Автор: Есергепова Назгуль Клышбаевна Костанайская область, Костанайский район, Затобольская СШ№ 1, учитель математики
УЧАСТИЕ В ГРУППОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ Участие в групповой работе – процесс, очень творческий и интересный. И чем активнее ты работаешь в группе, чем больше идей для своей команды ты предлагаешь, тем качественнее успех всей группы. С первых дней обучения на курсах нас делили на группы по 6-7 человек, мы изучали новые темы, составляли кластеры, творчески подходили к выполнению заданий. Каждый раз состав групп менялся. Разделение коллектива на группы... Казалось бы, это проходной и малозначащий момент. Однако дело обстояло не так. Оказывается, способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе и на какой результат эта группа выйдет. Сначала я думала, что это делали для того, чтобы мы смогли познакомиться со всеми, лучше узнать друг друга. Конечно, такую цель они тоже преследовали. Но самое главное было наблюдать, как мы работаем в новом составе, проявляем свои способности. В нашей второй группе с первого дня тренером определились четкие правила работы. Основным материалом для обучения на данных курсах является «Руководство для учителя» и дополнительный материал для чтения. Это руководство помогает рассмотреть и самостоятельно изучить семь модулей Программы. Каждый модуль мы рассматривали на соответствующих аудиторных занятиях первого этапа «Лицом к лицу». Так на практике нас знакомили с новыми подходами в преподавании и обучении. Здесь и общение и обучение. В группе первую неделю было немного сложно работать, я бывало просто хотела промолчать, хоть и знала как правильно поступить. Было страшно сказать, что то неправильно. В групповой работе мне отводилась роль оформителя, т.к. я могу рисовать, а так же выдвигать идеи, высказывать мнения. На первом этапе мы все сдружились и с уважением относились к каждому. Групповая работа помогла мне справиться с чувством неуверенности, научила не бояться высказывать свою точку зрения иногда при обсуждении, какого- то вопросы дело доходила до спора, спорила я только в том случае, если была уверенна в правоте своего ответа, даже порой приходилась переубеждать всю свою подгруппу. В некоторых группах работалось очень легко, а в некоторых сложно, было тяжело находится под чьим- то давлением, когда тебе навязали свое мнение и ты должен был согласиться. Удовольствия от работы я не испытывала, кроме как усталости. На протяжении первого этапа нас знакомили с новыми формами работы, стратегиями и модулями. Темы для изучения были предложены в соответствии с модулями. Это «Модель современного учителя. Что такое культура?», «Создание позитивного климата и атмосферы в классе», «Определение трудностей в обучении», «Обучение тому, как обучаться» и многое другое. Мы работали в группах, создавали проекты, обменивались мнениями. Так получилось, что для того, чтобы можно было советоваться друг с другом, консультироваться по планированию серии последовательных к уроков, мы к концу первого этапа обучения разбились на группы по предмету преподавания. В нашей группе собрались учителя математики. На практике в школе, во время второй сессии, я убедилась в том, что чем больше людей сотрудничает, тем качественнее становится результат их совместной работы. Я вызвала к доске двоих учащихся с тем, чтобы они выполнили один пример, класс в это время работал самостоятельно. Эти учащиеся с высокой познавательной активностью, девочка отличница и мальчик хорошист, до этого работающие в разных группах, справиться с заданием не смогли без моей помощи. Причина неудачи заключалась в том, что к предложениям друг друга они относились крайне нетерпимо. Я предложила ответить им на вопрос: «В чем вы видите причину того, что не справились с заданием». Сразу ответить на вопрос они не смогли, я предложила подумать им об этом дома и написать небольшое эссе. Дети самостоятельно сделали вывод о том, что причина неудачи кроется в неумении сотрудничать. Эти выводы и наблюдения очень заинтересовали меня. Я вспомнила о том, как сама вначале первой сессии не умела выслушать чью-либо точку зрения. Наверное, по этим причинам, придя на третью сессию курсов, я приняла активное участие в групповой презентации. На втором этапе «лицом к лицу», после прохождения практики стали обмениваться мнениями, показывали уроки и вместе обсуждали. Помогали корректировать работы, дополняли и давали советы по усовершенствованию. При обсуждении в группе всегда находится правильное решение. В нашей группе есть учителя с большим стажем и опытом работы: Мурат, Полина, Елена есть, у кого поучиться и с кем посоветоваться. В группе дружеские отношения. Думаю, что и после окончания курсов мы будем дружить, общаться и обмениваться мнениями по поводу уроков. Если мнения в группе расходятся, то мы выслушиваем мнения каждого, рассматриваем проблему со всех сторон и находим компромисс. «В споре рождается истина». Часто спрашиваем совет у Ирины Павловны. Она может компетентно объяснить и помочь нам. В конце нашего обучения заметила изменения в себе. Стала более уверенной, могу излагать свои мысли, описывать свою работу. Общение с коллегами приносит радость, полное взаимопонимание и уважение. В процессе работы, я для себя открыла новые стороны своего «Я»: я научилась аргументировано доказывать свою точку зрения, убеждать, приводить яркие примеры, слышать собеседника. Такое участие в групповой презентации дает положительные результаты для развития личности, понимание сути вопроса приходит быстрее, чем при работе самостоятельно. Поэтому в дальнейшей своей практике, я обязательно вовлеку своих коллег в групповую творческую работу, буду проводить в форме групповой работы родительские собрания, ну и конечно, урок. Все этапы групповой работы — формулирование собственного мнения, слушание чужих точек зрения, критическая оценка высказанных гипотез, групповая дискуссия по нахождению общего решения, презентация работы групп, рефлексия способов групповой работы — требуют, чтобы им специально учили. Причем учили не только детей, но и педагогов. И это, кстати, открывает отличные перспективы для моего сотрудничества, заинтересованного в применении групповой работы, и психолога. Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, — тем профессиональнее будет наша деятельность.
|