Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Кыштыма
Методическая разработка учебного занятия
«Прекрасная страна – Театр»
Вводное занятие
Автор: Силантьева Светлана Владимировна
Должность: учитель театра, руководитель
театрального коллектива
Категория: высшая
Кыштым 2014
Методическая разработка учебного занятия.
Тема: «Прекрасная страна – Театр».
Цель: познакомить детей с миром прекрасного и ввести в этот мир.
Задачи:
1. Образовательная: развитие познавательного интереса к виду искусства театр.
2. Развивающая: развитие деловых качеств личности ребёнка, таких как самостоятельность, ответственность, активность через включение во все этапы работы, развитие творческих способностей ребенка.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию культуры общения и поведения, активности через работу над образами, толерантности.
Тип учебного занятия: урок-игра.
Структура учебного занятия (этапы учебного занятия):
- организационный;
- подготовительный;
- основной;
- итоговый;
- рефлексивный.
Оборудование: АРМ учителя (презентация), музыкальное оформление (песня «Вы Само Совершенство» из кинофильма «Мэри Поппинс», «Сиртаки», звонок), карточки с заданиями, маски (жанры трагедия и комедия), реквизит: зонт, чемоданчик, ткань-занавес, вывеска «Теремок», шляпа, элементы костюмов сказочных персонажей.
Количество учащихся: 12 человек.
Возраст: 10-11 лет.
Звучит песня «Вы, Само Совершенство», стук в дверь, появляется Мэри Поппинс (с зонтом и чемоданчиком в руках).
Мэри Поппинс: Здравствуйте, это 4 «А» класс?
Дети: Да!
Мэри Поппинс: Тогда мне к вам. Зовут меня Мэри Поппинс. Я к вам прилетела не случайно, сегодня мы с вами отправимся в прекрасную страну, дороги которой освещены трепетным огнём факелов, благодарным сиянием свечей, таинственным светом софитов. Вместо стука дождей и капели здесь постоянно звучат аплодисменты. В этой стране не бывает скучной жизни: слёзы, смех, страсти, вымысел, фонтаны музыки, каскады шуток, узоры мудрых мыслей - всё здесь сплетено в клубок невероятно захватывающих событий. Эта страна Театр. Тот, кто однажды гостил в стране Театр согласится: равнодушно покинуть её невозможно. Театр пленяет человека сразу и навсегда. А чтобы нам интересно было путешествовать по этой стране, я захватила с собой, на мой взгляд, очень важные вещи. Эти вещи называются «реквизит», его мы будем использовать в нашем путешествии. Если бы возможно было сесть в машину времени, да и промчаться вдоль и поперёк из одного века в другой, из другого - в третий, четвёртый, мы увидели бы и запомнили тысячи счастливых, с капельками слёз, глаз - глаз зрителей - и застывшее в них восхищение: «Да здравствует театр, сияющий остров праздника!». Главным действующим лицом в театре является актёр.
Вопрос: А как вы, ребята, думаете, какими способностями обладает актёр?
Дети: Владеет голосом, пластикой, выразительностью, воображением, фантазией, памятью, вниманием, мышлением, волей и т.д.
Мэри Поппинс: А как вы думаете, эти качества нужны только актёру?
Дети: Нет. Они нужны всем.
Мэри Поппинс: Конечно же. Эти качества действительно нужны всем людям для того, чтобы жить и быть счастливыми. Добро пожаловать в Грецию - родину современного театра, где обучали искусству слова. Хорошей тренировкой для чёткого произношения служат скороговорки. Давайте и мы попробуем себя в этом искусстве.
Чтение скороговорки учителем с постановкой ударения на каждом слове поочередно с постановкой вопроса. Задание для учащихся: проговорить скороговорку «Шесть мышат в шалаше шуршат» по образцу. Слайд №1.
Мэри Поппинс: А теперь произнесём так, как это могли бы сказать поочередно мышка, лягушка, заяц, лисичка, волк, медведь. Молодцы! Вы хорошо справились с задачей. У древних греков покровительницами театра были музы трагедии - Мельпомена и комедии - Талия. Обратите внимание на слайд (Слайд №2), они перед вами. Я прочитаю вам четверостишие. Ответьте на вопрос, какая муза помогла мне прочитать стихотворение первый раз, а какая - второй раз.
Мэри Поппинс читает стихотворение «Наша Таня громко плачет…» в разных жанрах, дети правильно определяют жанры:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плач,
Не утонет в речке мяч.
Мэри Поппинс: Ребята, вам предложены стихотворения, а теперь попробуйте вы прочитать их в указанном жанре. Работа выполняется в парах.
Варианты заданий:
1. «Зайка»
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
2. «Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
3. «Бычок»
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Мэри Поппинс: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с заданием. Театральное искусство росло, набирало силу, и актёры научились уже владеть не только словом, жестом, но и действиями, которыми выражали характер своих героев.
Мэри Поппинс делит воспитанников на три группы по четыре человека.
Мэри Поппинс: Я предлагаю вам карточки с заданиями, при помощи движения, пластики покажите указанный образ, а зрители должны определить, о ком идёт речь. Вам предстоит из позиции зрителя переходить в позицию исполнителя и наоборот.
Задания: старики, спортсмены, дети.
Мэри Поппинс: Все замечательно справились с данной задачей, аплодисменты звучат в ваш адрес. Над развитием, каких навыков мы сегодня работали? Мы развивали дикцию, работали над интонацией, движением, пластикой. Эти навыки пригодятся нам для создания спектакля. Вот ваши роли, уважаемые артисты, готовьтесь.
Мэри Поппинс делит группу на три подгруппы по следующему принципу: первая группа - звери: мышка, заяц, лягушка, волк, лиса; вторая группа - «декорация»: домик (4 человека), медведь; третья группа - занавес (2 человека). Дети работают по трём зонам.
Мэри Поппинс: А чтобы ваш образ был ярче и интереснее, выберите для его создания реквизит и детали костюмов из нашего сундука.
Текст пьесы «Теремок»
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Кто, кто в невысокм живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: А я лягушка-квакушка.
Мышка: Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
Зайчик: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка!
Лягушка: Я, лягушка-квакушка! А ты кто?
Зайчик: А я зайчик-побегайчик.
Мышка: Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
Лисичка: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка.
Лягушка: Я, лягушка-квакушка.
Зайчик: Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лисичка: А, я лисичка-сестричка.
Мышка: Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
Волчок: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка.
Лягушка: Я, лягушка-квакушка.
Зайчик: Я, зайчик-побегайчик.
Лисичка: Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
Волчок: А я волчок-серый бочок.
Лягушка: Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в теремке живут, песни поют. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Медведь: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка.
Лягушка: Я, лягушка-квакушка.
Зайчик: Я, зайчик-побегайчик.
Лисичка: Я, лисичка-сестричка.
Волчок: Я, волчок-серый бочок. А ты кто?
Медведь: А я медведь косолапый.
Волчок: Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
Медведь: Я лучше у вас на крыше буду жить.
Лягушка: Да ты нас раздавишь!
Медведь: Нет, не раздавлю.
Зайчик: Ну так влезай!
Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали они жить поживать.
Звенит звонок, через некоторый промежуток времени второй, затем третий.
Мэри Поппинс: Тс-с-с! Слышите? Звонок… второй… третий. У нас сегодня премьера - первое выступление со спектаклем. Представление начинается.
Показ сказки, Мэри Поппинс выступает в роли автора.
Мэри Поппинс: Аплодисменты актёрам! А сейчас, ребята, я попрошу вас подойти к парте и выбрать маски, которая соответствует вашему настроению. Маски вам предложены двух видов: грустные и веселые. Эти маски представлены в тех жанрах, о которых мы с вами говорили сегодня, и появились они как раз в Древней Греции.
Дети выбирают маски и встают в одну линию.
Мэри Поппинс: Оказывается, у всех ребят замечательное настроение, возьмите себе эти маски на память. Так в какой стране, ребята, мы побывали?
Дети: В стране Театр.
Мэри Поппинс: Если бы страна Театр не появилась на свете, люди всё равно бы её выдумали. Ведь постоянно путешествуя по её дорогам, человечество учится любить, страдать, сопереживать, плакать, думать - жить. Ну что ж, моя миссия выполнена, пора в путь.
Список используемой литературы:
1. Андрианова–Голицина И. А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр, – М.: ООО Фирма «Издетельство АСТ»; Издательство Астрель», 2000 – 448 с.: ил.
2. Барто А. Л. «Стихи для детей [Электронный ресурс] // Lukoshko.net, 2001–3013. URL: http://lukoshko.net/story/igrushki.htm.
3. Русская народная сказка «Теремок».
|