Цель занятия: помощь в профессиональном самоопределении, формирование способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности.
Одновременно с этим, как и любой тренинг, данное занятие рассчитано на формирование умения работать в команде и принимать взвешенные решения, развивает уверенность в себе, эмпатию, толерантность.
Ход занятия:
Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на очередном занятии по профориентации.
Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным миром профессий, а также попытаемся найти свое место в этом мире.
- «Распредели профессии по типу»
Цель: актуализация имеющихся знаний о профессиях и подготовка к сложным игровым взаимодействиям, повторение классификации профессий и формирование умения относить профессию к определенному типу, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Мы помним, что существует большое количество различных классификаций профессий. Про одну из классификаций мы узнали, когда проходили диагностику. Мы определяли себя по отношению к одному из видов профессий: человек, знаковая система, художественный образ, техника, природа.
Инструкция: Определите, к какому типу относятся предложенные вам профессии (они на ваших столах, по две профессии для каждого). Подойдите к соответствующей эмблеме и в числовой таблице зачеркните код данной профессии.
Предлагаемые профессии и их распределение по типам:
- Учитель
- Актер
- Автослесарь
- Врач
- Герантолог
- Переводчик технического текста
- Бухгалтер
- Стилист
- Ландшафтный дизайнер
- Реставратор
- Флотатор
- Скреперист
- Таксист
- Системный администратор
- Инженер-конструктор
- Эколог
- Агроном
- Раклист
- Финансист
- Спортивный комментатор
- Агрохимик
- Следователь
- Маркшейдер
- Налоговый инспектор
- Клинер
- Художник
- Веб-продюсер
- Геодезист
- Микробиолог
- Специалист по маркетингу
- Менеджер
- Ювелир
Человек: 1, 4, 20, 22, 31,
Знаковая система: 6, 7, 14, 19, 24, 28, 30,
Художественный образ: 2, 8, 9, 10, 18, 26, 32
Природа: 5, 9, 16, 17, 21, 29,
Техника: 3, 11, 12, 13, 15, 23, 25, 27
Особенность данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.
Вывод по упражнению: профессий множество, но есть еще неизвестные нам. Следовательно, мир профессий нами не до конца изведан. Еще есть время узнавать новое и искать свою профессию. Узнавай, ищи и найдешь свою профессию.
- «Упражнение «Лучший мотив»
Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.
Инструкция: Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого вам предлагается список из 16 мотивов. Я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше.
- Возможность получить известность, прославиться.
- Возможность продолжать семейные традиции.
- Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
- Возможность служить людям.
- Заработок.
- Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
- Легкость поступления на работу.
- Перспективность работы.
- Позволяет проявить свои способности.
- Позволяет общаться с людьми.
- Обогащает знаниями.
- Разнообразная по содержанию работа.
- Романтичность, благородство профессии.
- Творческий характер труда, возможность делать открытия.
- Трудная, сложная профессия.
- Чистая, легкая, спокойная работа.
У вас остался список из 8 мотивов.
Самостоятельно в своих командах, также сравнивая попарно, сократите этот список до 4 мотивов.
Сравните оставшиеся две пары мотивов. Осталось 2 фразы. Сравните и их.
В результате у каждой команды должно остаться только 1 утверждение. Огласите его.
Почему именно этот мотив для вашей группы стал определяющим. Согласны ли вы? Почему? Какой мотив для вашей группы является ведущим? Почему?
Вывод по упражнению: мы все разные, поэтому и мотивация к выбору профессии у нас различна. Она может меняться в течение жизни, так как мы развиваемся и меняем свои взгляды.
- «Генеральная уборка»
Цель упражнения: «Инвентаризация» негативного и позитивного жизненного опыта.
Вы стоите на пороге важного события в своей жизни. Мы выяснили, что является главным для Вас при выборе профессии. Но прежде, чем подойти к этому важному в вашей жизни выбору необходимо произвести генеральную уборку, но только не в прямом смысле этого слова. Генеральную уборку сейчас мы будем делать не в доме, а в душе. Для этого самое подходящее время.
Что значит генеральная уборка в доме? Это значит, перебрать все вещи. Определить их ценность: что-то чинят, что-то выбрасывают, а что-то оправляют в сарай или чердак – выкинуть жалко, но в доме это не нужно. Обычно после генеральной уборки в доме становится чище, светлее, радостнее…
Так и в душе, особенно сейчас перед важными «стартами».
Перед нами три коробки.
«Мусор» - в эту коробку мы сложим то, что нам уже совсем не нужно, от чего вы готовы избавиться.
«Сейф» - в эту коробку мы сложим то, что именно сейчас необходимо для вас, те ресурсы, которые необходимо вас в эти полгода.
«Чердак» - это то, что вам не очень сейчас нужно, но и выбрасывать это как-то не хочется, вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.
Вспомните события, чувства, предметы, людей, места, которые вспоминать неприятно, ненужно, стыдно, обидно, больно. Чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте их на листочке несколькими словами. Заклейте. Подпишите «Мусор».
Теперь вспомните самые дорогие и необходимые для вас моменты, события, людей, предметы, места. Все то, что так необходимо сейчас вам, что сделает вас сильнее. Обозначьте это на листочке несколькими словами. Заклейте. Подпишите «Сейф».
Теперь подумайте о том, что в вашей жизни есть не очень-то и нужное, но выкинуть это их памяти, из жизни жалко. Просто это не очень актуально в обозримом будущем. Пометьте это на листочках и заклейте, подпишите «Чердак».
Все ваши бланки сложите, пожалуйста, в коробки. Теперь нужно запечатать эти коробки.
Обсуждение: Поделитесь впечатлениями от выполненного упражнения. Что вы выбросили, а что вам необходимо? Чем эти вещи, люди, события помогут вам в вашем профессиональном определении, в дальнейшей реализации вашей цели? Какие вещи вы отправили на чердак, почему?
- Вселенная моего «Я»
Цель упражнения: помощь в осознании системы ценностей.
Инструкция: В центе листа нарисован небольшой круг, обозначенный большой буквой «Я». Вокруг него 9 окружностей – одна вокруг другой, как орбиты вокруг солнца. Каждая орбита – это сфера вашей жизни: родственные отношения (родителе, братья и т.д.); профессия; важное хобби, увлечение; финансовое положение; семья (ваша, а не родительская); карьера; друзья; развлечения; путешествия, познание мира.
Назовите каждую орбиту в соответствии со списком, но порядок определите сами: ближе всего находится орбита, которая сейчас для вас важнее всего, затем вторая по важности, самая дальняя – наименее важная из этого списка. Если в списке нет чего-то важного для вас – можете добавить. Вы можете использовать разные цвета для каждой сферы.
Затем на каждой орбите нарисуйте «планеты» - людей, которые вам близки, или которые вам очень помогают именно в этой области. Может быть, вы не считали раньше их значимыми, но оказалось, что в этой области без них не обойтись. Может быть, их нет в живых или они живут далеко от вас – неважно. Главное, чтобы вы чувствовали, что они незримо помогают вам. Все они – планеты определенной орбиты.
Один и тот же человек может быть обозначен как планета на разных орбитах, если он много значит в каждой области. У каждого человека – планеты свой цвет, на какой бы орбите он не находился вы узнаете его по цвету. Цвет выбираете такой, какой вы считаете наиболее подходящим для этого человека – планеты.
Обсуждение: Что вы смогли понять для себя при выполнении этого упражнения?
Вывод по упражнению: каждый из нас носит в своей душе много ценного и много лишнего. И очень важно иногда решиться и выбросить все не нужное, мешающее, и заново почувствовать ценность важного. Только предварительно нужно хорошенечко подумать, чтобы отличить одно от другого.
Завершить наше занятие сегодня мне очень хочется притчей.
«Учитель, - спросили ученики восточного мудреца, - почему ты поклонился вору, которого сегодня вели на казнь?» Мудрец ответил: «Я поклонился не вору, а целеустремленности этого человека. У него была цель, и он отдал за нее жизнь. Представляете, чего бы он достиг, если бы у него была правильная цель».
Я желаю вам ставить перед собой правильные цели.
|