Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Сценарии


Сценарий литературного вечера-салона "Под сенью дружных муз" 8-9 классы

СКАЧАТЬ (17.5 Kb) 05.10.2014, 14:39
Пастернак Марина Богдановна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 8 с углублённым изучением иностранных языков г. Смоленска
Литературный вечер может быть проведён учащимися 8-9 кл. при изучении творчества А.С.Пушкина. Подготовка вечера погружает школьников в салонную культуру начала 19 века, развивает интерес к классической литературе, воспитывает художественный вкус.
Сценарий литературного вечера - салона «Под сенью дружных муз»
Пастернак Марина Богдановна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 8 с углублённым изучением иностранных языков г. Смоленска
8-9 кл.
Цели и задачи:
погружение в культуру пушкинской поры, развитие познавательного интереса к литературе и искусству XIX в., расширение кругозора учащихся, создание условий для проявления и развития творческих способностей в коллективной творческой деятельности, воспитание эстетических и нравственных чувств.
Музыкальное оформление: исполнение романсов под аккомпанемент фортепиано.
Оформление зала: столики для команд «гостей» - соответственно эпохе - свечи, книги, букеты цветов; на сцене – рояль, круглый столик на высокой ножке и стул (для ведущей), в глубине сцены – задрапированный портрет А.С. Пушкина, под ним цветы, свеча.
Ход вечера:
Программа вечера начинается с исполнения учащимися медленного вальса (танцует пара в бальных нарядах).
Учитель: Добрый вечер, дорогие друзья! Этим прекрасным классическим танцем начинается наша сегодняшняя встреча. Изучая творчество А.С.Пушкина, мы вспоминаем всё, что связано с именем поэта и его эпохой, пытаемся приоткрыть завесу непостижимой тайны Пушкинского слова. Мы приглашаем вас посетить популярный в пушкинские времена салон – литературно-музыкальный кружок «Под сенью дружных муз».
На сцену поднимается группа 9- классников-ведущих.
1-ый ученик: Итак, салон. В первой половине XIX века он был символом российской культуры. Это была самая распространённая форма общественной жизни. В стенах аристократических гостиных элита наслаждалась живописью, музыкой, литературой, игрой в домашних спектаклях. Здесь наряду с государственными обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьёзными беседами.
2-ой: В объявленный день без специального приглашения сходилась определённая группа людей, чтобы побеседовать, обменяться мнениями, помузицировать. Ни карт, ни застолья такие собрания не предусматривали.
3-ий: Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила дух интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона. Например, у госпожи Лаваль по средам принимали членов дипломатического корпуса и лиц из высшего общества. Бывал у неё и Пушкин. Здесь он читал ещё не напечатанную драму «Борис Годунов».
4-ый: Княгиня Зинаида Волконская, будучи писательницей, композитором, певицей, собирала в своём доме в определённый день недели вместе с представителями высшего света и сановниками писателей, поэтов, художников, журналистов. Княгиня Волконская владела трудным исскуством хозяйки салона – умела организовать вечер так, чтобы всем казалось, будто это сплошная импровизация.
3-ий: Каждый дом, в котором собирались интересные люди, отличался порядком проведения вечера. Так, к Е.А.Карамзиной гости съезжались к 10 часам вечера, а разъезжались в 2-3 часа ночи. Здесь говорили по-русски, а не по-французски. Мы узнаем салон и его милую хозяйку в черновых строфах «Евгения Онегина».
2-ой: В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей.
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал её ушей
Живою странностью своей…
А вот и хозяйка нашего сегодняшнего вечера…(Представляя девушку, выходящую на сцену).
«Хозяйка» салона: Милостивые государыни и милостивые государи! Мы собрались, чтобы интересно провести время: почитать стихи, помузицировать, поиграть в занимательные литературные игры. Мой салон отличается своим подбором посетителей, своим «характером», и сейчас сюда прибудет один замечательный гость. Его имя означает «мужественный защитник». Он родился в Москве в самом конце XVIII века в семье майора, офицера гвардии. Сам он служил в Коллегии иностранных дел, но отнюдь не по этой причине его имя известно туркам и англичанам, арабам и китайцам, немцам и французам.
Так кто же он, уважаемые гости?..
(Из зала выходит ученик в сюртуке, с гусиным пером в руке, поклонившись ведущей, декламирует стихи Пушкина)
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьётся и пылает гений.
Певца, пленённого тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.(Кн.З.А.Волконской. При посылке ей поэмы «Цыганы»)
«Хозяйка» салона: Почитаем Пушкина, господа!
(Чтец передаёт перо следующему участнику. Звучат стихотворения А.С.Пушкина)
«Хозяйка» салона: Одно из любимых занятий в моём салоне – разыгрывание «живых картин». Сейчас перед вами оживут персонажи Пушкина. Интересно, узнаете ли вы их.
Инсценировка отрывка из повести «Барышня-крестьянка», участвуют 2 героини.
На сцене стул, на который усаживается Лиза. Входит Настя, русский узорчатый платок прикрывает плечи, в руке корзинка с цветами; девушка располагается у ног барышни.
Настя: Ну, барышня, благодарствую, погуляла!
Лиза: Я вижу. Весела! Да куда гулять-то ходила?
Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница, звала обедать.
Лиза: Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.
Настя: А нам какое дело до господ? К тому же я ваша, а не барина. Вы ведь не бранились с молодым Берестовым. А старики пускай себе дерутся, коли им это весело.
Лиза: Скажи, Настя, а не видела ли ты случайно Алексея Берестова? Каков он собою и что он за человек?
Настя: Как это не видела? Нагляделась довольно. Целый день были вместе.
Лиза: Как это? Расскажи, расскажи по порядку.
Настя: Извольте-с: вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми…
Лиза: Ну! а Берестов?
Настя: Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле неё…а дочери и надулись…
Лиза: Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!
Настя (не слушая): Ну вот вышли мы из-за стола…а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое…Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.
Лиза: Ну что ж? Правда ли, что он хорош собой?
Настя: Удивительно хорош, краавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щёку.
Лиза: Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
Настя: Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
Лиза: С вами в горелки бегать? Невозможно!
Настя: Очень возможно. Да что ещё выдумал! Поймает, и ну целовать!
Лиза: Воля твоя, Настя, ты врёшь!
Настя: Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. (Потирает щёку.) Целый день с нами так и провозился.
Лиза: Да как же, говорят, он влюблён и ни на кого не смотрит?
Настя: Не знаю-с, а на меня так уж и слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже…Такой баловник!
Лиза: Это удивительно! А что в доме про него слышно?
Настя: Барин, сказывают, прекрасный: такой добрый, такой весёлый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться, да по мне, это ещё не беда: со временем остепенится.
Лиза (со вздохом): Как бы мне хотелось его видеть!
Настя: Да что же тут мудрёного? Тугилово недалеко, всего три версты: подите погулять в ту сторону или поезжайте верхом, вы верно встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьём на охоту.
Лиза: Да нет, нехорошо. Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре…Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!
Настя: И в самом деле, наденьте толстую рубашку, сарафан (накидывает платок Лизе), да и ступайте смело в Тугилово, ручаюсь, что Берестов уж вас не прозевает.
Лиза: Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!
(Вместе сбегают со сцены и усаживаются в зале среди гостей.)
Голос 1-го ведущего: В гостиной бывали не только театральные, но и музыкальные представления. Звучала музыка Моцарта, Сальери, Россини, Верстовского, Алябьева. (Звучит тихая классическая музыка.) Вечер не мог считаться удавшимся без игры на фортепиано и исполнения романсов.
«Хозяйка» салона: Сейчас в исполнении нашего почётного гостя прозвучит романс на стихи А.С. Пушкина «Не спрашивай, зачем…» Милостивая государыня (приглашая исполнителя), пожалуйте к роялю!
1-ый ведущий: В начале XIX в. большое распространение получили альбомы. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей её салона с просьбой написать ей стихи.
«Хозяйка» салона (показывая стилизованный альбом): Обязательными элементами оформления альбомов были виньетки и рисунки-аллегории. «Два сердца, факел, цветки", как писал Пушкин. Помещали же в них мадригалы, посвящённые хозяйке дома, эпиграммы на кого-нибудь из гостей, забавные рисунки. Были и другие альбомы…
Чтец:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда назло правописанью
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…
4-ый ведущий: Нам известны стихи А.С.Пушкина, которые он писал в альбомы Екатерины Ушаковой, Евдокии Голицыной. А помните шутливые посвящения Зизи Вульф?
Да-да, послушайте!
Вот, Зина, вам совет: играйте,
Из роз весёлых заплетайте
Себе торжественный венец –
И впредь у нас не разрывайте
Ни мадригалов, ни сердец.
«Хозяйка» салона: Стихи в альбом – жанр особый, лёгкий, сродни мазурочной болтовне. Например, мадригал –небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющее её, - был очень популярен в салонной поэзии. Наш альбом пока пуст, заполним же его. (Звучат стихотворения Пушкина, посвящённые дамам.)
3-ий ведущий: Поэтические строки, в особенности лирика любви, всегда вдохновляли композиторов. Известно более 600 романсов на стихи А.С. Пушкина. Сейчас под аккомпанемент фортепиано прозвучит одно из самых удивительных произведений «Я вас любил…»
«Хозяйка» салона: А можно ли проникнуть в творческую мастерскую поэта? Предпримем такую попытку, играя в старинную французскую игру буриме – составление стихов на заданные рифмы. Напишите четверостишье, используя рифмы:
отваге - бумаге, бегут-потекут. (На столы раздаются листочки с заданием.)
Чтобы остальные гости не скучали в это время, мы поиграем в пушкинские рифмы. Последнее слово будет опущено, нужно проговорить его хором.
*** ***
В тот год осенняя погода Прощай, свободная стихия!
Стояла долго на дворе, В последний раз передо мной
Зимы ждала,ждала природа. Ты катишь волны голубые
Снег выпал только (в январе). И блещешь гордою (красой).
*** ***
Редеет облаков летучая гряда. Она была не тороплива,
Звезда печальная, вечерняя звезда! Не холодна, не говорлива,
Твой луч осеребрил увядшие равнины, Без взора наглого для всех,
И дремлющий залив, и чёрных скал(вершины). Без притязаний на (успех).
*** ***
Исполнились мои желания. Фонтан любви, фонтан живой!
Творец Принёс я в дар тебе две розы.
Тебя мне ниспослал, тебя Люблю немолчный говор твой
моя Мадонна, И поэтические (слёзы).
Чистейшей прелести
чистейший (образец).

…Четверостишия на заданные рифмы придуманы и прочитаны. Послушаем, как строки звучат в оригинальном тексте стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
2-ой ведущий: В отличие от великосветских, домашние балы и литературно-музыкальные вечера допускали некоторые вольности. Молодёжь играла, веселилась. Очень популярны были фанты. Попробуем и мы возродить эту традицию. Ваши фанты, господа! (Собираются по фанту от группы.)
- Что сделать этому фанту?..
1. Этому фанту следует одним росчерком пера изобразить профиль дамы с причёской начала XIX века.
2,3. Вам надлежит создать «живые» картины на следующие сюжеты пушкинских стихотворений:
На статую играющего в бабки
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.
Вот уж прицелился…прочь! раздайся, народ любопытный.
Врозь расступись, не мешай русской удалой игре.
***
Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила;
К ней на плечо преклонён, юноша вдруг задремал.
Дева тотчас умолкла, сон его лёгкий лелея,
И улыбалась ему, тихие слёзы лия.
4 фант. Вам предлагаются строки из произведений А.С.Пушкина и М.В.Ломоносова. Выберите из этих «стихотворных параллелей» пушкинские.
*** ***
Природа жаждущих степей… И персы в жаждущих степях…
*** ***
Гордясь могучим седоком… Прекрасной всадницей гордясь…
*** ***
В священном ужасе поэт. Священный ужас мысль объемлет!
(А.С.Пушкин) (М.В. Ломоносов)
5 фант. Этому фанту предположить, сколько грамматических ошибок допустил Пушкин в своих стихах, по словам самого поэта:
«Более 16 лет я печатаюсь, и критики отметили в моих стихах… (5) грамматических ошибок. Я всегда был им искренне благодарен»
По окончании игры в фанты вновь звучит прекрасная музыка. Романс «Я ехал к вам».
«Хозяйка» салона: «Под сенью дружных муз» проходит наша сегодняшняя встреча. Рядом с Пушкиным перед нами всегда оживает образ его чудесной няни, поистине его «народной Музы». Нет в истории мировой литературы другой няни, чьё имя так тесно сплелось бы с именем её питомца. Простая, неграмотная русская женщина, крепостная крестьянка стала спутницей великого поэта. И нет среди нас человека, кому не было бы знакомо её имя. Назовите имя, отчество и фамилию няни Пушкина.
- Арина Родионовна Матвеевна, урождённая Яковлева.
Ах, эти женские имена: Татьяна, Ольга, Лиза, Мария… Вспомните произведения Пушкина, героиню которых зовут Мария.
- «Дубровский» - М.К.Троекурова, «Капитанская дочка» - М.И.Миронова, «Выстрел», «Метель», «Бахчисарайский фонтан», «Полтава».
16-летний Пушкин кому-то посвятил строки шутливой эпитафии. Восстановите пропущенную фамилию.
Здесь (Пушкин) погребён; он с музой молодою,
С любовью, леностью провёл весёлый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
Учитель: Прошло уже 176 лет с того дня, когда Россия потеряла своего гениального сына. В память об этом зажжём свечу у портрета Пушкина и минуту помолчим.
А.С. Пушкин давно перешагнул через 2 столетия, он перешагнёт и через тысячелетия…Думаю, душа его была сегодня с нами.
Благодарим всех за участие. Своим пониманием поэзии, чутким отношением к музыкальной культуре, своей юностью, изящными манерами вы доставили радость всем присутствующим.
(На сцене чтец с томиком стихов Пушкина)
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновений ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!(«Евгений Онегин»,8 глава)

Список источников:
1.Пушкин А.С. Собрание сочинений в одном томе. – М.: Худож. литература, 1984.
2. Гаврилова Р.А. В салоне Татьяны Лариной // Читаем, учимся, играем. Журн.- сборник сценариев для библиотек. Выпуск 6, 1998.
3. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры: Салон. Альбом.// Литература в школе – 1997, №4, с 18-31.


Категория: Сценарии | Добавил: pasternakmarina
Просмотров: 7315 | Загрузок: 182 | Рейтинг: 4.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог