Сценарий концерта «Под знаком Пушкина»
1. Звучит Вальс Г.Свиридова . На экране портрет А.С. Пушкина.
Вед.- Добрый вечер, дорогие друзья! Наш концерт открыл ансамбль народных инструментов Вальсом из сюиты Георгия Свиридова к повести Александра Сергеевича Пушкина « Метель».
Под знаком Пушкина идет юбилейный для великого русского поэта, 2019 год: 5 июня исполнилось 120 лет со дня его рождения. Под знаком Пушкина прошли для нас два последние месяца, мы готовились вложить посильный вклад в празднование юбилея поэта. Не все задуманное получилось, но мы надеемся, что сегодняшний вечер станет событием для всех нас.
Георгий Свиридов, замечательный русский композитор XX века ( на экране- портрет Г. Свиридова), автор прекрасных романсов на стихи Пушкина, а также музыкальных иллюстраций к повести «Метель». Эту музыку знают во всем мире. Но на русского человека она производит особое впечатление, волнует, рождает щемящее чувство, которое трудно выразить словами: то ли это тоска по родине, то ли воспоминание о прошлой любви, то ли боль разлуки . Эта музыка, как и повесть Пушкина,- о России, о неисповедимых путях Господних, которые часто называют Судьбой.
- на экране- видеоряд « Русская усадьба 19-го века» -
Звучит отрывок из повести А.Пушкина «Метель» : «В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную ,жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р***……Владимир должен был их ожидать»
2. Свиридов Г. Романс из музыкальной сюиты «Метель».
Исп. Татьяна Базанова и Анастасия Хандога.
Звучит отрывок из повести А. Пушкина «Метель» : « Накануне решающего дня…..и лошади полетели».
- на экране- видеоряд «Тройка»-
3. Свиридов Г. «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» . Исп. Светлана Измайлова и Елена Попова.
Вед.- Композитор Александр Алябьев, современник Пушкина, автор романсов на его стихи. Кстати, Алябьев неоднократно посещал Сергиевские Серные воды и в один из своих приездов сочинил музыку, которую играл небольшой оркестр , услаждавший слух «водяного общества».
4. Романс А. Алябьева на стихи Пушкина « Зимняя дорога» исполнит
Яна Констанц, партия фортепиано- Анастасия Хандога.
Вед. – Тема любви –ведущая в поэзии Пушкина. Способность или неспособность к настоящей любви- вот главные качества человека, по Пушкину. С одной стороны, у Пушкина «любовь одна- веселье жизни», с другой, «любовь одна- мученье сердца». Для поэта подлинная, истинная любовь неотделима от страданий.
5. Музыка А. Даргомыжского, стихи А. Пушкина,
« Юноша и дева», исп. Анастасия Андриянова, партия фортепиано- Диана Белоглазова.
Вед.- В своей лирике Пушкин дал совершенно новый поворот в теме любви. Главное, чтобы ты любил, а любят ли тебя, это уже вопрос второго плана. В идеал возводится трагическая, безответная любовь.
6. Музыка А. Даргомыжского, стихи А. Пушкина ,
« Я Вас любил», исп. Иван Чичаев, концертмейстер – Анастасия Хандога.
Вед.- Пушкин по окончании Лицея долго колебался, идти ли ему в статскую или военную службу. Можно с уверенностью сказать, если бы в то время началась война, он стал бы офицером. Но не случилось. Зато летом 1829 года Александр Сергеевич участвовал в походе русской армии на турецкий Арзрум. О его бесстрашии ходили легенды. Очевидец вспоминал: «При всякой перестрелке с неприятелем, во время движения вперед, Пушкина видели всегда впереди скачущих казаков или драгун прямо под выстрелы».
7. Предлагаем вашему вниманию еще одну из музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести « Метель»- Военный марш в исполнении Дианы Белоглазовой и Елены Поповой.
Вед. – Анна Петровна Керн- адресат едва ли не самого известного любовного стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье » ( на экране- портрет А. П. Керн, звучит фонограмма романса М. Глинки ). Однако их отношения были скорее дружескими, нежели любовными. Анна Петровна приходилась племянницей Прасковье Александровне Осиповой, чье имение Тригорское находилось неподалеку от Михайловского. Анна Керн гостила там и познакомилась с поэтом, сосланным в деревню. Затем в Москве Пушкин навещал ее. Как-то раз Пушкин привез посвященное ей стихотворение «Приметы».
Александр Сергеевич был до крайности суеверным. Общеизвестный факт: Пушкин в декабре 1825 года, узнав о готовящемся восстании, отправился было из Михайловского в Петербург, но дорогу ему перебежал заяц ( плохая примета), и поэт воротился назад, не попал на Сенатскую площадь, не стал декабристом, зато судьба подарила ему еще 11 лет жизни и творчества.
Вернемся к стихотворению « Приметы». Месяц с правой стороны – к добру, месяц с левой – к худу. Полушутя Пушкин объяснял неудачу в сватовстве к Анне Олениной, двоюродной сестре А. Керн ( на экране – портрет А. Олениной) тем, что по дороге в Приютино, имение Олениных, луна светила ему с левой стороны. Вот и в послании Керн упоминается месяц, как знак судьбы, счастливой или несчастливой.
8. Музыка И. Шварца, стихи А. Пушкина, « Я ехал к Вам», романс из кинофильма «Станционный смотритель», исп. Иван Чичаев, партия фортепиано – Анастасия Хандога.
Вед. - Пушкин смолоду был азартным игроком. В картах ему не везло, он проигрывал огромные суммы . В зрелости он, сознавая насколько пагубна эта страсть, отошел от игры в карты. Но тема игры, счастливого случая, когда человек спорит с судьбой, чрезвычайно занимала его как писателя.
- звучит фонограмма арии Германа из оперы П. Чайковского «Пиковая дама» ; на экране- афиша спектакля –
Вед.- Замечательная повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» о молодом человеке, решившем разбогатеть при помощи магических трех карт, вдохновила П. И. Чайковского на создание одноименной оперы. Однако автор либретто ( словесного текста оперы), брат композитора , Модест Ильич Чайковский, оттолкнувшись от пушкинского сюжета, ушел совсем в другую сторону. В самом деле, персонажи повести Пушкина не годятся в оперные герои, в них нет ничего возвышенного, они обычные, ординарные люди. Германн ( у Пушкина это- фамилия с двумя «н»), поверив в магическую силу трех карт, превращается в маньяка и оканчивает свои дни в больнице для умалишенных. Оперный Герма(имя) - пылкий влюбленный, и деньги ему нужны, чтобы жениться на Лизе. Но в итоге он, как и его литературный прототип, сходит с ума.
Если Пушкин писал о современниках, то действие оперы происходит в XVIII веке. Чайковский вводит во 2-й акт эпизод в стиле «рококо», пастораль, стилизованную сценку пастушков и пастушек.
Чайковский П. «Дуэт Прилепы и Миловзора», исп. Елена Попова И Светлана Измайлова,
- на экране- видеоряд спектакля «Пиковая дама».
Вед. – Каролина Собаньская, урожденная Ржевуская( на экране – портрет Собаньской)- одна из самых замечательных женщин своего времени. Не все известно о ее жизни, не до конца прояснены ее отношения с Пушкиным. Личность загадочная ,тип роковой женщины , внешне прекрасной, но холодной и расчетливой. Пушкин познакомился с ней в Кишиневе, когда она была замужем за человеком старше ее на 30 лет. Вряд ли она ответила взаимностью на пылкую любовь юноши, который был младше ее на 6 лет, а главное, не удовлетворял ее претензиям на власть и богатство. В Одессе поэт и красавица встретились вновь. Каролина ,оставив мужа, жила под покровительством графа Витта, крупного чиновника III Отделения. Ее не принимали в приличном обществе, но молодежь увивалась вокруг нее. Как выяснилось впоследствии, Собаньская была тайным агентом и собирала информацию о настроениях и планах молодых вольнодумцев, в числе которых был Пушкин, а также члены Южного тайного общества. Конечно, Пушкин не догадывался о темной сущности предмета своей страсти. Когда они встретились вновь уже в Москве, любовь поэта вспыхнула с новой силой. Тогда он и написал ей в альбом дивные стихи «Что в имени тебе моем…»
10. Музыка А. Даргомыжского, стихи А. Пушкина
«Что в имени тебе моем?»
Исп. Татьяна Кляуба, концертмейстер – Елена Попова.
Вед. – В Одессе в 1823 г. Пушкин познакомился с Амалией Ризнич ,женой австрийского негоцианта. Современники описывали ее как высокую, стройную особу ( на экране –портрет А. Ризнич), с пламенными очами и длинной черной косой. Увлечение Пушкина ею было бурным , но кратковременным и едва ли взаимным. Ее жизнь вскоре оборвалась. Но она навеки осталась музой поэта и адресатом пронзительно- интимных стихов «Простишь ли мне ревнивые мечты?», « Ночь», « Для берегов отчизны дальней».
11. Предлагаем вашему вниманию романс А. Рубинштейна «Ночь» в исполнении Марины Ананьченко, партию фортепиано исполняет Татьяна Базанова.
Вед.- Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, -печаль минувших дней
Моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья;
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной (А. С. Пушкин. Элеги.).
Вед. –« К тридцати годам Пушкин вступает в полосу зрелости. А он все так же бесприютен ,бездомен, скитается по гостиницам, по друзьям. У него нет ни состояния, ни твердого положения в обществе, ни службы. Он политический поднадзорный: за каждым шагом его следят. Бенкендорф его постоянно и бесцеремонно одергивает, поучает как мальчишку, грозит немилостью государя. В Петербурге поэт как в каменной клетке, он рвется из нее в поисках новых впечатлений, свободы передвижения,общения, без чего творить невозможно ( Волков Г. « Мир Пушкина»).
В мае 1829 года Александр Сергеевич сватается к Наталье Гончаровой. Необыкновенно красивая и притом застенчивая, тихая, кроткая, глубоко верующая девушка, - Пушкин потянулся к ней, как к спасению. В семье Гончаровых судьбу дочерей решает властная мать. Она не дает определенного ответа, но и не лишает надежды. В смятении Пушкин ,не испросив высочайшего разрешения, уезжает на Кавказ, в армию генерала Паскевича. Он словно нарочно подставляет себя под пули: так безрассудно, отчаянно ходит в атаку.
Судьба хранит его до поры. Он тревожно вглядывается в будущее, вспоминая предсказание гадалки, что его ждет насильственная смерть от «белой головы». Но пока что впереди счастливые события. В доме Гончаровых явное потепление, видно более выгодного жениха не нашли. Пушкин сватается вторично и получает согласие. Поэт на пороге новой жизни. Он грезит о семейном счастье, однако сомневается в его возможности. Сможет ли он достойно обеспечить семью? А главное- будет ли он любим? Натали так молода, так красива.
- на экране – портрет Н. Гончаровой-
Он пишет матери невесты поразительное по откровенности письмо: «Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери; я могу надеяться со временем возбудить ее привязанность, но ничем не могу ей понравиться; если она согласится отдать мне свою руку, я увижу в этом лишь доказательство спокойного безразличия ее сердца. Но, будучи всегда окружена восхищением, поклонением , соблазнами, надолго ли сохранит она это спокойствие? Ей станут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей заключить другой, более равный, более блестящий, более достойный ее союз…Не возникнут ли у нее сожаления? Не будет ли она смотреть на меня как на помеху, как на коварного похитителя? Не почувствует ли она ко мне отвращения? Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее: но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать себе нового мужа,- эта мысль для меня- ад».
Какой пророчески точной оказалась эта последняя фраза!
Еще не зная своей судьбы, во время путешествия по Закавказью, поэт пишет щемяще- нежные стихи «На холмах Грузии», исследователи полагают, что они посвящены Н. Гончаровой.
12. Музыка Н. Римского- Корсакова. « На холмах Грузии», исп. Марина Ананьченко, партия фортепиано- Татьяна Базанова.
Вед.- Сегодня мы не ставили задачу поэтапно осветить жизнь и творчество А. С. Пушкина. Наш концерт скорее музыкальное приношение великому поэту, нежели литературоведческий или биографический лекторий. Но хочется верить, что в этот вечер кто-то по-новому открыл для себя Пушкина и захочет перечитать его стихи и прозу, обратиться к нему за советом, как к доброму , умному другу.
13. Мы открывали концерт Вальсом Г. Свиридова , этим же произведением хотим завершить нашу программу. Для вас играет Татьяна Базанова.
Хочется от души поблагодарить участников концерта. Прошу на сцену…
Елена Попова, преподаватель МОУ ДО Сергиевская детская школа искусств
2019
|