Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Разное » Разное


Статья "К проблеме психолого-педагогического сопровождения как условия успешной профессиональной адаптации молодых педагогов"

СКАЧАТЬ (37.5 Kb) 05.05.2013, 14:00
Яшенева Анастасия
специалист по УМР, С(А)ФУ имени М. В. Ломоносова
К проблеме психолого-педагогического сопровождения как условия успешной профессиональной адаптации молодых педагогов
Проблема адаптации – одна из фундаментальных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях. Исследованию проблем начального этапа профессиональной деятельности молодых педагогов посвящены работы Н.А. Аминова (разработка критериев профотбора на педагогические профессии), В.Н. Марушиной(проблемы адаптации молодых специалистов), Л.М. Митиной (психология профессионального развития учителя), Г.Н. Соколовой (профессиональная адаптация), И.Г. Шамсутдиновой (профессиональное самоопределение личности, его этапы и способы) и др.
Психологический словарь предлагает несколько формулировок феномена адаптации и некоторых его характеристик [1, c. 24]. Адаптация (от лат. adaptatio, adaptare, adaptio, adapto – приспособлять, устраивать) – приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды. Регуляторами процесса адаптации выступают мотивы, навыки и умения, опыт, знания, воля, способности. Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. Способность к адаптации выражается не только в приспособлении к меняющимся обстоятельствам, но и в выработке фиксированных способов поведения, позволяющего преодолевать разноплановые и порой острые затруднения. Адаптивные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих характеристик и называются «адаптационный синдром» [2, c. 5].
Широкое понимание профессиональной адаптации дано А.К. Марковой [3, с. 68–73]. Она считает ее одной из необходимых характеристик мотивационной сферы деятельности специалиста. «Профессиональная адаптация – это приспособление человека к новым для него условиям труда». По мнению А.К. Марковой, профессиональная адаптация предполагает освоение человеком ценностных ориентаций в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы. Процесс адаптации начинающих педагогов сопряжен с преодолением многочисленных дидактических, методических, организационно-воспитательных и других разноплановых барьеров, которые сопровождают их деятельность. В процессе они оказываются не готовыми к плодотворной работе в силу отсутствия опыта работы и общения, незнания специфики учебного учреждения, преподавательского коллектива, родительского социума и действия других факторов адаптационно-профессионального характера.
Первое комплексное рассмотрение затруднений в педагогической деятельности принадлежит Н.В. Кузьминой, которая выявляет их сущность, классификацию, структуру в зависимости от некоторых характеристик, содержание и динамику, а также профессиональные аспекты, вызывающие реадаптацию и дезадаптацию. Она определяет профессиональное педагогическое затруднение как субъективное состояние напряжения, тяжести, неудовлетворенности, вызываемое внешними факторами деятельности и зависимое от характера самих факторов, степени подготовленности к деятельности и отношения к ней [5, c. 120–132]. Ситуация стресса, повышенное напряжение, чувство неуверенности в собственных силах сказываются на психологическом и физиологическом состоянии специалиста. Психофизиологическими критериями дезадаптации можно считать ухудшение самочувствия, негативные эмоции, ощущение усталости, соматовегетативные нарушения, нарушение сна, снижение мотивации к деятельности и т.д. Если говорить о педагогической деятельности, то, основываясь на исследованиях отечественных авторов, к основным причинам профессиональной дезадаптации молодых специалистов относят:
• противоречия между представлениями о работе и действительностью (Н.А. Аминов, Л.И. Васина, Э.Ф. Зеер, С.С. Сергеев, В.А. Сластенин);
• разногласия с администрацией (Л.И. Васина, С.С. Сергеев, П.С. Федорова);
• повышенное эмоциональное напряжение (В.Т. Ащепков, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер);
• недостатки в системе психолого-педагогической подготовки начинающих педагогов (Н.А. Аминов, Л.И. Васина, С.С. Сергеев, В.А. Сластенин).
Профессиональная адаптация молодого преподавателя составляет одну из насущных проблем теории и практики педагогического образования. Ее научное изучение поможет вскрыть закономерности формирования высококвалифицированных педагогических кадров, обучения их профессиональному мастерству, а также определить оптимальные условия ускоренной и полноценной адаптации молодых специалистов к педагогической профессии. Итогом профдезадаптации может стать уход из профессии, неудовлетворенность трудом, деструктивное поведение, производственный брак, конфликты, текучесть кадров. Одним из способов оптимизации процесса адаптации является психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов. Своевременная помощь профконсультанта, психолога и (или) педагога-психолога снизит психологический дискомфорт, поможет разрешить конфликтные вопросы, сделает процесс адаптации более быстрым и легким, предотвратит развитие профессиональной дезадаптации.
К эффективной психологической помощи по преодолению кризисов профессионального становления относят диагностику социально-профессиональных качеств личности, тренинги личностного и профессионального роста, рефлексию профессионального развития, составление альтернативных сценариев профессиональной жизни, индивидуальное консультирование, расширение информационного пространства специалиста, прогноз желаемых профессиональных достижений и прочее. Психологическое сопровождение специалистов предполагает целостный комплекс непрерывных мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия с педагогами, и включает в себя различные формы работы, обозначенные выше.
Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, Таким образом, психологическое сопровождение – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Психологическое сопровождение на стадии адаптации помогает успешному продвижению специалиста в области профессии, снятию эмоционального напряжения, вхождению в профессиональный коллектив.Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, поддержание адекватной самооценки, повышение эффективности профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом.


Категория: Разное | Добавил: nastya
Просмотров: 3149 | Загрузок: 211 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог