Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Конспект урока по истории мировых религиозных культур "Идея о богоизбранности евреев. Талмудизм. Раввинизм. Религиозные движения в иудаизме"

СКАЧАТЬ (18.3 Kb) 09.04.2014, 22:30
Федоренко Сергей Александрович
учитель, ЧОУ "Школа имени И. В. Каргеля и Ф.Б. Бедекера"

ЧОУ «Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера»
Петроградский район г. Санкт-Петербурга

Конспект урока № 10
по истории мировых религиозных культур

«Идея о богоизбранности евреев. Талмудизм. Раввинизм. Религиозные движения в иудаизме»

Составил: Федоренко Сергей Александрович,
учитель ЧОУ «Школа имени И. В. Каргеля и Ф. В. Бедекера»

Санкт-Петербург
2014

Из прошлых уроков вы узнали о том, как сложилась богоизбранность еврейского народа и в чём была его цель.
Характер ветхозаветной религии заметно меняется в писаниях пророков. В них звучит боль о грехах, молитва от чистого сердца. Пророки представили иной образ Мессии – не земного царя, кого-то вроде буддийского Чакровартина («Царя, вращающего чакры»), а Сына Человеческого в уничижённом виде (гл. 53 книги пророка Исайи). Но даже пророки не смогли изменить создавшийся в религиозном сознании евреев образ Мессии как земного владыки.
Отказ большинства евреев признать Иисуса Мессией привёл к пересмотру перевода Библии с тем, чтобы пророчества о Христе звучали туманно. И из раввинистических писаний, не вошедших в число библейских книг, были удалены описания страдающего Мессии.
В конце первого века евреи восстали против власти римлян – началась Иудейская война. Однако евреи проиграли, Иерусалим и Храм Единого Бога были разрушены. Евреи даже лишились права жить в Иерусалиме, который был переименован в Элею Капитолийскую. Но евреи продолжали надеяться на Мессию-воителя. Во втором веке евреи опять подняли восстание, которое возглавил иудей по имени Симон и по прозвищу Бар-Кохба («Сын Звезды»), провозгласившего себя долгожданным Мессией. Но и на этот раз всё провалилось. Большая часть евреев была выселена из Палестины. Началась для евреев эпоха Рассеяния, в ходе которой евреи расселились по всей Европе и многим странам Азии.
Теперь в иноверческом окружении евреям было нужно сохранить свою национальную и гражданскую идентичность. Религиозно-общественная элита евреев стала проводить мысль, что во главу угла надо поставить идею богоизбранности, а для её поддержания надо усиленно соблюдать благочестие. Соблюдать благочестие стало сложнее: усилилось количество запретов и предписаний. Необходимо стало обеспечить единообразие правил повседневной жизни всех евреев в рассеянии. Эту задачу выполнили составители Талмуда: огромного по объёму сборника религиозных, этических и правовых норм иудаизма. Его значение для иудаизма столь велико, что Талмуд стали называть Устным Законом, дополняющим Закон Письменный – еврейскую Библию. Существуют две редакции Талмуда – Талмуд Вавилонский и Талмуд Иерусалимский. Древнейшая часть у обеих редакций общая – это т. н. Мишна (Второучение), составленная еврейскими учителями Закона в период после разрушения Храма. Работу по составлению текстов другой части Талмуда – Гемары - проводили учёные толкователи – амораи. Амораи, работавшие в более благоприятных условиях в Месопотамии, в Персидской державе, к началу VI века составили более обширный Вавилонский Талмуд, который для иудеев считается более авторитетным, чем Иерусалимский. Обе Гемары были написаны на арамейском языке – разговорном языке тогдашних иудейских общин.
Талмуд имеет очень своеобразное содержание. Законодательная часть представлена в форме рассуждений мудрецов. Каждый трактат Талмуда состоит из элементов Галахи и Агады. Галаха содержит рассуждения богословского характера, а Агада – исторические предания, нравственные поучения и притчи, иллюстрирующие тексты Галахи.
Талмуд стал своего рода народной конституции религиозного еврейства всего мира.
В Х веке среди евреев Центральной Европы начал формироваться раввинизм. Раввины – учителя Закона – продолжили работу по комментированию положений Талмуда. Главной задачей средневекового раввинизма была разработка строгих правил внутренней дисциплины и самодисциплины, норм поведения каждого еврея и целой общины, независимо от изменившихся внешних обстоятельств.
Религиозные движения в иудаизме
В VIII веке в иудаизме возникло движение караимов, отвергающих Талмуд как искажающий смысл Священного Писания. Караимы исполняли только прямые указания Библии, строго соблюдая религиозные ограничения и посты.
В начале ХVIII века среди евреев Западной Украины возник хасидизм. Западноукраинские евреи жили далеко от центров раввинистической учёности в Польше и Литве и оказались восприимчивы к мистическим идеям, в частности, к древнему учению Каббалы. В самое короткое время хасидизм охватил большую часть еврейского населения Украины, Белоруссии, Бессарабии, Румынии и Венгрии. Сущность хасидского учения заключается в утверждении того, что весь мир – это проявление Божества. Хасиды считают, что Божественную сущность всех вещей человек может постичь внутренним духовным оком. В хасидизме утверждается, что слияние человека с Богом происходит не посредством изучения Закона, а путём восторженной молитвы. Главные добродетели у хасидов – это скромность, радость и душевное горение (воспламеняемость).
Скромность – это следствие того, что всё в мире – творение Божества.
Радость – это отражение того, что всё в мире создано Господом для блага человека. Любое дело надо делать с радостью.
Душевное горение – это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как дело Божие.
Хасиды изменили даже общепринятые обряды, поэтому сторонники раввинизма им противостояли.
В годы Второй Мировой войны немецкие нацисты уничтожили несколько миллионов евреев. Это страшное явление назвали холокостом («всесожжением»).
Холокост и создание еврейского государства Израиль в Палестине привели к перемещению центров хасидизма в Израиль и США. Во многом благодаря работам немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизма стала доступной образованной общественности. Идеи хасидизма отражены в творчестве лауриатов Нобелевской премии по литературе И. Башевича Зингера, Э. Визеля, Ш.-Й. Агнона.
Реформизм в иудаизме возник в Германии в начале XIX века под влиянием христианского протестантизма, немецко-еврейского философа Моисея Мендельсона и социально-политических перемен в Европе, связанных с Французской революцией и наполеоновскими войнами. Реформисты отвергли талмудические предписания, предпочитая библейский принцип «люби ближнего как самого себя». Сейчас центром реформизма являются США, где проживает около миллиона его сторонников и расположены примерно 800 реформированных синагог.
ГЛОССАРИЙ УРОКА:
Амораи – иудейские толкователи Закона, составлявшие Гемару (Вавилонскую и Иерусалимскую).
Караимство – движение иудеев, отвергающих Талмуд как искажающий смысл Священного Писания, возникшее в VIII веке. Караимы исполняли только прямые указания Библии, строго соблюдая религиозные ограничения и посты.
Раввины – учителя Закона, продолжившие работу по комментированию положений Талмуда.
Талмуд – это огромный по объёму сборника религиозных, этических и правовых норм иудаизма.
Хасидизм – мистическое направление в иудаизме, основанное на древнем учении каббалы. Сущность хасидского учения заключается в утверждении того, что весь мир – это проявление Божества.
Реформизм - течение в иудаизме, возникшее в Германии в начале XIX века под влиянием христианского протестантизма, немецко-еврейского философа Моисея Мендельсона и социально-политических перемен в Европе, связанных с Французской революцией и наполеоновскими войнами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К УРОКУ:
1. Какой образ Мессии представляли себе пророки?
2. Чем был вызван пересмотр библейских переводов иудейскими учителями во времена, следующими за эпохой Христа?
3. Расскажите о структуре Талмуда.
4. Что такое караимство?
5. В чём заключается сущность учения хасидизма?
6. Какое явление получило название холокоста?
Ответы на вопросы: 1. Пророки представили иной образ Мессии – не земного царя, кого-то вроде буддийского Чакровартина («Царя, вращающего чакры»), а Сына Человеческого в уничижённом виде (гл. 53 книги пророка Исайи).
2. Отказ большинства евреев признать Иисуса Мессией привёл к пересмотру перевода Библии с тем, чтобы пророчества о Христе звучали туманно.
3. Талмуд имеет очень своеобразное содержание. Законодательная часть представлена в форме рассуждений мудрецов. Каждый трактат Талмуда состоит из элементов Галахи и Агады. Галаха содержит рассуждения богословского характера, а Агада – исторические предания, нравственные поучения и притчи, иллюстрирующие тексты Галахи.
4. В VIII веке в иудаизме возникло движение караимов, отвергающих Талмуд как искажающий смысл Священного Писания. Караимы исполняли только прямые указания Библии, строго соблюдая религиозные ограничения и посты.
5. Сущность хасидского учения заключается в утверждении того, что весь мир – это проявление Божества. Хасиды считают, что Божественную сущность всех вещей человек может постичь внутренним духовным оком. В хасидизме утверждается, что слияние человека с Богом происходит не посредством изучения Закона, а путём восторженной молитвы. Главные добродетели у хасидов – это скромность, радость и душевное горение (воспламеняемость).
6. В годы Второй Мировой войны немецкие нацисты уничтожили несколько миллионов евреев. Это страшное явление назвали холокостом («всесожжением»).
Использованная литература:
1. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины». Любое издание.
2. Осипов А. И. Бог. Любое издание.
3. С.С. Аверинцев «Иудаистическая мифология» //Энциклопедия «Мифы народов мира»: В 2-х томах. 2-е издание. М., 1991г. Т. 1.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992г.
5. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. В 16 томах с иллюстр. СПб.: Издательство Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1908 – 1913.



Категория: Разное | Добавил: fsa
Просмотров: 1567 | Загрузок: 66 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог