципы программы
Принцип совместной деятельности, предполагающий развитие отношений всех участников образовательного процесса, расширение сферы совместной деятельности, воспитание стремления к самореализации.
Принцип учета интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
Принцип гуманистической направленности воспитания, предполагающий формирование воспитательных представлений о гармонично развитой личности как стремящейся к гармонии во внутреннем мире и во взаимоотношениях с окружающей социоприродной средой, формирование у детей бережного, гуманного отношения к человеческой личности, жизни, обществу и природе.
Принцип подхода к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики Санкт-Петербурга;
Принцип учета региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;
Принцип использования основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;
Принцип связи образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;
Принцип открытости и доступности экологической информации для населения Санкт-Петербурга и жителей микрорайона школы;
Принцип вовлечения общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;
Принцип использования исторического опыта решения задач экологи­ческого образования и просвещения.
Программа представляет основные подходы к организации совместной с педагогами и родителями учащихся личностно-значимой для детей экологической деятельности, в структуре которой взрослые занимают оправданно высокую позицию, являются примером и наставником.
В качестве результата воспитательной деятельности в области экологии рассматривается достижение такого качества организации совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей, которое обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых личностных проявлений и обогащает их личный опыт жизненно необходимым экологическим содержанием.
Основные результаты экологического воспитания, которыми, в соответствии с компетентностным подходом, является совокупность сформи­рованных у обучающегося социально-экологических компетенций на основе сформированной у него общей социальной компетентности (определенных характеристик личности), которые должны обеспечивать обучающемуся возможность более эффективно удовлетворять выше указанные потребности.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации своей гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
            В результате реализации программы должна произойти оптимизация экологического воспитания в системе основного общего образования на новой основе. Сформированность стремления сознательно соблюдать нормы поведения в природе (на действенном уровне).
            Анализ содержания совокупности целей экологического образования и воспитания объективно показывает, что данное содержание направлено на удовлетворение такой совокупности потребностей личности, которая соответствует готовности личности к выполнению ею определенного спектра социальных ролей:
1) человек как часть природы, учитывающая ее интересы;
2) человек как гражданин, соблюдающий законы, в т.ч. экологическое законодательство, и учитывающий интересы общества;
3) человек как носитель определенных убеждений, представитель той или иной социальной группы, соблюдающий принятые нормы и правила отношений с носителями иных убеждений, представителями иных слоев и групп;
4) человек как носитель чувства прекрасного (т.н. эстетическое восприятие природы).
Выбор экологической тематики социальных проектов является абсолютно беспроигрышным: вопросы окружающей среды вполне доступны для понимания обучающихся основного и среднего звена общеобразовательного учреждения, а реализация социально-экологического проекта позволяет школьникам быстро увидеть результаты проделанной работы.
            С помощью мероприятий социально-экологического характера закладываются основы духовно-нравственного облика человека и создается фундамент правильного отношения обучающихся к природе.
Формы и режим
Программа внеурочной деятельности экологической направленности «Экология нашего города: «А лучше, начни с Себя!» предполагает следу­ющие формы работы с обучающимися:
  • обучающие семинары и практические работы;
  • игры, викторины, конкурсы, олимпиады;
  • работа над социально-экологическим проектом;
  • экологические экскурсии и экологические акции
  • проведение праздников (11 января - День заповедников и националь­ных парков; 22 марта - Всемирный День Воды (Водных ресурсов). Международный день Балтийского моря; 1 апреля - Международный День птиц; 15 апреля - День экологических знаний; 22 апреля - Всемирный День Земли; 12 мая - День экологического образования; 5 июня - Всемирный День охраны окружающей среды. День эколога в России);
  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками в рамках научно-практической конференции.
           Используемые формы работы обеспечивают достижение заявленных личностных, предметных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
           Для проведения занятий требуется учебный кабинет с лабораторным оборудованием (кабинеты географии, химии, биологии, экологии) и наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естест­венно-научных предметов» (химия, биология, естествознание, экология) и «Общественно-научных предметов» (география, общество­знание).
            В ходе реализации программы «Экология нашего города: «А лучше, начни с Себя!» используются следующие методы:
  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;
  • проектное обучение (социальное проектирование) – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.
                Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. В процессе работы над проектом ребята учатся продуктивно взаимодействовать друг с другом, формируется единая команда, сплоченный и дружный коллектив единомышленников. Кроме этого, проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив и педагога, который, кстати, уже и не педагог вовсе, а старший товарищ и наставник, и детей, и родителей, и других педагогов дополнительного образования.
         Педагог должен помнить, что социально-экологический проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
                Примерный план работы по подготовке социально-экологическим проектом:
1.     Постановка цели проекта на основе изученных экологических проблем.
2.     Разработка плана достижения цели (педагог обсуждает план с родителями).
3.     Привлечение специалистов к разработке соответствующих разделов социально-экологического проекта, обращение к различным источникам информации в поиске решения проблемы.
4.     Составление плана – схемы социально-экологического проекта.
5.     Сбор, накопление материала.
6.     Оформление проекта.
7.     Презентация проекта.
            Само участие обучающихся в создании социально-экологичес­кого проекта предлагает школьникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить в ней собственный позитивный след.  Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденно наблюдающих жизнь по телеэкрану или через монитор компьютера.
            Проектная деятельность формирует умение логически мыслить, выска­зывать экологически компетентные мысли, анализировать и делать эколо­ги­чески грамотные выводы по отношению к окружающей природе.
Целевая аудитория:
  1. Школьники ступени основного общего образования, подростки;
  2. Взрослая аудитория. Родители обучающихся, в т.ч. население, микрорайона ГБОУ школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга; специа­листы в области экологического просвещения и образования;
  3. Представители СМИ, партнерских и (или) спонсорских организаций, представители властных структур муниципального и районного уровня
Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: vadbush | Теги: внеурочная деятельность, рабочая программа, планирование
Просмотров: 3032 | Загрузок: 46 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XII Всероссийский творческий конкурс "Мастерица Осень"
III Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XVIII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
IV Всероссийский творческий конкурс "Бал цветов, овощей и фруктов"
IV Всероссийский творческий конкурс "Праздник урожая"
VII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 12.10.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог