Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»
Сценарий праздника «Рождество Христово» для учащихся 3-5 классов
подготовила педагог дополнительного образования Царева Светлана Владимировна
г. Белгород 2013 Рождество Христово Оборудование: Празднично украшенная комната. В углу наряженная ёлка. На столах сладости. Бабушка Василиса Дедушка Егор, одетые в русские костюмы. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня, накануне Рождества, нас пригласили в гости бабушка Василиса и дедушка Егор. А кто из вас ребята, уже праздновал Рождество в прошлом году? Педагог: Рождество Христово – это тихий, светлый праздник. Обычно в канун Рождества, в святочный вечер вся семья собирается вместе за праздничным столом. Сияет огнями праздничная ёлка, пахнет хвоей и горящими свечами. А сколько примет, обычаев, гаданий связанно с этим праздником! Жаль, что многое уже забыто, утеряно. Но я надеюсь, что на сегодняшнем уроке бабушка Василиса и дедушка Егор помогут нам представить, как праздновали Рождество наши предки. В христианских странах Западной Европы, Америки, Австралии и Новой Зеландии праздник начинается 25 декабря. Именно в канун этого дня, сказано в Евангелии, родился Иисус Христос. А вот в нашей стране празднуют несколько позже – 7 января, так как русская православная Церковь пользуется юлианским календарем, который отстает от григорианского на 13 дней. Так что же это такое – праздник Рождества Христова? Давайте послушаем наших уважаемых хозяев – бабушку Василису и дедушку Егора. Дедушка Егор: Садитесь, дети ближе к столу и послушайте, что я Вам сказывать буду. Канун Рождественского праздника народ издревле называл сочельником и придавал ему большое значение, строго следуя обычаям своих предков. Бабушка Василиса: Особенно торжественным был ужин в сочельник. В чисто прибранной избе собиралась вся семья. За стол садились только после первой звезды. Ели в торжественном и строгом молчании. Правда сама ужин не отличался большим разнообразием. На стол обычно ставили кутью и овсяный кисель. Дедушка Егор: В ночь под Рождество обильно кормили скот, выходили в сад и обвязывали соломенным перевяслом плодовые деревья, считалось, что тогда они давали хороший урожай. А вот чтобы кочаны капусты были большие да крепкие, в священный вечер было принято туго сматывать в клубки шерсть. Существовали и запреты: в сочельник грешно ткать, от Рождества до Крещения нельзя охотиться на птиц и зверей, иначе с охотником несчастье может случиться. Бабушка Василиса: Так как в народе сочельник связывали с началом нового солнечного года, существовал обычай под Рождество сжигать посреди двора воз соломы, чтобы умершие родственники восстали из могилы и пришли погреться: тогда им не так холодно будет лежать в мерзлой земле в рождественские морозы. С сильными морозами народ связывал неурожай льна, конопли, овса. Для предотвращения такого зла существовало заклятие на мороз. Во время ужина в сочельник хозяин дома выходил в сени и звал в окно: Мороз, мороз, приходи кисель есть. Мороз, мороз, не бей наш овёс. Лен да конопли в землю вколоти. Крестьяне искренне верили, что после таких слов мороз смилостивится и не побьет урожай. Канун Рождества менее весел, так как считается постным днем и днем приготовления к встрече великого праздника Рождества Христова. Дед Егор: Сам Рождественский праздник, не смотря на холодное зимнее время, дышит весельем и радостью. В основе своей это был праздник молодежи. Игры, песни, посиделки, гадания создавали атмосферу необыкновенного веселья. Преподаватель: Вы очень хорошо рассказали нам, уважаемые хозяева, как встречают Рождество на Руси, какие существуют обычаи и обряды. А откуда пошли эти обычаи и обряды, откуда пошел этот праздник, с какими событиями он связан? Бабушка Василиса: Много у мира тайн, но только эту древнюю историю мы рассказываем на Рождество. Послушайте, дети: Давно уже были люди на земле и в суете жизни стали забывать Бога. Душа у них делалась грешной и злой. Тогда Бог Отец сказал своему сыну Иисусу Христу, что только он может спасти людей, сойдя на землю и став человеком. «Учи их, чтобы они знали Мою волю и исполняли её. Те, которые поверят тебе, будут любить Меня и другим людям не станут делать зла, спасутся от смерти и получат в награду жизнь вечную». Но, чтобы Христос стал человеком, Ему прежде надо было прежде родиться, потому что все люди сначала бывают детьми. Скоро уже исполниться 2 тыс. лет с тех пор, когда в далекой Палестине у Святой Девы Марии родился Иисус Христос. Когда Деве Марии исполнилось 14 лет, она дала обещание ни когда не выходить замуж и служить Богу. Священники Храма, где она воспитывалась с трёх лет, поручили её 80-л старцу, вдовцу Иосифу из Назарета, который имел взрослых детей, а Марии стал вместо отца. Вскоре в дом Иосифа, где жила Мария, явился Архангел Гавриил, с лилией в руках поклонился и дал в знак благой вести цветок Марии, сказал: «Ты родишь сына и назовёшь его Иисусом. Он будет велик и назовётся сыном Всевышнего и даст Ему Бог Отец престол». В те времена цезарь Август повелел сделать всенародную перепись по всей древнеримской империи, к которой тогда относилась и Палестина. У народа той страны был обычай вести перепись по именам и родам. Каждый род имел свой определённый город. Поэтому Дева Мария, происходившая из рода Давидова, должна была войти в Вифлеем (город Давидов), чтобы внести своё имя в список подданных цезаря. Здесь и пришло время родить ей Младенца. Не найдя места на постоянном дворе, она укрылась в известняковой пещере, предназначенной для загона скота. И вот, в зимнюю ночь, далеко от постоянного места жительства, в обстановке лишённой не только земного величия, но и обыкновенного удобства, родился Богочеловек – Спаситель мира Бог стал человеком, то есть одним из нас, ибо принял на себя точно такое же, как у нас тело. Первыми о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. Там, где паслись их стада, увидели они новую звезду. В ярком свете явился им Ангел и возвестил о великой радости – рождении Спасителя, который и есть Христос. Для нас Рождество - это заря надежды и дар вечной жизни. А для него – это начало крестного пути. Это великое событие задолго до этого предсказано лучшими умами того времени – пророками, философами и мыслителями. Рождество Иисуса Христа разделило историю человечества на 2 части. Началась новая эра. Сейчас, в наше время над пещерой, где Он родился, возвышается красивый христианский храм. А внизу на каменном полу, среди множества лампад сияет серебреная звезда и рядом с нею простая надпись: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Преподаватель: Подумайте, дети, сколько красоты и дивной поэзии в Рождестве Христовом. Сколько в нём человечности и доброты, тепла и любви. Не в царском дворце, не в богатом тереме или пышных палатах, а в бедной пастушьей пещере родился Всемогущий Бог. Бабушка Василиса: Первыми радостную весть о восхождении звезды Иисуса Христа разносили по деревне детишки не старше 12 лет. Днём они обегали и высокими голосами пели: Звезда ясна, Царица прекрасна Сына породила, В ясли положила. Пришло три царя, Принесло три дара. Мы дары не принимаем, Вас с праздником поздравляем. С Иисусом Христом, С Рождеством Христовым.
Вечером шли по селу парни и девушки. Молодёжь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Поёт фольклорный ансамбль: Кони у нас запряжены, Кони у нас запряжены, Только сесть да поскати, Только сесть да поехати Барабаны ударили, Барабаны ударили, Нас с тобою поздравили, Нас с тобою поздравили, Барабаны ударили, Барабаны ударили, С праздником поздравили, С праздником поздравили.
Дед Егор: В святки обязательно рядились, собирались на игрища, устраивали посиделки, жгли костры. Переодевание и ряжение в зверей и птиц, чудовищ имели глубокий смысл. Наши предки верили, что в это время злые не чистые силы (ведьмы, черти) опускались на землю вредить людям. В чужом обличии, под маской человек оставался не узнанным и нечистая сила не могла ему навредить. Бабушка Василиса: Особенно весёлым был обычай обходить дома и петь колядки. Эти песни в разных местах России назывались по разному: овсени, виноградья, а в южных областях России, в том числе и нашей – колядки. Хозяевам дома желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Поёт фольклорный ансамбль: На полице есть пирог, Ты не режь, не ломай! Ты не режь, не ломай! Лучше весь подавай. Кто подаст пирога Тому двор бы скота! Девяносто бы быков, Полтораста коров. Они маслом бы цедили, И сметаной бы доили! А как на пролуб пойдут, Пусть помыкивают, А как с пролуби пойдут, Пусть поигрывают.
Давайте и мы с Вами выучим одну колядку: Коляда, коляда! Дома ли хозяин? Ты хозяин – мужичок, Открывай сундучок, Подавай пятачок, Мне на орешки, Тебе для потешки.
Дед Егор: Колядовщики все были ряженные и самодельной звездою в руках, которую делали из жести, стекла и свечою в нутрии – это был символ рождения Христа. Обходили всё село, как бы обводя круг, защищая дома от нечистой силы. В каждом доме ждали колядовщиков и с удовольствием угощали. После шумного обхода всех домов молодёжь собиралась на посиделки снимали хату у бедного односельчанина на 3-5 дней. Приносили плату едой. И устраивали там пир, весело съедая всё, что собрали у односельчан. На поседелках играли в игры, пели, плясали. В селе Большое Городище Шебекинского района забавлялись на «Зимней карусели». На пруду забивали кол, который за ночь обмерзал. На него одевали колесо от повозки. В колесо упирали палку длиной 1,5-2 метра. Раскручивали колесо вставленной палкой, к которой закрепляли санки, и по очереди катались. Бабушка Василиса: Вечер с 13 на 14 января назывался «Богатым вечером». Девушки ходили по селу и пели щедровальные песни. Сеем, сеем, посеваем, С Новым годом поздравляем! Желаем Вам, хозяева, Большого стада, И петуха и курочку, И Танечку, и Юрочку…
За это их щедро угощали. С девушками ходил мехоноша с мешком или кузовком. Он собирал угощенья и оберегал их ряжанных парней. Вид у мехоноши был очень смешным: вывернутый полушубок, волосы и борода из соломы, рваная шапка. К 12 часам ночи девушки собирались в одну из хат и начинали гадать. Гаданий было множество. Вот одно из них: «Снимали с насеста кур и приносили в горницу, где заранее ставили три миски - с водой, хлебом, золотыми и серебряными и медными кольцами. Чья курица станет пить воду, значит муж пьяница будет, если съест хлеб – то бедняк, если возьмёт кольцо золотое – богач, если серебряное – среднего достатка, если же медное – то нищий». Или такое гадание: «Девушки наливали воду в блюдце и пускали туда две тонкие иглы. Если они сходились, то это означало, что гадающая девушка выйдет замуж за милого». А ещё бросали валенок через ворота на улицу, а потом выходили смотреть: в которую сторону обращён он носком, там и быть замужем. А вот если валенок, смотрит на ворота своего дома, то девушка, которая его бросила, этот год придётся в девках сидеть. Дедушка Егор (смеясь): А бывало и так – выбежит девица за ворота, а валенка-то и нет; ребята успели утащить… Начиналась погоня. Бабушка Василиса: Да, весёлое было время. Ваши бабушки, ребята, наверняка помнят, как они гадали в молодости во время святочных вечеров. Пусть внучки порасспрашивают их да сами попробуют погадать. Дедушка Егор: Последний день Святок – Крещение. Этот праздник более других очищен от языческих наслоений, хотя и здесь имеются своеобразные обряды и обычаи, в которых христианская вера, как бы переплетается с языческими суевериями, из числа таких обычаев можно назвать «освещение скота». Делалось это с целью предохраниения скота от порчи. С этим связан и обычай приезжать, а не приходить на крещенское богослужение. Бабушка Василиса: В народе говорят, что в церкви на иконе изображён Егорий (Георгий) на белом коне, значит конь этот не простой, а вроде, как святой, будет. Сам Егорий перед тем, как убить ему змею огненную, что людей губила, освятил в речке воду и въехал в неё на коне, чтобы змея никакого вреда – ни жалом, ни огнём – лошади его не сделала. Сейчас конечно крестьяне лошадь не загоняют, потому как вода в эту пору студёная, а по льду обязательно её проводят: пусть осветится малость - святая ведь вода-то на Крещение. Дедушка Егор: Главная особенность Крещения – это «чин освящения воды». Совершался этот обряд с особой торжественностью и сопровождался шествием «На Иордань», то есть религиозной процессией на реки, озёра и прочие водоёмы, где освящалась вода. Обычно обряд освящения воды заканчивался массовым купанием. В наше время чин освящения воды совершается в храмах или возле них. Он заканчивается погружением в воду серебряного креста. После чего верующие берут эту воду, веря, что она принесёт им благодать Божию и исцеление от всех недугов. Бабушка Василиса: Крещением заканчивался самый светлый, любимый и весёлый праздник – Святки. Долгое время этот праздник на Руси широко не отмечался, был как бы под запретом. Сейчас он снова официально разрешён и объявлен праздником Рождества Христова. Давайте же и мы постараемся возродить этот святой и торжественный праздник!
Список использованной литературы:
1. Библиотека «Первого сентября», «Я иду на урок в начальную школу», сценарии школьных праздников, книга 2, Москва, изд. «Первое сентября», 2001г.
|